Осенью 2015-го Франция окончательно отказалась от сделанных по спецзаказу российских вертолетоносцев «Мистраль»: политическая обстановка помешала. В итоге по горячим следам корабли у Франции перекупил Египет. Но, кажется, Россия по-прежнему продолжает получать бонусы с этой сделки.
Корабли, которые приобрел Египет, не случайно называются вертолетоносцами: спроектированные под российские «Аллигаторы» Ка-52К, они и укомплектованы должны быть российской электроникой и российскими же системами вооружения. Таким образом, доукомплектование «Мистралей» – вторая часть российско-египетского соглашения. Изначально не озвученная, но сама собой разумеющаяся. Альтернатива – переоборудование вертолетоносцев под физическую архитектуру и конструкционные особенности других производителей. Что может выйти еще дороже, чем российский «дозаказ». Который, кстати, оценивается примерно в 1,5 миллиарда долларов.
О том, что египетские военные намерены оснастить «Мистрали» именно российским оборудованием, включая средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), сообщило 20 апреля агентство ТАСС, ссылаясь на собственный военно-дипломатический источник.
Конкретный запрос на необходимое вооружение Египет представит во время переговоров с «Рособоронэкспортом», которые намечены на конец апреля – май 2016-го года. Передача «Мистралей» египетским ВМС запланирована на июль-август.
Будут ли приобретены, помимо навигационного оборудования и систем РЭБ, собственно вертолеты (ударные вертолеты Ка-52К – палубная модификация, приспособленная специально под «Мистрали»), не ясно. В свое время глава администрации президента Сергей Иванов этого не исключал, оценивая покупку «Аллигаторов» еще примерно в миллиард долларов. В таком случае египетским авиаторам придется пройти курс переподготовки – для успешной эксплуатации вертолетов соосной схемы. Военные моряки – два экипажа по 180 человек – уже проходят необходимое для несения службы на «Мистралях» обучение.
Напомним, контракт о поставке двух вертолетоносцев класса «Мистраль» Россия и Франция подписали в 2011 году. В ноябре 2014-го первый корабль должен был стать на прикол во Франции. Однако французская сторона предпочла разорвать контракт, сославшись на изменение внешнеполитической конъюнктуры. Сумма выплаченной России неустойки составила около 950 миллионов евро.