Последние три дня прошлой недели в столице ознаменовались массовым переписыванием ценников на заправках. По оценке журналистов, стоимость увеличилась в среднем на 1 рубль. В то же время руководитель московского управления Федеральной антимонопольной службы Владимир Ефимов заявлял прессе, что никакого скачка не заметил и даже сам заправился по обычной цене. Этим событиям предшествовали сообщения о том, что в ряде регионов топливо стало дефицитом и есть области, где его просто нет на заправках. В ситуацию вмешалось правительство. Премьер пообещал принять ряд мер, которые остановят вакханалию. В частности, будут повышены экспортные пошлины на бензин, введён временный запрет на его поставки за рубеж, параллельно нефтедобывающим компаниям немного снизят акцизную нагрузку. Также будет отложен переход на нормы «Евро-3» и отказ от производства Аи-80. Эксперты «Нашей Версии» попытались разобраться в причинах коллапса и в его возможных последствиях.
Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:
– Нынешний бензиновый кризис связан в основном с тем, что в регионах не отслеживается ситуация на рынке нефтепродуктов, то есть нет балансов потребления и поставки топлива компаниями, которые отвечают за конкретный регион. То, что происходит сейчас, – чисто управленческое упущение. Ведь когда создавались вертикально-интегрированные компании, то им, в частности, предписывалось вести переговоры с региональными властями в части согласования объёмов поставок топлива. Видимо, необходимо, чтобы с этих компаний сейчас кто-то очень строго спросил. Наши НПЗ не загружены на полную мощность, максимальная загрузка составляет на некоторых объектах порядка 80–85%. Поэтому целесообразнее часть сырой нефти, направляемой на экспорт, придержать и отправить на НПЗ, что заполнит внутренний рынок дополнительными объёмами топлива. Решение Минэнерго ввести временный запрет на экспорт нефтепродуктов в мае не решает проблемы с ростом внутренних цен на бензин. Мы фактически не экспортируем бензин, за границу продаются в основном мазут и дизельное топливо. Любые запреты, как правило, обычно эффекта не имеют. К тому же дефицит с бензином на АЗС возник не потому, что топлива недостаточно. Проблема – в неправильном распределении нефтепродуктов на рынке. Что касается цены, то одной из главных причин повышения цен на моторное топливо является рост налогов. С 1 января этого года в России значительно повысили акцизы на бензин и дизельное топливо. И если государство хочет остановить рост цен, то надо учитывать все аспекты ценообразования. В частности, государство могло бы снизить налоговую нагрузку с учётом того, что налоги составляют примерно 60% стоимости бензина, тогда можно было бы говорить об участии государства в регулировании цен на рынке.
Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга:
– То, что сейчас происходит с бензином в регионах, я называю саботажем. Когда было дано указание снизить цены на дизельное топливо, то цены были опущены не только на дизель, но и на все виды топлива. При этом оптовые цены упали на рубль-два, а розницу опустили на 4 рубля. Вследствие этого на свободный рынок топливо либо вообще перестало отпускаться, либо отпускается, но по высокой цене. В связи с этим нефтяные компании (не буду называть какие!) заморозили оптовые цены, а в розницу давали низкий объём по низким ценам. Отдавать бензин в регионы по такой низкой цене им стало неинтересно. И те объёмы бензина, которые раньше приходили к нам в регион, сейчас реализуются в другое место – например, на экспорт. То есть мы недополучаем топливо. Сложившаяся ситуация связана с тем, что продавать на экспорт можно дороже, чем на внутреннем рынке, поскольку стоимость топлива на АЗС ограничивает государство. Если раньше, к примеру, ТНК – ВР торговали на внутреннем рынке свободными объёмами, то в апреле их уже не было. А по заявкам и договорам, которые были раньше заключены, поставки выполнены всего лишь на 50%. Я не считаю, что нефтяники специально подгадали время из-за посевной, чтобы дефицит топлива был более ощутим. Просто, как говорится, запас прочности закончился. Если раньше можно было какие-то объёмы приобрести, то в начале апреля началась дефицитная ситуация. При этом нельзя не отметить, что есть компании, которые как получали свои объёмы бензина, так и получают по принятым ранее договорам. Чего теперь ждать? Мы считаем, что должны быть понижены цены на опт, также должны быть одинаковые цены как для частных компаний, так и для региональных сетей крупных нефтяных компаний. Ведь ситуация, когда было дано указание снизить цены, была использована недобросовестными менеджерами крупных нефтяных компаний и поставила частные компании в неравные условия. Увеличив для них оптовые цены, их лишили возможной прибыли, так как основной клиент в этом случае переходит к крупным компаниям и их ценам. То есть частников с помощью такой ценовой политики просто выживают с рынка. Например, сегодня крупная нефтяная компания приходит в Санкт-Петербург и заявляет: мы хотим иметь здесь 80 станций. При этом под застройку всего 15. И как им выполнить такие планы? Надо гнать кого-то с рынка, скупив уже существующие станции. Монополисты всегда сначала делают предложения о покупке, но частные компании просто не хотят такой сделки. Значит, единственный способ подтолкнуть их к этому – создать ситуацию, при которой частник сам согласится на все условия.
Андрей Соколов, народный артист России, режиссёр, продюсер:
– Опять, как всегда, на простом народе кто-то решил заработать. Кто именно – для автомобилиста не так важно. Проблема в том, что перед длинными выходными, когда народ начинает выезжать на свои дачи, на заправках нет бензина. А если и есть, то надо выстоять за ним многочасовые очереди. Автомобилисты – народ, уже ко всему привыкший. Прекрасно понимаем, теперь цены вырастут и уже никакие приказы сверху их опустить не смогут.
Я философски уже ко всему отношусь. Ну, заправлю я полный бак бензина – а дальше что? Хватит мне его на неделю, а дальше машину ставить на прикол? Это для меня не выход. Надо расслабляться и получать удовольствие…
Виктор Кресс, губернатор Томской области:
– Думаю, что нынешний бензиновый кризис возник по двум причинам: в стране нет специализированной биржи по торговле горюче-смазочными материалами и, второе, — ясно, что бензина Аи-80 скоро не будет, а замещающие объёмы Аи-92 ещё не готовы. А ведь сейчас начинаются весенне-полевые работы. Поэтому томская областная власть держит под особым контролем ситуацию по снабжению ГСМ. Крупнейшие операторы томского рынка сегодня имеют достаточно запасов топлива и ежедневно подвозят дополнительный запас. Но тем не менее ажиотажный спрос на 30–40% увеличил продажи бензина населению, и необходимо время для того, чтобы люди успокоились. «Роснефть», «Газпром нефть» создают в области свои резервы. Но областная власть вынуждена сейчас вручную заниматься поставками ГСМ в Томскую область из-за отсутствия специализированной биржи, а главное, из-за возможных сложностей на селе, где часть техники по-прежнему работает на Аи-80. В этой ситуации я попросил небольшой НПЗ в Семилужках перейти на отпуск Аи-80 в хозяйства Томской области, а Стрежевской НПЗ, который половину своей продукции продавал за пределы региона, переориентироваться на томский рынок.