// // До 8 миллиардов рублей из бюджета уйдёт на поддержку иностранного АвтоВАЗа

До 8 миллиардов рублей из бюджета уйдёт на поддержку иностранного АвтоВАЗа

536

Уехали в Европу

фото: lori
фото: lori
В разделе

На прошлой неделе стали известны некоторые подробности формально стартовавшей ещё в сентябре программы по утилизации автомобилей – 10 млрд рублей выделят на поддержание отрасли. И, судя по всему, новая программа мало чем будет отличаться от прошедшей в 2010–2011 годах, когда львиную долю бюджетных средств получил АвтоВАЗ.

Интересно заметить, что в этот раз программа по утилизации автомобилей формально не является таковой. Официальное название проекта – «Программа обновления парка автотранспортных средств». Причём выделяемые 10 млрд рублей автопроизводители получат уже постфактум – в качестве компенсаций за уже запущенные ими программы по утилизации. «Средства будут доводиться до субъектов РФ в виде субвенций в конце этого года, – пояснял глава Минпромторга Денис Мантуров. – Поэтому сама программа будет осуществляться с 1 сентября непосредственно автодилерами за счёт поставок автопроизводителей, за собственный счёт автопроизводителей с последующей компенсацией».

На поверку, впрочем, оказывается, что, как программу ни назови, какие правила ни анонсируй, в итоге всё это превращается в государственную поддержку АвтоВАЗа, которая при этом ещё и преподносится в качестве необходимых мер по спасению отечественного автопрома.

Иномарки утилизируют за счёт бюджета

Стартовавшую ныне программу по утилизации, вообще-то, правильнее было бы назвать мерами по поддержке зарубежных автогигантов. Напомним, что ещё со времён кризиса 2008–2009 годов АвтоВАЗ де-факто перестал быть отечественным производителем – более 50% автоконцерна в настоящее время контролируется альянсом Renault-Nissan. Кроме того, нынешняя программа по утилизации официально предполагает возможность участия в ней иностранных автопроизводителей, которые локализовали выпуск машин в России в рамках режима промсборки. Среди них – General Motors (бренды Opel, Chevrolet), Renault-Nissan, Datsun, Toyota, Ford, Volkswagen, Skoda, PSA Peugeot Citroen, Mitsubishi, Fiat, SsangYong, Kia и Hyundai.

Более того, по информации самих участников рынка, согласно распространённой среди автодилеров инструкции Минпромторга, в программу можно включать и автомобили, которые были целиком собраны за рубежом. К примеру, тот же Peugeot включил в свою программу по утилизации микроавтобус Expert, производящийся во Франции.

В документе, распространённом Минпромторгом среди автопроизводителей, в частности, указываются размеры скидок, которые, видимо, государство будет готово компенсировать производителям в конце года. Так, на легковые машины скидка при утилизации – 50 тыс. рублей или 40 тыс. при покупке через trade-in. На внедорожники и кроссоверы – 90 и 75 тыс. рублей соответственно. Покупатели микроавтобусов и пикапов массой 2,5–3,1 тонны могут рассчитывать на компенсацию 120 тыс. рублей, или 100 тыс. по trade-in. Для грузовых автомобилей и автобусов скидка составит 175–300 тыс. рублей.

Формально нынешняя программа по утилизации вроде бы и не заточена под какого-то конкретного производителя, как это было в 2010–2011 годах, когда было пожохе на то, что утилизация фактически превратилась в поддержку АвтоВАЗа. Напомним, что тогда список моделей, попавших в программу, был откровенно протекционистским, в результате чего 80% из выделенных 16 млрд бюджетных рублей пошли в карман АвтоВАЗа.

На этот раз, запуская программу, чиновники официально предполагают поддержать автопром в целом. Дела в отрасли и правда идут неважно. За первые восемь месяцев текущего года продажи новых легковых автомобилей в России упали на 12,1%, а в августе рынок и вовсе провалился: сокращение продаж составило 25,8%.

По теме

Французский автопром остался доволен

Впрочем, похоже, что отличия нынешней программы от программы 2010–2011 годов носят скорее чисто формальный характер. Примечательно, что, несмотря на то что программа стартовала буквально несколько недель назад, АвтоВАЗ уже объявил о первых положительных результатах. Так, по данным автоконцерна, с 4 по 23 сентября они уже успели продать 6281 автомобиль Lada. Кроме того, запуск собственной программы по утилизации объявило и СП автогиганта – GM-AvtoVAZ, выпускающее Chevrolet Niva. Причём в своих программах по утилизации АвтоВАЗ ориентируется на размер скидки, предложенный Минпромторгом. Тем, кто сдал старый автомобиль в утиль, предлагают скидку в 50 тыс., по системе trade-in можно получить скидку в 40 тыс. рублей, не считая стоимости самого автомобиля.

Интересно заметить, что фактически аналогичную программу по утилизации запустила и компания Renault, являющаяся фактическим владельцем АвтоВАЗа. Французский автопроизводитель предлагает скидки на автомобили российской сборки – Logan, Sandro, Fluence, Duster, Megane и Koleos.

Примечательно, что Renault и АвтоВАЗ развернули столь кипучую деятельность по утилизации ещё до того, как были объявлены официальные условия Минпромторга.

Логично предположить, что в сложившихся условиях производители, уже успевшие развернуть программы по утилизации, возможно, имеют определённые обещания относительно будущих компенсаций, на которые, напомним, предполагается потратить 10 млрд рублей из госбюджета.

В этой связи закономерно возникает вопрос: учитывая, что на 100% отечественного автопрома в России вот уже несколько лет как не существует в принципе, стоит ли тратить такое огромное количество бюджетных денег на поддержание падающего рынка, основные игроки на котором – зарубежные производители? Более того, для самих автовладельцев нынешняя программа по утилизации оказывается даже ещё хуже, чем та, что действовала в 2010–2011 годах. Раньше в программе хотя бы закладывались отдельные средства (1 млрд рублей) на то, чтобы автохлам был доставлен на утилизационные заводы. Теперь же желающим поменять свой автомобиль придётся самостоятельно каким-то образом доставлять свою машину на переработку, получать соответствующую отметку в техпаспорте и только потом отправляться в автосалон за новым авто.

Опубликовано:
Отредактировано: 06.10.2014 10:06
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх