// // Государство может потерять контроль над стратегической собственностью

Государство может потерять контроль над стратегической собственностью

599

Зерно и море

В руках братьев Магомедовых может сконцентрироваться контроль над всей житницей России. Пахать землю и растить колосья не выгодно – сейчас в моде выкупить у государства контроль над основным перевалочным пунктом зерна
Фото: ИТАР-ТАСС
В руках братьев Магомедовых может сконцентрироваться контроль над всей житницей России. Пахать землю и растить колосья не выгодно – сейчас в моде выкупить у государства контроль над основным перевалочным пунктом зерна Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Кому выгодно «прибрать к рукам» Новороссийский морской торговый порт и что в результате «сделки» получит страна, разбиралась «Наша Версия».

Сразу два правительственных тяжеловеса – вице-премьеры Шувалов и Сечин проявили на днях озабоченность судьбой Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Нет, порт не разваливается, не простаивает без грузов. Наоборот, работает вполне активно на импорт и экспорт. Не секрет, что морской путь сегодня самый дешёвый для перевозки крупных партий груза, например зерна. Поэтому предприниматели с охоткой провозят свой товар через НМТП. Словом, безбедное будущее предприятия обеспечено. Так что же так встревожило вице-премьеров?

Не так давно глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина высказала предложение премьеру Владимиру Путину о необходимости продать нескольким частным инвесторам государственную долю в Новороссийском порту: «прогорит» один – вытянет компанию другой, и монополии нет. При этом ограничить долю одной компании в капитале порта. Сейчас государству принадлежит лишь 25% акций НМТП, из которых примерно 5% находится в собственности госкомпании РЖД, что позволяет государству контролировать важнейшее предприятие на юге страны и транзит грузов через него.

Вице-премьеры ратуют за сохранение государственного контроля над компанией, например посредством передачи акций госкомпании, но главное – так же, как глава Минэкономразвития, они категорически против передачи полного контроля частной организации. В начале февраля 2012 года Игорь Сечин обратился к председателю правительства с письмом, в котором заявил, что продажа блокпакета торгового порта частному инвестору противоречит стратегическим интересам России. По его мнению акции порта благоразумнее продать госкомпании «Роснефть». Игорь Шувалов в начале марта вернул в Минэкономразвития на доработку проект распоряжения о приватизации части Новороссийского морского торгового порта. Не исключено, что вице-премьер увидел в планируемой сделке опасность перехода предприятия под влияние одной частной структуры. Очень похоже, что таким лицом может стать небезызвестный владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов.

Если делать деньги, то на всём

Видимо, таким принципом руководствуется в бизнесе Зиявудин Магомедов. Можно предположить, что в зоне его коммерческих интересов далеко не только Новороссийский морской порт, где с января 2011 года вместе с партнёрами им контролируется большая часть активов, но и месторождения цинка, свинца и газа, строительство нефтепроводов, электроэнергетика и телекоммуникации, зерно. Кстати, в списке возможных приобретателей аэропорта Домодедово пока значится лишь один претендент – группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. При этом складывается странная ситуация, когда государство продолжает инвестировать из бюджета в улучшение инфраструктуры объекта, который подлежит продаже. Видимо, за счёт такого невнимательного развития государством стратегических объектов Магомедову удавалось показывать уникальную эффективность своих приобретений. «Сумма» (в недавнем прошлом «Сумма капитал») присутствует в почти 40 регионах России и за рубежом, в группе занято более 10 тыс. человек. Однако холдинг в бизнес-кругах считают одним из самых закрытых в России, частная структура столь стремительно и легко приобретает новую собственность там, где недавно имело интересы государство либо другие частные компании.

По теме

Но если прочие покупки «Суммы» не сказывались на простых россиянах, а стратегию развития компании мы оставим на совести её собственников, то теперь автор «Нашей Версии» выявил риск концентрации власти над хлебом насущным в руках двух братьев Магомедовых.

Самой крупной сделкой «Суммы» в системе логистики эксперты называют приобретение доли в НМТП, стоимость которой на Лондонской бирже доходила до 451 млн долларов. На продуктовом рынке главное достижение – торговля зерном.

Не так давно стало известно: старший брат основателя холдинга Зиявудина Магомедова Магомед (ранее был сенатором от Смоленской области, потом помощником спикера Совета Федерации Сергея Миронова, совладелец части компаний группы «Сумма») занялся зерновым бизнесом. За несколько месяцев новый трейдер на российском рынке зерна вошёл в десятку крупнейших экспортёров.

По некоторым данным, с июля прошлого года ООО «Дантон», принадлежащее Магомеду Магомедову, отправило за рубеж около 300 тыс. тонн зерновых, и около 150 тыс. тонн реализовано на внутреннем рынке.

Успешному зерновому бизнесу братьев можно порадоваться: сумели наладить активную внутреннюю и внешнюю торговлю, что не всем удаётся. Зарабатывают хорошие деньги. Но в чём тут особенность? А особенность в том, что постепенно всё больше звеньев в цепочке купил – доставил – продал на зерновом рынке переходит под контроль братьев.

40 процентов экспорта зерна под контролем одной компании?

В собственность Новороссийского морского торгового порта, где имеет (и, судя по всему, хочет расширить) свою долю «Сумма», входит также Новороссийский зерновой терминал, через который экспортируется зерно.

«Сумма» интересовалась выкупом допэмиссии государственной Объединённой зерновой компании (ОЗК). А компания, в свою очередь, как крупный госагент, распоряжается практически всем зерном государственного интервенционного фонда. ОЗК была создана в марте 2009 года, сейчас на её балансе находится 30 предприятий (элеваторы, мукомольные заводы и др.). Стоимость чистых активов компании на конец 2011 года оценивалась в 5,3 млрд рублей.

В ноябре прошлого года президент подписал указ об увеличении уставного капитала ОЗК путём допэмиссии. Считается, что вырученные деньги пойдут в саму компанию для реализации её инвестпланов. С начала марта начался официальный приём заявлений от желающих приобрести акции.

Но ещё в конце прошлого года гендиректор ОЗК Сергей Левин признавался в интервью, что желание выкупить акции выразила группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. Других претендентов он не упоминал. По мнению экспертов рынка, их скорее всего не будет. Есть мнение, что допэмиссию решили провести в сжатые сроки, чтобы осуществить сделку под конкретную компанию.

Какие интересы у «Суммы» в ОЗК? Легко предположить, что в первую очередь Магомедову может быть выгоден контрольный пакет ОЗК в Новороссийском комбинате хлебопродуктов (НКХП). НКХП – один из двух крупнейших российских зерновых терминалов, через которые экспортируется зерно, предприятие также занимается производством муки. В августе прошлого года структуры «Суммы» приобрели 27,85% НКХП. Теперь появился хороший шанс взять комбинат под полный контроль.

Приобретение выглядит ещё более выгодным на фоне других «зерновых» активов, к которым имеет отношение (контролирует вместе с партнёрами) «Сумма». В частности, это ведущий российский терминал – Новороссийский зерновой терминал (НЗТ). Общая мощность НКХП и НЗТ превышает 10 млн тонн зерна в год! Цифра, что называется, внушает. Ведь всего, по прогнозу на нынешний сельхозгод, Россия должна экспортировать 24–25 млн тонн зерна. Получается, под контролем одной частной компании в ближайшем будущем может оказаться больше трети экспорта российского зерна?

Барин всея русского зерна

Стратегия создания собственного зернового трейдера, скупка инфраструктуры для торговли и обработки зерна выглядит многообещающе, если прочие участники рынка упрутся в «бутылочное горлышко» Новороссийского порта. Напомним, что сейчас братьям и их структурам принадлежит более половины акций самого порта. Если героям нашего повествования удастся купить акции у государства, то они получат полный контроль над морской гаванью. Ведь, получив более 75% акций компании в России, участник получает неограниченный контроль над активом, презирая права управления, а в некоторых случаях низвергая прочих собственников.

По нашим предположениям, «Сумма» мыслит все упомянутые сделки уже осуществлёнными. Как рассказывают зерновые трейдеры, в «Сумме» уже всерьёз рассматривают возможности участия в портовых проектах в Европе – покупку долей, строительство терминалов. При контроле транспортировки грузов из крупнейшего порта на юге России грех не строить наполеоновские планы.

Вот только выиграет ли от такого бизнеса Россия? Как сумеет им распорядиться человек, имя которого связано с активным приобретением самых разных бизнесов, но до конца не понятна его роль как созидателя? Вопрос. Да и офшоры, даже при удачном ведении бизнеса, никто не отменял.

Сколько государство может выручить за крупнейшего портового оператора, неизвестно. По неофициальным данным деловой прессы, в 2011 году «Сумма» с партнёрами приобрели контроль над НМТП за 2,5 млрд долларов, что на 80% превышало рыночную стоимость актива. Впрочем, за год акции НМТП значительно подешевели: если 12 месяцев назад одна ценная бумага компании стоила больше 3,5 рубля, то сейчас – около 2,7 рубля. Вот так, скупив по дешёвке акции порта, братья завладеют контролем практически над каждым вторым колхозником нашей страны. Ведь торговать владельцам порта будет удобнее со своими трейдарами. Эти ребята станут чуть ли не единственными скупщиками зерна в России. Ну а если они и допустят конкуренцию, то можем не сомневаться, что у прочих посредников самые сливки осядут в самом узком месте цепочки поставки зерна – основную маржу они оставят в порту.

Можно согласиться с вице-премьерами и главой Минэкономразвития: недопустима ситуация, когда контроль над торговлей зерна и основным транспортным узлом окажется в одних руках.

Опубликовано:
Отредактировано: 26.03.2012 16:42
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх