// // Ежегодно на госзаказах министерств и ведомств казна теряет 1 триллион рублей

Ежегодно на госзаказах министерств и ведомств казна теряет 1 триллион рублей

306

Торг уместен!

Сверхдорогие автомобили не редкость в заявках российских чиновников.
Фото: Сергей Тетерин
Сверхдорогие автомобили не редкость в заявках российских чиновников. Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Правительство намерено изменить систему госзакупок. Для начала были определены правила оценки заявок на участие в тендерах, которые, как полагают чиновники, позволят избавиться от субъективного подхода. Но уже в следующем году вся система может быть радикально реформирована. Сейчас ведётся разработка концепции системы, которая регламентирует весь цикл процесса госзакупок. Эксперты полагают, что шаги предпринимаются, безусловно, в верном направлении. Однако ничего в корне не изменится, пока не будет персональной ответственности чиновников, устраивающих тендеры. А об этом речь, к сожалению, не ведётся.

Благодаря размещению заявок о госзаказах в открытом доступе в Интернете простые граждане смогли узнать много нового о жизни и быте российских чиновников. Редкий месяц обходится без громких скандалов относительно того или иного контракта государственных учреждений. Из последнего: заявка на проведение новогоднего мероприятия в Высшем арбитражном суде. На организацию «корпоратива» ВАС выделяет 1,5 млн. рублей. В документе чётко сформулированы судейские музыкальные предпочтения. На своём празднике они пожелали увидеть одну из групп – «Аракс», «Браво», «Город 312», «Корни», «Сплин». Помимо этого требуется сольный исполнитель – Лариса Долина, Александр Серов, Алексей Глызин, Александр Буйнов, Тамара Гвертицели (так написано в заявке), Зара. Далее перечисляются артисты театра и кино: Сергей Колесников, Александр Ширвинт (опять же сохраняем авторскую орфографию), Дмитрий Певцов и Анна Большова. Завершают программу исполнители фольклорного жанра: Надежда Кадышева, Надежда Бабкина и Пелагея. Для разбавления звёзд сгодится любой танцевальный коллектив, конферансье (не менее двух). Чтобы подчеркнуть торжественность события, нужно украсить здание ВАС ёлками, шарами и транспарантами с поздравлениями.

Для рядового налогоплательщика тяга судей к прекрасному может показаться неумеренной, но само появление подобной заявки в Сети свидетельствует о значительном прогрессе. Кто и где плясал и, главное, сколько за это пришлось заплатить, раньше не афишировалось. Более того, в указанной заявке судьи оставили варианты для манёвра, а не состряпали бумажку под конкретного заказчика.

Открытость тендеров уже дала конкретные результаты. Так, в августе, после скандала в прессе о закупке Генпрокуратурой представительских автомобилей для руководителей ведомства, оно вынуждено было поумерить свои аппетиты. Бюджет сократили с 21,6 до 3,7 млн. рублей. При этом в обновлённой заявке остался премиальный BMW 740 Li 2009 года выпуска, цвета чёрный сапфир, с кожаным салоном Dakota, «развлекательной системой для задних пассажиров» и двигателем мощностью 326 лошадиных сил.

С формированием конкурсных заявок под конкретного исполнителя власти надеются бороться путём определения чётких параметров. Начиная с этого месяца все присланные заявки будут оцениваться исходя из следующих параметров: цена товара, его функциональные характеристики, расходы на эксплуатацию и техобслуживание, сроки выполнения работ по установке и длительность гарантийного срока. Также прописан набор параметров и для оценки качества услуги. По всем этим пунктам выставляются оценки в баллах и значимость каждого из них.

Закон и ранее давал описание этих критериев, но, как ими пользоваться, не уточнялось. «Это приводило к огромному количеству нарушений – до 40% жалоб участников на неравные условия торгов связано именно с нерегламентированной процедурой оценки заявок», – говорит начальник управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил Евраев.

По теме

Новая система, как полагают в Антимонопольной службе, исключит субъективный подход при отборе победителя и позволит экономить ежегодно до 1 трлн. рублей бюджетных средств. Учитывая, что в 2009 году объём госзаказа превышал 4 трлн., выходит, что сейчас «теряется» порядка четверти всех средств.

«Сам по себе документ, конечно, не убивает коррупцию на корню, он делает ситуацию более понятной, прозрачной, устанавливает методологию и определяет условия работы по госзаказу, – комментирует председатель совета директоров межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро. – На мой взгляд, нарушения всё равно будут, так как постановление даёт на выбор два критерия, по которым должны оцениваться заявки участников. Если организатор торгов заинтересован в проведении честных торгов без подтасовок, то он выберет объективные критерии, по которым оценит заявки. Однако в случае торгов по сговору заказчик может выбрать те условия, благодаря которым заявку можно рассмотреть субъективно».

Как рассказывает Габестро, в настоящее время отдельные компании могут выигрывать конкурсы на проведение исследовательских работ за счёт демпинга. А потом совсем не факт, что они окажутся способными справиться с задачей. По новым правилам, значимость параметра «цена» при определении победителя не может превышать 35%. Стало быть, компании вынуждены будут предложить что-то ещё, кроме низкой стоимости работ.

В перспективе контроль за госзакупками намерены ужесточить. «До конца года Минэкономразвития внесёт в правительство концепцию федеральной контрактной системы (ФКС), которая должна регламентировать весь цикл госзакупок», – заявила советник министра экономического развития Ольга Анчишкина, возглавляющая рабочую группу по разработке документа. ФКС должна охватить всю цепочку контрактования: планирование, размещение, реализацию, мониторинг, приёмку результатов и контроль исполнения.

Сейчас государственные контракты отслеживает сразу несколько ведомств. И всё происходит, как в поговорке о семи няньках. Так, Федеральное казначейство регистрирует их в реестре, Федеральная антимонопольная служба следит, чтобы не было нарушений при размещении заявки и т.п. Эксперты отмечают, что закон о госзакупках действительно повысил прозрачность процесса при размещении заказа. Что творится потом – тёмная история. Остаётся неясным, насколько оправданы планы ведомств по госзакупкам, как идёт реализация контрактов, как достигаются результаты и достигаются ли они вообще. Следить за тем, насколько эффективно расходуются государственные средства, как предполагается, будет Минэкономразвития.

По мнению экспертов, шаги предпринимаются правильные, но добиться полной прозрачности торгов можно будет только в случае введения реальной ответственности чиновников. «Коррупционная система очень быстро подстраивается, – говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Мы требовали, чтобы были сайты госзакупок, чёткое понимание требований и прозрачность ведения тендеров. И сейчас мы видим, как эта система отыгрывается».

Так, в конкурсной документации указываются параметры, под которые подпадает товар только одного производителя. Для соблюдения формальности ставится приписка «или аналоги», хотя таковых в природе не существует. Или же информация размещается в сроки, за которые невозможно составить конкурсную документацию. Бывают и более хитрые механизмы, такие как замена букв кириллицы на латиницу, поэтому отыскать в Интернете такую заявку становится проблематично. На эти манипуляции обратил внимание и президент Дмитрий Медведев, после чего проблемой прозрачности тендеров озаботилась Генпрокуратура.

По словам Кабанова, Справиться с этим могло бы введение персональной ответственности чиновников, формирующих заявки.

Помимо этого, по мнению Кабанова, требуется, чтобы в случае доказанности монополизации заявки предприниматели, проигравшие на подобных псевдоконкурсах, могли подать иск о возмещении ущерба. «Когда чиновник судится с гражданином, это одна история. Суд с крупной компанией, тем более в публичном поле, совсем другое дело. Повышение ответственности приведёт к уменьшению коррупционной составляющей», – полагает Кабанов.

Но реально сейчас идёт работа лишь по усовершенствованию технической составляющей проведения тендеров. Как и прежде, остаётся неясным, кто и как будет отвечать за нарушения. Нет у чиновников и мотивации для экономии государственных средств. А это значит, что всё останется по-прежнему. Просто придётся изобретать новые схемы для существования в новых условиях.

Опубликовано:
Отредактировано: 10.11.2009 17:39
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх