// // Иран уходит от России в объятия Китая

Иран уходит от России в объятия Китая

1624

От медведя к дракону

Тегеран активно развивает отношения со странами Запада и с Китаем.
фото: Zuma/ТАСС
Тегеран активно развивает отношения со странами Запада и с Китаем. фото: Zuma/ТАСС
В разделе

Российская власть называет Иран своим стратегическим союзником. При этом сам Тегеран активно развивает отношения со странами Запада и с Китаем, который продолжает успешную внешнеполитическую и экономическую экспансию по всему миру. И винить за это Кремлю впору только себя.

На первый взгляд российско-иранский союз – безоблачный и крепкий. Сейчас обе страны состоят в тесной коалиции, совместно борясь в Сирии с радикальными исламистами. Немало общих проектов и в экономике. Госкорпорация «Росатом», построившая первый энергоблок Бушерской АЭС – первой на всём Среднем Востоке – торжественно передала его под контроль Тегерана. Подписан ряд новых крупных контрактов в торговле и энергетике. Одновременно фонд олигарха Владимира Потанина, уплатив 300 млн долларов, стал совладельцем нескольких интернет-компаний Ирана, в том числе Digikala – местного аналога Amazon. В свою очередь, концерн «Сухой» намерен продавать Ирану свои Superjet, АвтоВаз начал переговоры по открытию там сборочного завода для автомобилей Lada, «Газпром» и ЛУКОЙЛ присматриваются к иранским месторождениям газа и нефти. Министр иностранных дел России Сергей Лавров намерен поднять вопрос о присоединении Ирана к Шанхайской организации сотрудничества. Вроде бы всё выглядит хорошо, но это только на первый взгляд.

Европейцы связаны санкциями от США

Как и следовало ожидать, Россия оказалась не единственной страной, чьи политики и бизнесмены ринулись налаживать отношения со вчерашним мировым изгоем. И, похоже, конкуренты преуспевают в этом отношении ещё больше. После того как президент Ирана Хасан Роухани сделал в Италии первую остановку во время своего тура по Европе в поисках грядущих инвестиций, итальянский премьер-министр Маттео Ренци приехал в Тегеран в сопровождении крупнейших предпринимателей из сферы энергетики, транспортного и оборонного секторов. Побывала в Тегеране и верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини – разумеется, не одна, а вместе с бизнесменами и еврокомиссарами по вопросам транспорта, энергетики и промышленности.

Тегеран вправе и сам предъявить Кремлю большие претензии. Хотя бы за памятную историю с контрактом на поставку в Иран российских зенитно-ракетных комплексов С-300.

Однако у европейцев руки остаются по-прежнему частично связанными. США оставили в силе вторичные санкции, действующие в отношении сделок с иранцами из списка «граждан особых категорий и запрещённых лиц» – за «терроризм, угрозу распространения ядерного оружия или нарушение прав человека». В этом перечне, например, строительные, торговые и транспортные компании, связанные с Корпусом стражей исламской революции, а также телекоммуникационные компании. Потому европейские компании, которые будут иметь бизнес с людьми из данного списка, рискуют лишиться корреспондентских счетов в банках США.

Зато такого препятствия нет перед компаниями Китая, который извлекал и прежде выгоду из западных санкций, вырвавшись явно вперёд в деле работы с иранскими чиновниками и бизнесменами. Если в 1997 году китайско-иранские торговые отношения оценивались в 12 млрд долларов, то в 2014-м они достигли показателя в 52 (!) млрд долларов. Для сравнения: объём торговли между Ираном и Россией тогда насчитывал всего лишь 1,6 млрд долларов, а товарооборот между Ираном и всеми странами Евросоюза два года назад суммарно составлял 10 млрд долларов. В результате сегодня уже около 100 китайских предприятий активно работают с иранскими партнёрами – это и высокоскоростные железные дороги, и нефтегазовая отрасль, и гидроэнергетика, и т.д.

По теме

Отодвигают от трубы

Дабы не потерять достигнутых рубежей, в начале года, уже после отмены главных санкций, китайский лидер Си Цзиньпин примчался в Тегеран и подписал китайско-иранское соглашение о «всестороннем стратегическом партнёрстве». За последние три года это была уже четвёртая встреча глав этих двух государств. Председатель ЦК КПК стал первым лидером мирового уровня, который посетил Иран после отмены санкций, и это весьма многозначительный шаг.

Масштабная программа по развитию отношений и расширению торговли между Ираном и Китаем, рассчитанная на 25 лет вперёд, должна привести к увеличению товарооборота между двумя странами уже за 10 лет до 600 млрд (!) долларов. По словам Си Цзиньпина, намечены 17 совместных проектов, в том числе в области строительства железных дорог и автомагистралей, а также металлургии, автомобилестроения, электроэнергетики, инжиниринга, высоких технологий, горнодобывающей отрасли, охраны окружающей среды. Особо важно отметить договор о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, в рамках которого в Китай будут экспортироваться иранская нефть и газовые конденсаты, китайские компании получат доступ к разведке и развитию нефтяных и газовых месторождений в Иране, производству оборудования, смогут инвестировать в нефтеперерабатывающие и нефтехимические проекты в Иране. В частности, в строительство нефтеперерабатывающего завода в Абадане на юге страны. Весьма нерадостная новость для Кремля, поскольку это означает, что ключевое место России в нефтегазовом трафике в Поднебесную сильно пошатнулось в пользу южного соседа. Как отметил министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане, уже в настоящее время Иран поставляет в Китай 600 тыс. баррелей нефти в сутки, увеличив объёмы на 13% с момента начала реализации ядерного соглашения.

Российская ложка к иранскому обеду

Конечно, Россия может обижаться и на Китай, и на Иран, но стоит ли? Для Поднебесной всегда были на первом месте интересы своей державы, а не её соседей. А Тегеран вправе и сам предъявить Кремлю большие претензии. Хотя бы за памятную историю с контрактом на поставку в Иран российских зенитно-ракетных комплексов С-300, выполнение которого, мягко говоря, несколько затянулось. Напомню, что соглашение на высоком уровне о продаже пяти этих новейших средств ПВО было подписано ещё в 2005 году. Тогда Тегеран жизненно нуждался в них, поскольку президент США Джордж Буш объявил Иран своим «врагом номер один» в мире и всерьёз грозился напасть на него. Однако год за годом шёл, а российские С-300 всё не прибывали, хотя, по косвенной информации, иранская сторона оплатила аванс по контракту. В итоге Иран подал в Международный арбитражный суд иск против РФ на сумму в 4,2 млрд долларов. Глава парламентского комитета по национальной безопасности Ирана Алаеддин Боруджерди отмечал: «Русские открыли новую главу по невыполнению обещаний, если они не выполнят контракт, это станет негативным пятном в двусторонних отношениях».

Стоит отметить несколько странных совпадений. В 2009 году Россия подписала сделку с Израилем по закупке его беспилотных летательных аппаратов. Французская газета L’Express сообщала, что Израиль согласился продать свои беспилотники России по льготной цене 50 млн долларов только на том условии, что она откажется от поставки Ирану систем ПВО С-300. А госсекретарь США Хиллари Клинтон публично поблагодарила Россию за то, что та не снабжает вооружением Иран. Лишь в 2015 году, когда Иран уже вышел из опалы, тормоз был снят и С-300 наконец-то пришли к заказчику. Но ведь дорога ложка к обеду…

КОНКРЕТНО

Отношения с Ираном имеют для Китая стратегическое значение. Помимо энергетического проекта большая ставка делается на проект транспортный – Иран станет одним из ключевых звеньев в реализации плана «Один пояс и один путь», который объединит рынки на пространстве от Китая до Центральной Азии и Ближнего Востока. В Поднебесной его называют «Шёлковый путь XXI века». Замдиректора государственной корпорации Iranian Railway Company Хоссейн Ашури заявил: «Наша главная задача состоит в том, чтобы Шёлковый путь соединил рынки Ирана и Китая для роста внутреннего потребления товаров. Следующая же цель – доставка китайских товаров в Европу». Для этого Китай планирует построить высокоскоростную железную дорогу аж до Великобритании. Этот грандиозный маршрут пройдёт через Мьянму, Бангладеш, Индию, Пакистан, Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Иран, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Австрию, Германию, Бельгию и Францию. Проект, предположительная стоимость которого составляет 150 млрд долларов, планируется завершить в 2020–2025 годах. Китай уже официально объявил о планах строительства скоростной железнодорожной трассы Урумчи – Тегеран с перспективой выхода на границы Турции и стыковкой «китайской» и «европейской» колеи. Это станет реальной альтернативой российской Транссибирской магистрали.

Опубликовано:
Отредактировано: 20.06.2016 08:39
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх