Версия // Общество // Госдума одобрила законопроект об ужесточении наказания за нарушения при перевозке пассажиров

Госдума одобрила законопроект об ужесточении наказания за нарушения при перевозке пассажиров

2117

Не подвезло

Госдума одобрила законопроект об ужесточении наказания за нарушения при перевозке пассажиров (фото: rostov-gorod.ru/Администрация города Ростова-на-Дону)
В разделе

Депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтении законопроект, повышающий ответственность за незаконные пассажирские перевозки. С 2019 года он претерпел существенные изменения и теперь предлагает другие пути решения проблемы.

Принятый депутатами во втором и третьем чтении законопроект ужесточает ответственность за незаконные пассажирские перевозки на автобусах и городском электрическом транспорте, сообщают «Известия». Документ был внесён на рассмотрение в Госдуму ещё в 2019 году, но «завис» на несколько лет. Как пояснили изданию в Минтрансе России, в период пандемии начались сложности в работе перевозчиков, и его рассмотрение застопорилось.

Законопроект подразумевает внесение поправок в статьи 11.33 и 14.1.2 КоАП. Ранее авторы законопроекта предлагали в качестве меры борьбы с нелегальными пассажирскими перевозками предоставить возможность «дисквалификации должностных лиц и конфискации транспортных средств». Это позволило бы пресечь схему, при которой лицо, являющееся главой нескольких фирм, при административном приостановлении деятельности одной компании передавал транспортные средства по договору аренды другому юрлицу и продолжал работать.

Важные изменения

Документ был принят в первом чтении в феврале прошлого года, а затем обсуждение застыло почти на два года. Ко второму чтению депутатами ГД в него были внесены существенные изменения, и решать проблему нелегальных перевозок теперь предлагается другими способами.

Дисквалификацию убрали из обеих статей, оставив увеличение штрафов по ряду оснований. Так, в соответствии со статьёй 14.1.2, взимание с пассажиров платы за перевозки по заказу неопределенного круга лиц без лицензии предлагается наказывать штрафами: для должностных лиц 30 тысяч рублей вместо нынешних 50 тысяч, а для юрлиц – 300 тысяч вместо 200 тысяч рублей. Также предлагается наказывать не только за саму перевозку, но и за распространение рекламы оказания этих услуг.

За тот период, пока законопроект находился на рассмотрении Госдумы, в России был принят закон № 185-ФЗ от 29 мая 2023 года, вводящий запрет на заключение договора фрахтования с каждым пассажиром в отдельности. Эта мера исключает возможность маскировки регулярных перевозок под заказные. Кроме того, в России запретили распространять информацию об оказании таких услуг.

В связи с этим документ, дошедший до второго чтения в Госдуме, добавил поправку к статье 14.1.2 КоАП РФ, которая вводит ответственность за заключение договора фрахтования с каждым пассажиром: водителей за это будут штрафовать на 5000 рублей, должностных лиц – на 50 тысяч рублей, а юрлиц – на 200 тысяч рублей. Кроме того, в соответствии с законопроектом, те лица, которые ведут предпринимательскую деятельность, не оформив юрлицо, несут ответственность именно как юрлица. В Госдуме сообщили, что в поддержку законопроекта также выступили МВД, Минюст и Минтранс.

Где нелегалов больше?

Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему привели данные о количестве перевозчиков в России, актуальные на 2019 года. В соответствии с ними, в стране было 54,5 тысячи лицензий и 273 тысячи автобусов. В беседе с изданием представители Минтранса уточнили, что в 2023 году почти 66 тысяч перевозчиков имеют лицензию, также зарегистрировано свыше 350 тысячи автобусов.

По теме

Точной статистики по нелегальным перевозчикам по понятным причинам не существует, но можно с уверенностью утверждать, что ситуация может заметно отличаться в зависимости от региона. Как отмечает президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль, в Москве и Санкт-Петербурге около 80 процентов перевозчиков осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства. Гораздо хуже дела обстоят в южных российских регионах, где нелегальные пассажирские перевозчики встречаются значительно чаще. По данным Минтранса, нелегальная деятельность в этом сегменте чаще всего выявляется на крупных пассажирообразующих узлах – вокзалах, станциях метро и других объектах с большим скоплением людей.

Перетягивают пассажиропоток

Существует ряд схем, которыми чаще всего пользуются нелегальные перевозчики для прикрытия своей деятельности. Отличить их можно по отсутствию лицензии, маршрута поездки, договора фрахтования. Свои перевозки они часто маскируют под заказные: ездят по тем же маршрутам, что и легальные перевозчики, перетягивая на себя часть пассажиропотока. Для привлечения пассажиров они могут немного снизить цену на билет или изменить время отправления на более удобное. Это негативно отражается на выручке добросовестных компаний. Тем не менее, в последние годы динамика нарушений в этой сфере начала сокращаться. Это связано с тотальным лицензированием работы перевозчиков, введённым в 2019 году.

По словам представителей легальных перевозчиков, в своей деятельности компаниям нередко приходится сталкиваться с недобросовестными коллегами. Они признаются, что вносимые в законодательство изменения мало помогают в решении этой проблемы. Нелегальные перевозчики нередко работают на маленьких микроавтобусах категории «В» вместимостью до 8 человек, поэтому доказать сам факт нарушения закона не так просто. Зачастую такой транспорт не привлекает внимания сотрудников Ространснадзора, которые сосредотачиваются на проверках больших туристических автобусов: «маршрутчики» с полной машиной пассажиров просто проезжают мимо.

Не только ограничениями

Директор занимающейся перевозками компании «Принтерия» Илья Карпук сообщил журналистам, что вопрос ужесточения мер контроля в сфере перевозок является спорным. Он пояснил, что в регионах надзорные органы и так контролируют перевозки. По его мнению, нужно внедрять не только новые меры ответственности, но также работать над профилактикой нарушений, осуществлять предупредительные и восстановительные меры. Он добавил, что введение избыточных мер может увеличить у перевозчиков желание их обойти, и нелегалов в сфере пассажирских перевозок станет только больше.

Одним из способов решить проблему может стать создание более привлекательных для перевозчиков правовых условий, а также реализация компенсирующих мер в вопросе налогообложения, чтобы работа в пассажирских перевозках оставалась выгодной для предпринимателей. Представители отрасли в целом поддержали идею увеличения штрафов за нелегальные перевозки, но при этом пока остаётся открытым вопрос, как будет осуществляться контроль над ними. Помочь в решении этой проблемы могло бы введение электронных списков пассажиров, такую меру ранее предлагал реализовать Минтранс России.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.12.2023 19:35
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх