Успех проекта любого крайне зависит от того, насколько грамотно и продуманно составлен план его реализации. Вот и воспитанников инженерно-конструкторских школ «Лифт в будущее» настраивают на то, чтобы они, в первую очередь, глубоко и всесторонне изучили проблему, для решения которой готовят свои проекты. Директор Центра по работе с талантливыми школьниками МАМИ, один из составителей программы инженерно-конструкторских школ «Лифта будущего» Андрей Андрюшков рассказал о важности планирования.
По словам эксперта, форма планирования в школах «Лифт в будущее» подразумевает движение ребенка по двум слоям. Первый из них заключается в конкретизации проблемы, а также рассмотрения и анализа направления, в котором идет развитие региона или конкретной сферы, в рамках которых планируется реализовать тот или иной проект.
Андрей Андрюшков привел в пример такой процесс как освоение Арктики, где нужен, к примеру, обладающий необходимыми характеристиками транспорт. Дети должны четко понимать, что уже сейчас реализовано в этой сфере, регионе, как там уже работает транспортная система, и определить направления, в которых необходимо или, напротив, бесполезно реализовывать какой-либо проект. Этот этап ставит перед собой задачу – вывести ребенка на базовый уровень понимания экспертных позиций, чтобы иметь представление о степени выигрышности технологий. Ведь понятно, что каждый инженер, безусловно, должен ориентироваться, то есть видеть всю картину в целом, так как любой нужный, важный проект, может попросту оказаться бесполезным, если не ознакомиться с условиями среды.
Эксперт привел пример с конкретным регионом, Псковской областью, где бессмысленно обсуждать возможность применения новых технологий выращивания семян, не изучив саму проблему развития сельского хозяйства в этом субъекте. С одной стороны, новые технологии вроде как всегда хорошо, но по факту деревни в регионе вымирают и не понятно, - кто вообще будет сажать там семена.
Необходимо глубоко изучать и анализировать все характеристики региона, - географические, климатические, экономические, социальные и другие. В инженерии это именуется называется системными требованиями к архитектуре проекта.

«Изучая их, ребята понимают, как внешние контексты превращаются в техническое задание на разработку. Это базовый процесс формирования инженерной деятельности. Причем, хороший специалист никогда не ограничивается заданными заказчиком системными требованиями к архитектуре».
На протяжении последних нескольких лет рынок лифтов в России переживает заметные колебания, что связано с множеством как внутренних, так и внешних факторов. Так, в 2023 году наблюдался значительный подъем в производстве лифтов, объем которого увеличился на 23,4% по сравнению с 2022 годом.
Только при самостоятельном изучении сути вещей ребенок сможет подойти к реализации проекта с максимально творческим подходом и внести свое предложение. Без этого, уверен Андрюшков, работа современного инженера в принципе невозможна.
Что касается второго слоя планирования в «Лифте в будущее», то он заключается непосредственно в проектах. Важнейший принцип школ этой программы заключается в том, что проекты всегда новые, с готовыми, то есть с теми, которые привез ребенок, работа не ведется. При этом очень важно совместно с ребенком пройти фазу формулирования конкретной задачи.
Итогом проделанной работы является конкретный продукт, доведенный до опытного образца или, как минимум, до прототипа, который качественно иллюстрирует принцип предложенного технического решения. Это, к примеру, может быть напечатанная на 3D принтере модель.
«Руководители обозначают проблему и базовые технологические узлы, которые должны быть реализованы. Но не всегда можно сказать даже в какой области надо искать решение и неизвестно, есть ли оно вообще»
Андрей Андрюшков также добавил, что ещё одним важным условием является комплексный подход, который подразумевает то, что решение находится на стыке передовых технологий и понимания конкретных, актуальных проблем. Эксперт привел в пример разработку квадрокоптера, способного выполнять задачи в сложнейших условиях Арктики. Безусловно, чтобы реализовать такой проект необходимо, как минимум, ориентироваться в целом ряде наук.
Юлия Селюкова, директор образовательной программы «Лифт в будущее»:
«Я верю в то, что образование – это социальный лифт. Наша программа нацелена на то, чтобы в масштабах Группы компаний АФК «Система», нескольких работодателей и примерно десяти вузов создать продукт, который впоследствии можно демонстрировать и передавать, в т.ч. на уровне государства».