Версия // Колумнисты // Дорогие игрушки для богатых мальчиков

Дорогие игрушки для богатых мальчиков

1756
Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений
В разделе

Алексей Миллер решил построить для «Газпрома» новый офис, который станет вторым по высоте в мире. Герман Греф презентует беспилотные авто. В стране нет нормальных дорог, газа в домах, а они за счёт собранных с населения денег живут в какой-то своей инопланетной России…

В июне на Петербургском международном экономическом форуме покажут прототип беспилотного электромобиля «ФЛИП», разработкой которого занимается почему-то Сбербанк. Фото уже есть – модель напоминает поставленную на колёса коробку от дамской шляпы, куда можно запихнуть до шести человек. По дороге пассажирам будут показывать кино и ставить музыку через электронные сервисы всё того же «Сбера», как теперь называется банк.

В отличие от Грефа, забавляющегося с электронными игрушками, Алексей Миллер решил взять масштабом: компания собирается строить в Петербурге новую башню. Хотя и предыдущая башня «Газпрома» (Лахта Центр) до сих пор не достроена. Находясь на окраине Северной столицы, эта конструкция издали пугает жителей пригородов и дачников, а запустение, царящее вокруг неё, резко контрастирует с живописными окрестными посёлками. Неудивительно, что, во избежание гнева петербуржцев, место, отведённое под реализацию проекта, пока скрывают.

Подобные проекты прекрасно иллюстрируют теорию о перенакоплении капитала, сформулированную в начале ХХ века Розой Люксембург. Согласно этой теории в странах периферийного капитализма, несмотря на бедность населения, у правящего класса постоянно стоит мучительная проблема – куда девать «лишние» деньги? А поскольку местная экономика не предоставляет хозяевам крупных корпораций возможностей для выгодных инвестиций, деньги остаётся вкладывать в экстравагантные проекты, тратить на потребление или просто вывозить за рубеж. Проблема в том, что денег столько, что даже дорогие виллы, яхты и дворцы не позволяют спустить все накопленные средства, вот поэтому и нужно что-то более масштабное.

Конечно, с точки зрения граждан России, всё выглядит совершенно иначе. Есть куча проблем, на которые можно было бы потратить эти «лишние» средства. В стране не хватает нормальных дорог, нет нормальной транспортной связанности между регионами (приходится ездить через Москву). Пока «Газпром» наращивает экспорт в Китай, люди во многих регионах жалуются, что в домах нет газа. Но всё это не престижно, не масштабно, а главное – не сулит больших и быстрых прибылей. Конечно, башня Миллера и самоходный электрокатафалк Грефа тоже никакой прибыли не принесут, но зато есть хотя бы чем похвастаться перед коллегами. Ведь если кто-то представит там проект газификации провинциальных посёлков или инвестиционный план по ремонту районных дорог, его сочтут неудачником.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.05.2021 16:50
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх