Избранная Государственная дума начала свою деятельность с работы над бюджетом страны. Трудно сказать, кому придётся сложнее – депутатам, которым спешно изучать расписание государственной казны, или правительству, которому надо придумать, чем эту казну наполнить.
Десять лет назад Россия перешла на трёхлетнее планирование, но из-за сложной экономической ситуации бюджет на 2016-й был принят в расчёте всего на один год. От трёхлетних планов всё же отказались не насовсем, отложив их до лучших времён. Возникла дилемма: годовой бюджет даёт больше возможностей для лавирования в условиях нестабильности, но трёхлетний и сам по себе организатор стабильности и её финансовый инструмент. По последней информации, правительство уже сделало выбор – Минфин готовит трёхлетний вариант. Но и разговоры о том, что постоянно меняющаяся ситуация может повлиять на это решение, не прекращаются. Главные аргументы основаны на невозможности учесть такие аспекты, как изменения в налоговой и пенсионной системах, которые ещё не утверждены парламентом. Да и вообще очень сложно составить работающий трёхлетний бюджет с дефицитом в 3,2% от ВВП.
Долю сомнений внёс премьер-министр РФ Дмитрий Медведев – горячий сторонник возврата к трёхлетнему планированию. Он без смущения заявил, что даже текущему бюджету может не хватить 1,5 трлн рублей. А в следующем году доходов ожидается ещё меньше, чем в этом. Потому, как сводить казну, непонятно. Где же правительство намерено найти источники наполнения бюджета? Рассматриваются разные варианты. Например, есть идея повысить НДС до 20% прямо с января 2017-го. Но против этого выступает глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она считает, что рост ставки налога обязательно приведёт к скачку инфляции, которая съест весь добавочный доход, причём сразу и почти полностью. Существуют и другие варианты – повышение подоходного налога и увеличение госзаймов. Также Минфин предлагает увеличить долю федеральной части налога на прибыль: сейчас 18% остаётся в регионах, а 2% идёт в центр. Предлагается сделать 17% на 3%, что больно ударит по регионам, но центру до этого нет дела.
Озвучиваются и другие инициативы, которые наверняка будут реализованы. Так, за госкорпорациями сохранят обязательство направлять 50% дивидендов в бюджет при общем сокращении государственного субсидирования «на сумму не используемых ими временно свободных средств». Также увеличится размер платы за пользование водными биологическими ресурсами и за использование федеральных лесов.
Ко всем сложностям добавилось противостояние Минобороны и Минфина, которые никак не могут согласовать объёмы финансирования Вооружённых сил до 2025 года. Дело дошло даже до ссоры между министрами, случившейся в ходе совещания у президента. Министр финансов Антон Силуанов озвучил цифру в 12 трлн рублей, а глава Минобороны Сергей Шойгу, в свою очередь, утверждал, что армии для защиты страны категорически необходимо 22 триллиона. В итоге страх перед угрозой завоевания оказался сильнее – Минфин внёс в правительство законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Они позволяют министру финансов без изменений в федеральном законе о бюджете перераспределять в пользу обороны до 10% объёма бюджетных ассигнований. Предполагаемая сумма, о которой идёт речь, – порядка 1,6 трлн рублей.
Александра Суслина, эксперт Экономической экспертной группы по налоговой и бюджетной политике:
– Все ждали секвестра, и никто не ждал повышения расходов. Непонятно, что за этим стоит, но экономика уже настолько не в приоритете у лиц, принимающих решения, что они даже не пытаются делать вид. У них в приоритете оборонка и социалка, остальное по остаточному принципу.
В таких бюджетных условиях инвестактивность будет только снижаться. Непонятно, что будет: то ли они потом решат повысить налоги, то ли решат допечатать деньги. А в ситуации неопределённости при высоких политических рисках инвестировать в долгосрочные проекты недальновидно.