// // Худсовет запрещал называть комедией фильм «Я шагаю по Москве»

Худсовет запрещал называть комедией фильм «Я шагаю по Москве»

538

Невесёлая прогулка

Работу над фильмом решили начать, когда сценарий состоял лишь из эпизода под дождём
Работу над фильмом решили начать, когда сценарий состоял лишь из эпизода под дождём
В разделе

45 лет назад, в 1963 году, на экраны страны вышел фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Картина стала культовым произведением, а режиссёрская работа была отмечена на Каннском кинофестивале. Помимо прочего, именно эта лента стала актёрским дебютом для Никиты Михалкова и Евгения Стеблова. «Наша Версия» выяснила, как создавался этот замечательный фильм.

Идея фильма «Я шагаю по Москве» принадлежит сценаристу Геннадию Шпаликову. Как-то он пришёл в гости к Георгию Данелия с бутылкой шампанского в авоське и сказал, что придумал сценарий для новой картины. Сюжет был таков: «Дождь, посреди улицы идёт девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он всё едет за ней и улыбается...» Собственно, на этом сценарий заканчивался. Данелия удивился и спросил: что же было дальше? На что Шпаликов ответил, что дальше нужно придумать, и достал бутылку шампанского.

«Шампанское было тёплым. И, когда Гена его открывал, полбутылки вылилось на свежевыкрашенную клеевой краской стену, – вспоминает Георгий Данелия. – И он очень обрадовался: ведь это хорошая примета. Но вот моя мама придерживалась другого мнения, когда увидела пятно на стене, и не очень обрадовалась. Ведь только за два дня до этого у нас закончился ремонт. А через полтора года после премьеры фильма в Доме кино мама сказала, что не против, чтобы Гена забрызгал шампанским и другую стену, если будет такой же результат».

У этой картины не было сложной судьбы, её не запрещали к показу, но пободаться с советскими чиновникам пришлось. На стадии утверждения сценария картину долго не принимали. А всё из-за того, что незадолго до этого Никита Сергеевич Хрущёв заявил о том, что картина Марлена Хуциева «Застава Ильича», сценарий к которой тоже написал Геннадий Шпаликов, идеологически вредна, так как весь фильм три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают.

Сценарий фильма «Я шагаю по Москве» был о молодых людях, которые тоже ничего не делали и бродили по городу. В итоге режиссёру пришлось идти к высшему начальству на поклон, чтобы дали добро на запуск картины. «Работа над картиной шла легко и весело, – продолжает рассказ Георгий Николаевич. – Но когда дело дошло до показа материала худсовету объединения, нам сказали, что не понимают, о чём наш фильм, что нужен эпизод, который уточнял бы смысл. Тогда мы с Геной придумали эпизод, где место «критика» занял недовольный всем на свете полотёр, выдающий себя за литератора. Сыграть эту роль я уговорил режиссёра Владимира Басова. В итоге «критический момент» в исполнении Басова спас фильм».

На этом эпопея с чиновниками из Госкино не закончилась. Они никак не могли понять, почему жанр картины обозначен как комедия, если не смешно. Режиссёру пришлось объяснять, что это лирическая комедия, и тогда его заставили прописать это в титрах. Так появился новый жанр.

Подбор актёров – дело всегда непростое. Но вот с кандидатурой на роль одного из главных героев – метростроевца Кольки – определились довольно быстро. Геннадий Шпаликов настаивал на том, что эту роль должен исполнить Никита Михалков, брат его лучшего друга Андрона Кончаловского. «Я не сразу согласился, – поведал Данелия. – За полгода до этого я видел Никиту, он был невысоким подростком, гадким утёнком. А мне нужен был статный, красивый парень. Но когда мы всё же пригласили его на пробы, вошёл верзила на голову выше меня. Пока мы бесконечно переделывали сценарий, вышло как у Маршака: «За время пути собачка могла подрасти». Так что мы его взяли. Прошла всего неделя после съёмок, и ко мне приходит ассистент по актёрам и сообщает, что Михалков отказывается сниматься, требует повышения гонорара с 8 рублей (ставка начинающего артиста) до 25 (ставка молодой звезды). Чтобы это сделать тогда, надо было долго добиваться согласия в Госкино, поэтому я вызвал Никиту на ковёр. Пришлось пойти на хитрость и сообщить ему, что он у нас больше не снимается».

По теме

Никита занервничал: «Но вы меня пять дней снимали! Вам же всё переснимать придётся!» «Это уже не твоя забота, иди, мешаешь работать!» – невозмутимо ответил режиссёр. Тут Никита испугался и признался, что это Андрон его научил: дескать, раз уже почти неделю снимают, у них выхода не будет, повысят гонорар.

«Я в этом фильме играл самого себя, – вспоминает Никита Сергеевич. – Даже подумал: «Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь свой текст – и всё». Потом, когда довелось ощутить все тяготы профессии, понял, что съёмки «Я шагаю по Москве» были просто счастливым свободным полётом, который бывает, наверное, раз в жизни».

На роль Саши Шаталова, которую впоследствии блестяще исполнил Евгений Стеблов, изначально был приглашён другой актёр. Причём Данелия ни о ком другом и слышать не хотел. По роли Саша стрижётся наголо. А так как снимали то начало, то середину и Саша то с шевелюрой, то стриженый, претендента на роль обрили, после чего сделали ему парик. Но неожиданно ассистент по актёрам встретила Евгения Стеблова и решила, что он гораздо больше подходит на эту роль.

«Я тогда учился на первом курсе Щукинского училища и пошёл на киностудию «Мосфильм» походить по коридорам: вдруг меня кто-то заметит, – объяснил Евгений Юрьевич. – Там я встретил своего приятеля, который посоветовал наведаться в съёмочную группу фильма «Я шагаю по Москве», где как раз требовались молодые актёры. Я туда зашёл, а там ещё куча претендентов. Я со страху ничего не помню, но, как мне потом ассистентка рассказывала, я так хотел сниматься, что решили сделать фотопробу. Так меня взяли». Правда, Данелия пришлось долго извиняться перед актёром, который должен был сыграть эту роль.

«Он заикался, – рассказал Георгий Николаевич, – но когда узнал, что его подстригли напрасно, так обозлился, что час поносил всю съёмочную группу и весь советский кинематограф. И ни разу не заикнулся! А ведь волновался. Может, мы его вылечили?»

В роли главной героини Алёны должна была сниматься Наталья Селезнёва. «Меня взяли совершенно случайно, – поделилась Галина Польских. – Ассистент Данелия перехватил меня в коридоре «Мосфильма», когда меня пригласили сниматься в другой хорошей картине. Данелия, видно, настроился на Селезнёву, меня встретил неприветливо, заставил перекраситься. Но замечательный оператор Вадим Юсов так снял меня на пробах, что Георгий Николаевич согласился. И вроде бы получилось хорошо».

Заглавная песня «А я иду, шагаю по Москве…» до сих пор звучит, слова её стали хрестоматийными. А сочинил её прямо во время съёмок одного из эпизодов Геннадий Шпаликов. В тот день режиссёр с операторской группой сидели на крыше гостиницы «София» и ждали подходящего момента, чтобы начать съёмки.

«Тут внизу появляется Гена, – вспоминает Данелия. – В этот день выдали зарплату, и он надеялся, что мы пойдём в ресторан и отметим это дело. Написать слова к песне я просил его за две недели до этого, он пообещал – и смылся. И вот у нас происходит такой разговор: «Ты слова сочинил?» – кричу я ему сверху в мегафон. «Сочинил, – кричит он мне снизу: – Я шагаю по Москве, как шагают по доске...» «Не пойдёт, – ору ему я. – Если ничего не придумаешь, никуда не пойдём». Представляете себе: людная площадь, прохожие, а двое ненормальных кричат какую-то чушь – один с крыши, другой с тротуара? «Сочинил! – через пять минут заорал снизу Гена: — Я иду, шагаю по Москве, и я пройти ещё смогу солёный Тихий океан, и тундру, и тайгу...» «Лучше: «А я иду, шагаю по Москве», – поправляю я его. «Хорошо», – соглашается Генка. «Ещё куплет нужен!» – продолжаю вопить я. В общем, пока оператор снимал, Шпаликов придумал предыдущий куплет («Бывает всё на свете хорошо, в чём дело, сразу не поймёшь...») и последний («Над лодкой белый парус распущу, пока не знаю где...»). Если бы съёмки длились дольше, куплетов могло быть не три, а четыре или пять».

– спросили у режиссёра. В итоге пришлось заменить на «пока не знаю с кем». «Совсем хорошо стало, – подумал про себя Данелия. – Не знает Колька, с кем он – с ЦРУ или с Моссадом».

Успех картины в СССР был феноменальный. Помимо этого его заметили и за рубежом. Фильм «Я шагаю по Москве» был отобран для показа в Каннах. На кинофестиваль картину повезли Георгий Данелия и Галина Польских. Перед поездкой чиновник из Госкино спросил у режиссёра, уже побывавшего за границей: «Какие там задают провокационные вопросы?» – «Спрашивают, почему в наших картинах нет секса.

А я отвечал, что в этом нет необходимости: в СССР с рождаемостью всё в порядке». Юная Галина Польских тоже прошла инструктаж в Госкино. И вот первая пресс-конференция. Американский журналист обратился к актрисе: «У меня нескромный вопрос к Галине Польских». Раздался её приглушенный голос: «Георгий Николаевич, это он про секс!» Перевод этих слов для иностранцев был таким: «Мадам Польских разрешает задать вопрос». Американец начал говорить, а Польских, не дожидаясь перевода, твёрдо заявила: «Не волнуйтесь, мистер! С рождаемостью в СССР всё в порядке!» А журналист интересовался, сколько актрисе лет: очень уж молодо она выглядела на экране.

Опубликовано:
Отредактировано: 26.05.2008 12:08
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх