Версия // Общество // В начале ХХ века в Германии создали идеальную систему снабжения рейдеров

В начале ХХ века в Германии создали идеальную систему снабжения рейдеров

10222

История этаппендинста. Создание


Фото: warspot.ru
В разделе

Во время войны слабый противник использует все средства вооруженной борьбы. Кайзеровская Германия имела более слабый флот, чем был у её противника – Великобритании. Чтобы нанести удар по самому уязвимому месту англичан – морским перевозкам – немцы использовали рейдеры.

Это были как боевые корабли – крейсера различных классов – так и вооруженные гражданские суда. Но без развернутых по всему миру баз снабжения рейдеры были «одноразовыми кораблями». Они могли воевать только при условии регулярного снабжения топливом. В этой статье мы расскажем о базах снабжения рейдеров кайзеровского флота.

Рейдеры

Здесь мы не будем подробно рассказывать о немецких рейдерах. По этой теме ранее было несколько статей. Смотри «Свастика над Арктикой», «Роковая ошибка», «Последний корсар империи. Часть 1», «Последний корсар империи. Часть 2» и «История несостоявшегося рейдера».Там мы рассказали о боевых эпизодах Первой и Второй мировых войн, связанных с рейдерами. Но боевой корабль не мог выполнять боевые задачи в течение полугода, не пополняя запасы топлива, продовольствия и боеприпасов. Для обеспечения рейдеров немцы создали этаппендинст – службу этапов.

Становление

Началась эта история достаточно банально. Кайзеровская Германия позже остальных европейских стран стала колониальной империей. Перед немецким флотом встала новая задача – обеспечить базирование своих военных кораблей в колониях. Кайзеровский флот выделил необходимые для этого корабли – легкие крейсера, канонерские лодки и другие, пригодные для колониальной службы. Но встал вопрос об их базировании и снабжении углем. Надобности строить полноценные военно-морские базы в колониях у Германии не было, но создать систему базирования, где корабли могли бы пополнить запасы угля и воды, было необходимо.

В те годы такие базы назывались угольными станциями. Великобритания и Франция имели их в большом количестве. Единственной крупной немецкой базой, которая была защищена от нападения, был китайский Циндао. Вначале, немцы пошли по простому пути – попытались создать угольные станции на малонаселенных островах. Опыт оказался неудачным. В 1900 году на одном из островов в архипелаге Фарасан, расположенном в Красном море, была создана угольная станция. Она просуществовала два года, и в 1902 году её закрыли. Вторая попытка – создать угольную станцию на острове Пулау-Лангкави недалеко от Малаккского полуострова – окончилась неудачей еще на стадии переговоров с султанатом Кедак. Тогда немцы решили пойти другим путем. В начале ХХ века Германия переживала бурный экономический рост, немецкий торговый флот работал на линиях во всех океанах, во множестве портов были официальные представительства Германии, имеющие современные, по тем временам, средства связи. Было принято принципиальное решение о закупке в нейтральных странах запасов угля и погрузке его на немецкие торговые суда. Эти «угольщики» должны были в определенное время и в определенной точке мирового океана встретиться с боевыми кораблями или рейдерами, переделанными из торговых судов, и передать им топливо и воду. Для оперативного сопровождения рейдера, ведущего многомесячную охоту в океане, была необходима надежная связь между всеми участниками операции – рейдером, штабом ВМФ в Германии и германскими представительствами в портах нейтральных стран.

По теме

Но в этой схеме было одно слабое место. К началу ХХ века подводные линии телеграфной связи связали не только континенты, но и отдельные морские порты. Но почти все кабели контролировали английские компании. Необходимо было срочно прокладывать свои, подконтрольные Германии, линии связи. В некоторых случаях они даже должны были дублировать английские. Кайзеровская Германия активно взялась за строительство подводных линий связи, и уже к 1913 году Германская империя стала четвертой в мире страной по длине проложенных линий связи по дну океана. Работали телеграфные линии между Германией и Северной Америкой, Германией и немецкими колониями в Африке. Начало ХХ века стало периодом бурного развития радиосвязи. Командование кайзеровского флота и Министерство колоний Германии активно поддерживали практические работы по обеспечению радиосвязью немецких колоний и кораблей флота, базирующихся в них.

В 1911 году разразился Агадирский кризис. Некоторые историки считают, что если бы ход событий пошел бы немного по другому, он вполне мог бы стать началом Первой мировой войны. В 1911 году в Марокко вспыхнули антиправительственные беспорядки, и Германия для защиты своих интересов направила в порт Агадир свою канонерскую лодку «Пантера» Это очень не понравилось Франции и Великобритании. Тогда, в 1911 году, кризис удалось преодолеть путем переговоров и обменном колониальных территорий. Именно в 1911 году система этаппендинст прошла испытание.

В 1914 году система дальней немецкой радиосвязи стала работать в двух направлениях. Кроме координации обеспечения рейдеров и военных кораблей топливом и другими видами обеспечения, система стала важнейшим элементом зарубежной разведывательной сети Германии (Kriegsnachrichtenwesen — KNW), подконтрольной разведывательному отделу немецкого Адмиралтейского штаба. Агентуру в нейтральных портах вербовали не только дипломаты, но и офицеры ВМФ с кораблей, заходивших в порты во время дальних походов. Координация этой работы и осуществлялась с помощью системы дальней радиосвязи. Политическая карта мира начала ХХ века была совсем иной, чем сейчас, поэтому основное внимание было сосредоточено на Северной и Южной Америке. К 1914 году в Германии, в городе Науэн, была введена в строй радиостанция с дальностью связи до 6 000 километров, а в колониях работали радиостанции с дальностью связи 1 500, 4 000 и 5 500 километров. Последняя была расположена в селении Камина, в Того. Такая сеть позволяла держать связь с рейдерами в открытом океане и иметь устойчивую связь с единственной укрепленной базой Германии в Юго-Восточной Азии – Циндао.

Вильгельм Канарис в 20-е годы
Вильгельм Канарис в 20-е годы
Источник: warspot.ru

Система этаппендинст эффективно действовала до начала 1915 года. Именно столько длилась активная фаза действий кайзеровских рейдеров. Этаппендинст полностью себя оправдала – десятки немецких коммерческих пароходов снабжали кайзеровские боевые корабли и рейдеры. Все назначенные встречи состоялись. Конечно, немецкие рейдеры охотились за торговыми судами союзников до 1917 года, но это были уже эпизодические, а не системные события. Английский флот, в целом, решил проблему немецких рейдеров в Первой мировой войне. А вот с разведывательной функцией было хуже. Часто передавалась непроверенная информация, стоявшая очень дорого. Так, адмирал фон Шпее, совершая набег на Фолклендские острова, был уверен в отсутствии там английской эскадры. В разведывательном донесении, полученном им по радио, сообщалось, что английская эскадра ушла в Южную Африку для подавления очередной вспышки восстания буров. Для Шпее вера в это сообщение было роковой ошибкой.

В конце 1915 года в Испанию прибыл молодой немецкий флотский офицер - обер-лейтенант цур зее Вильгельм Канарис. Ранее он служил на крейсере «Дрезден», совершавшим рейдерские операции, и был одним из организаторов этаппендинста в Южной Америке. Его опыт пригодился и в Испании. Правда, Канарис занимался организацией снабжения не надводных рейдеров, а подводных лодок, следовавших из Германии в Средиземное море. За эту работу его повысили в звании до капитан-лейтенанта и наградили Железным крестом 1-го класса. Этот опыт Канарис использует еще раз.

По теме

Веймарская республика

Итоги Первой мировой войны для поверженной Германии были ужасны. Страна фактически лишилась армии и флота. Те небольшие силы, которые были разрешены, могли выполнять только полицейские функции на суше и осуществлять охрану побережья на море. Германия лишилась колоний, система этаппендинст была разрушена. Но напрасно союзники рассчитывали на то, что немецкий флот будет сосредоточен только на обороне побережья Северного и Балтийского морей. Немецкие адмиралы и не думали отказываться от этой системы. В структуре разведки флота Веймарской республики была служба легальной разведки «Weltnachrihtendienst». Именно она и стала выполнять задачи этаппендинста. Во всех странах легальная разведка – это дипломаты, военные атташе. Немцы использовали не только их. В интересах Рейхсмарине работали этнические немцы, проживающие в приморских городах по всему свету. Они не только собирали информацию, но и участвовали, выражаясь современным языком, в информационной войне.

«Weltnachrihtendienst» исподволь готовила агентов, которые в случае войны должны были организовывать снабжение рейдеров и подводных лодок. В 1928 году руководство рейхсвера приняло решение об объединении всех военных разведок страны в единую структуру – абвер. После смены нескольких руководителей в 1933 году главой абвера был назначен капитан цур зее Вильгельм Канарис. К тому времени Канарис успешно наладил проектирование и строительство кораблей и образцов военно-морской техники за границей Германии. Это отдельная и интересная тема. Зажатая ограничениями Версальского договора, страна не имела права проектировать и строить танки, самолеты, подводные лодки и надводные корабли с определенными характеристиками. Но немцы обошли все запреты. Конструкторские бюро были перенесены в нейтральные страны - так подводные лодки проектировали в Голландии. Ряд европейских государств заказывал корабли, разработанные в этом КБ. Таким образом, в Германии были разработаны проекты современных систем вооружения, а с помощью заказов из третьих стран – отработаны вопросы серийного строительства.

Среди государств, участвовавших в этой игре, был и Советский Союз. Наша страна предоставила Германии танковую школу для подготовки будущих немецких танкистов и авиабазу для подготовки летчиков. Кроме этого, СССР купил техническую документацию и начал строить серию подводных лодок по немецкому проекту. Этот проект был разработан в инженерном бюро в Голландии, и по нему была построена небольшая серия подводных лодок для Испании. После этого, чертежи доработанной лодки купил СССР. Обход запретов стран-победителей в части проектирования подводных лодок и курировал капитан цур зее Вильгельм Канарис до назначения его главой абвера. Так главой немецкой военной разведки стал человек, лично создавший этаппендинст в ряде стран.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.05.2021 13:00
Комментарии 0
Наверх