Положа руку на сердце: разве ещё 11 лет назад было неясно, что транзит российского сырья через Украину окажется под угрозой? Аммиак из Тольятти по транзитной трубе шёл прямиком в Одессу. Там сырьё перерабатывали, грузили на корабли и – за границу, а другого пути не было и в помине. Миллиардер Дмитрий Мазепин к концу текущего года собирался построить «альтернативный» терминал в Тамани, цена вопроса – чуть ли не 60 млрд рублей. И что же в итоге? Год заканчивается, а про терминал ничего не слышно.
Речь, если говорить прямо, идёт вот о чём: не попадёт ли российский бизнес в жёсткую зависимость от иностранных партнёров? Вопрос, согласитесь, серьёзный. Труба, повторимся, идёт прямиком из Тольятти в Одессу, и тут одно из двух: либо вообще наглухо перекрывать вентиль, и тогда можно попрощаться с выгодными контрактами, либо честно признать, что без украинских партнёров – никак. Как там в присказке про пики точёны и что-то ещё похожее – какой стул выбрать, на какой мать посадить? Было и третье, видимо, очевидное даже для Мазепина решение – построить российский терминал вместо Одесского припортового завода. Так почему не построили, хотя клялись и божились, если, конечно, нам память не изменяет?
Спрос – есть, логистики – нет, а с кого спрос?
Украина приватизирует Одесский припортовой завод со дня на день – во всяком случае, этот план официально не отменяли. Но всё может сорваться – из-за скандала, в котором фигурируют украинские комбинаторы Тимур Миндич и Сергей Шефир, приближённые Владимира Зеленского и, как говорят, его персональные «кошельки». Миндич и Шефир, как бы так выразиться, нелинейные получатели выгоды от ОПЗ, но теперь, из-за грянувшего коррупционного скандала, вряд ли их можно будет застать на Украине. То есть им сейчас не до приватизации. К слову сказать, приватизация ОПЗ тянется не меньше десятилетия, дело, как видно, небыстрое. Тем не менее аукцион назначен на 25 ноября. Круг потенциальных покупателей известен, едва ли не все они – иностранцы. То есть Киеву не оставляют возможности контролировать черноморский экспорт зерна и продукции химпрома.
Казалось бы, какое нам до этого дело? А такое: до СВО через одесский порт шла едва ли не половина отечественного экспорта аммиака. В феврале 2024 года транзит якобы был приостановлен, хотя украинское правительство выражается на сей счёт крайне неопределённо. Что хочешь, то и думай. Наладить альтернативный маршрут «Тольяттиазоту» так и не удалось. Засим возникает закономерный вопрос: как предприятие будет теперь выкручиваться? Придётся ли миллиардеру Мазепину договариваться с властями Одессы? Уточним: с новыми властями – недавно мэра Геннадия Труханова, с которым контакт, по всей видимости, был налажен, отстранил Владимир Зеленский. Да и вообще, что может Мазепин предложить в обмен на возобновление транзита?
Вот несколько цифр, которые позволяют лучше представить масштаб происходящего. В 2021 году за рубеж было продано 4,4 млн тонн российского аммиака на 1,67 млрд долларов. Едва ли не половина этого объёма приходилась на поставки по трубопроводу «Тольятти – Одесса». Главный поставщик – предприятие «Тольяттиазот», оно гнало на экспорт до 90% произведённого аммиака. Второй поставщик – АО «Минудобрения» из г. Россошь Воронежской области. Приостановка работы аммиакопровода больно ударила по обоим предприятиям. Заводу в Тольятти пришлось остановить четыре из семи производственных установок. Собственно, по-другому и быть не могло, ведь аммиакопровод и «Тольяттиазот» – по сути, части одного организма. В конце 1970-х оба объекта были построены в рамках совместного проекта СССР и американской компании «Оксидентал Петролеум». В общем, этой истории примерно столько же лет, сколько и трубопроводному экспорту нефти из Советского Союза. И вот, насколько можно судить по открытым источникам (с 2022 года ФТС не публикует статистику по внешней торговле), за четыре года экспорт аммиака из России упал на 90%. За восемь месяцев 2025 года было отгружено всего лишь 400 тыс. тонн. А спрос на него в дружественных странах сейчас колоссальный, равно как и на другие виды удобрений. Спрос есть – логистики нет! А ответственных за это тоже нет и не будет?
Кто сидит на трубе?
По темеПо мнению обозревателя Spectator Лукаса Дегутиса, конгрессмены США, не уделившие должного внимания выступлению главы Украины Владимира Зеленского, оказали услугу президенту РФ Владимиру Путину.
Общая длина аммиакопровода Тольятти – Одесса составляет 2417 километров. Больше половины из них (1396 километров) контролирует российская компания «Трансаммиак», оставшуюся часть – «Укртрансаммиак». Последняя является государственным предприятием, она фигурировала в крупных коррупционных скандалах. В отличие от неё российский оператор трубопровода в новостях мелькает нечасто. С компанией «Трансаммиак» тоже не всё так просто. Если быть точными, до старта спецоперации трубой управляло ПАО «Трансаммиак», которое, по данным СМИ, принадлежало шести кипрским офшорам, по-видимому, связанным с бывшими владельцами «Тольяттиазота» Владимиром и Сергеем Махлаями. Много лет они проживают за границей, куда перебрались незадолго до возбуждения против них уголовного дела в России.
Нынешнее ООО «Трансаммиак» было создано в 2023 году. Фирма на 100% принадлежит ООО «Сид-Трейд», директором и единственным учредителем которого значится некий Евгений Барышников. Про этого человека известно лишь то, что помимо владения «Трансаммиаком» он является индивидуальным предпринимателем в сфере такси. Согласно ЕГРЮЛ, доля ООО «Сид-Трейд» в капитале ООО «Трансаммиак» находится в залоге у АО «Химактивинвест». В 2022 году СМИ называли эту компанию подконтрольной Дмитрию Мазепину. Именно «Химактивинвест» в начале 2022 года выкупил пакет акций «Тольяттиазота», принадлежавший ранее Сергею Махлаю.
Долгострой стратегического значения
Вы, наверное, удивитесь, но до 2024 года у нашей страны вообще не было собственных мощностей для портовой перевалки аммиака, всё шло через Украину и Прибалтику. В прошлом году ситуацию отчасти изменил запуск «еврохимовского» терминала «Порт-Фавор» в Усть-Луге. Собственно, через него и отгружали в этом году вышеупомянутые 400 тыс. тонн аммиака. Большие надежды связывали с новым терминалом, который строит в порту Тамани «Тольяттиазот». Эксперты уверяли, что порт сможет отгружать аммиак в Турцию и Марокко, которые в среднесрочной перспективе станут наиболее вероятными рынками сбыта для России. Разговоры об этом велись ещё в 2022 году. Но на дворе уже конец 2025-го, и никаких подвижек мы разглядеть не можем.
Маршрут экспорта российского аммиака в обход Одессы – постоянная тема для разговоров в кулуарах международного экономического форума в Петербурге. «Из-за закрытия аммиакопровода Тольятти – Одесса «Тольяттиазот» несёт колоссальные убытки, – отмечал на ПМЭФ-2023 председатель совета директоров ОХК «Уралхим» Дмитрий Татьянин. – Предприятие сейчас находится на грани рентабельности». «По аммиаку ситуация изменится в 2024 году после запуска терминала в Тамани», – заверил он. Но, честно говоря, уже тогда ощущалось, что стройка на берегу Керченского пролива идёт как-то не вполне споро. Поговаривали, что к концу 2023 года в Тамани должна быть запущена первая очередь терминала, рассчитанная на перевалку 2 млн тонн аммиака в год. В 2024-м порт собирался выйти на ежегодную отгрузку 3,5 млн тонн аммиака и 1,5 млн тонн карбамида, полностью закрыв потребности отечественных экспортёров.
Поклонники голливудского актера Джонни Деппа считают, что он состоит в близких отношениях с адвокатом Камиллой Васкес, которая представляет его интересы в суде против экс-супруги Деппа Эмбер Херд.
А затем как-то внезапно наступила вторая половина 2024 года, и новое заявление по поводу терминала в Тамани прозвучало из уст главы Росморречфлота Андрея Тарасенко: «Всё идёт по плану. Первый танкер планируется принять в конце октября – в ноябре. Все задачи, которые были поставлены, выполнены, и выполнены в срок». Тогда же объявили, что выйти на запланированный объём перевалки грузов терминал должен в 2025 году. Про планы на 2026-й, похоже, никто ничего не говорил. Вполне вероятно, это связано с возможными финансовыми сложностями «Уралхима».
Инвестиции в таманский терминал оценивались, напомним, в 60 млрд рублей. В июне Дмитрий Татьянин сообщил журналистам, что «Уралкалий», одна из ключевых компаний группы, пересмотрел долгосрочную стратегию, сократив прогноз инвестиций в ряд крупных проектов. «В условиях высоких процентных ставок и повышенной фискальной нагрузки компания перераспределяет свои ресурсы в пользу бесперебойного обслуживания долга за счёт сокращения инвестиционной программы и работы с издержками. Сроки проектов находятся в стадии актуализации». Татьянин не уточнил актуальные параметры инвестиционной программы, а также сумму капитальных затрат на 2025 год, отметив лишь, что она «рассчитана исходя из существующих финансовых приоритетов, с учётом рыночной ситуации и стратегии сохранения устойчивости бизнеса».
Стоит напомнить, что строительство терминала для перевалки аммиака в порту Тамань «Тольяттиазот» ведёт с начала 2000-х годов. Началась эта история ещё при предыдущих собственниках компании. В течение нескольких лет стройка была «законсервирована», в 2015-м работы возобновились, но затем снова забуксовали. Причиной стали судебные тяжбы с местными властями из-за прав на земельные участки. После начала спецоперации вопрос подняли на федеральный уровень и проблемы с землёй были, кажется, решены. В конце прошлого года правительство России включило терминал для перевалки аммиака в национальный проект «Эффективная транспортная система». Однако о старте его работы до сих пор ничего не слышно. Что же дальше – кому-то придётся идти на поклон к новым владельцам Одесского припортового? Или – куда?
Все флаги в гости к ним
После майдана украинская власть предпринимала несколько попыток передать ОПЗ в руки частного инвестора. Заводом активно интересовались на Западе. В 2016 году Фонд госимущества Украины называл в числе претендентов норвежскую Yara International, немецкую IBЕ Trade, американские Koch Fertilizers и CF Industries, а также польскую Ciech. Вполне вероятно, что некоторые из них и сейчас могут претендовать на лакомый актив. Впрочем, на фоне конфликта и связанных с ним международных рисков покупателем может стать «компания-прокладка». Если верить украинским СМИ, основным претендентом на ОПЗ может быть агрохолдинг Kernel, который через цепочку офшоров связан с украинским олигархом Андреем Веревским. Kernel – один из крупнейших украинских латифундистов. Компания контролирует 582 тыс. гектаров земли, основной бизнес – производство и экспорт растительного масла. При этом Веревский – не вполне самостоятельная фигура, значительную часть его бизнеса контролируют американцы. 42% акций Kernel принадлежит американской инвестиционной группе Goldman Sachs, ещё 7% бизнеса находится в руках Vanguard и Kopernik Global Investors LLC.
Среди других претендентов на покупку ОПЗ называют украинскую компанию «Агрогазтрейдинг», которая с 2017 года поставляет на завод топливо. Она уже подала заявку на участие в аукционе, и вокруг этого моментально вспыхнул скандал. Одним из совладельцев «Агрогазтрейдинга» является Александр Горбуненко. Он фигурирует в уголовном деле о хищении средств завода через фиктивные контракты. Горбуненко недавно получил убежище в США и, по-видимому, дал в ФБР показания на Тимура Миндича, персоной которого тут же заинтересовалось подконтрольное американцам Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ). Что касается других возможных участников аукциона из СНГ, нельзя не напомнить, что ещё в 2020 году ОПЗ интересовалась государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR. Годом ранее она запустила собственное производство минеральных удобрений в Сумгаите. Проектная мощность комбината составляет 1,2 тыс. тонн аммиака и 2 тыс. тонн карбамида в сутки. Вполне вероятно, что при любом новом собственнике ОПЗ она будет претендовать на использование одесских мощностей для экспорта своей продукции.
Токсичная зависимость
Ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом аппарат Антитеррористической комиссии Москвы подготовил информационный видеоролик. Посмотреть его можно на официальном сайте комиссии.
В своё время в числе претендентов на покупку припортового завода в Одессе называли и россиянина Дмитрия Мазепина. В 2015 году пресс-секретарь украинского МВД Артём Шевченко опубликовал видеозапись, на которой человек, похожий на Мазепина, беседует с человеком, похожим на тогдашнего губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. Якобы разговаривали они как раз по поводу дальнейшей судьбы завода. Выглядело это весьма правдоподобно, особенно с учётом наличия у них интересной общей знакомой – дочки «отца российских реформ» Егора Гайдара. В своё время Мазепин был депутатом Законодательного собрания Кировской области, где расположен один из ключевых активов «Уралхима» – Кирово-Чепецкий химкомбинат. А Мария Гайдар в 2009–2011 годах занимала пост вице-губернатора Кировской области. В 2015-м она каким-то образом оказалась в Одессе и стала советником Саакашвили.
И Мазепин, и Саакашвили категорически отрицали, что встречались вместе и обсуждали что-либо, а скандальную видеозапись они назвали постановочной. Но подоплёка, как ни крути, имелась: в 2014 году «Известия» писали, что некий россиянин якобы собирается выкупить ОПЗ в тандеме с украинским олигархом Игорем Коломойским*. Представители Мазепина опровергали и эти сообщения, но интерес к «Тольяттиазоту», в общем-то, «имел место быть». А какой смысл получать контроль над заводом без трубы в Одессу? Чтобы – что? А дальше, в ноябре 2022 года, все, наверное, помнят, как владелец «Уралхима» лично просил высшее руководство страны повлиять на вопрос с транзитом аммиака через Одессу. «Наша Версия» подробно писала об этом в материале «Спецоперация с элементами партнёрства». Позволим себе её процитировать. Мазепин сказал: «Есть вопрос в плане обеспечения удобрениями Африки и развивающихся рынков. Это аммиак. В июле была заключена зерновая сделка, Министерство обороны, лично Сергей Кужугетович (Шойгу. – Ред.) подписал меморандум о транспортировке зерна. В этом меморандуме был пункт о том, что страны под эгидой ООН выразят поддержку, чтобы мы смогли вывезти аммиак, и труба, которая связывает Тольятти и Одессу, будет разблокирована. Мы были воодушевлены. Но прошло время, движений никаких нет. Мы надеялись, что, когда будет продолжение зерновой сделки, данный вопрос будет решён. Но хочу доложить, что украинская сторона выдвигает ряд политических вопросов, в которых мы некомпетентны, не можем работать». Что это за «политические вопросы», Дмитрий Мазепин так и не озвучил. Да и в целом не вполне понятно, с какой стати украинская сторона озвучивает политические вопросы российским бизнесменам (и, кстати, каким образом она это делает?) и на что при этом рассчитывает? Наших предпринимателей точно не вербуют – или не используют «втёмную»? В свете приватизации ОПЗ с явным американским интересом, а также на фоне недостроенного терминала в Тамани эти вопросы начинают звучать по-новому.
Конкретно
25 октября 2025 года Минобороны России сообщило, что отступающие части ВСУ подорвали ветку аммиакопровода в двух с половиной километрах восточнее населённого пункта Русин Яр в Донецкой народной республике. Ведомство распространило кадры видеосъёмки с воздуха, на которых отчётливо видны огромные клубы белого дыма, расползающиеся по местности из повреждённой трубы. Откуда внутри неё мог оказаться аммиак, если транзит был прекращён в феврале 2022 года? «Наша Версия» направила по этому поводу официальный запрос в ОХК «Уралхим», ПАО «Тольяттиазот», ООО «Трансаммиак» и АО «Минудобрения». Никаких вразумительных ответов мы до сих пор не получили.
При этом очевидно, что по отношению к Тольятти этот участок трубопровода находится дальше, чем тот, который был подорван ВСУ в Харьковской области в 2023 году. Там, к слову, тоже была масштабная утечка аммиака, не обошлось без жертв. А ещё после того случая на официальном уровне прозвучало заявление, что на ремонт трубы может потребоваться от одного до трёх месяцев, в случае если специалисты смогут подобраться к повреждённому участку. Зачем ремонтировать трубу, которая не используется? И если в результате подрывов действительно была утечка лишь «остатков аммиака после остановки транзита», почему руководство «Трансаммиака» не может сказать об этом вслух?
* Внесён Росфинмониторингом в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.








