Версия // Власть // Что спровоцировало и чем закончится топливный кризис?

Что спровоцировало и чем закончится топливный кризис?

2060

Пригорючились

Виктор Кресс, губернатор Томской области
В разделе

Последние три дня прошлой недели в столице ознаменовались массовым переписыванием ценников на заправках. По оценке журналистов, стоимость увеличилась в среднем на 1 рубль. В то же время руководитель московского управления Федеральной антимонопольной службы Владимир Ефимов заявлял прессе, что никакого скачка не заметил и даже сам заправился по обычной цене. Этим событиям предшествовали сообщения о том, что в ряде регионов топливо стало дефицитом и есть области, где его просто нет на заправках. В ситуацию вмешалось правительство. Премьер пообещал принять ряд мер, которые остановят вакханалию. В частности, будут повышены экспортные пошлины на бензин, введён временный запрет на его поставки за рубеж, параллельно нефтедобывающим компаниям немного снизят акцизную нагрузку. Также будет отложен переход на нормы «Евро-3» и отказ от производства Аи-80. Эксперты «Нашей Версии» попытались разобраться в причинах коллапса и в его возможных последствиях.

Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:

– Нынешний бензиновый кризис связан в основном с тем, что в регионах не отслеживается ситуация на рынке нефтепродуктов, то есть нет балансов потребления и поставки топлива компаниями, которые отвечают за конкретный регион. То, что происходит сейчас, – чисто управленческое упущение. Ведь когда создавались вертикально-интегрированные компании, то им, в частности, предписывалось вести переговоры с региональными властями в части согласования объёмов поставок топлива. Видимо, необходимо, чтобы с этих компаний сейчас кто-то очень строго спросил. Наши НПЗ не загружены на полную мощность, максимальная загрузка составляет на некоторых объектах порядка 80–85%. Поэтому целесообразнее часть сырой нефти, направляемой на экспорт, придержать и отправить на НПЗ, что заполнит внутренний рынок дополнительными объёмами топлива. Решение Минэнерго ввести временный запрет на экспорт нефтепродуктов в мае не решает проблемы с ростом внутренних цен на бензин. Мы фактически не экспортируем бензин, за границу продаются в основном мазут и дизельное топливо. Любые запреты, как правило, обычно эффекта не имеют. К тому же дефицит с бензином на АЗС возник не потому, что топлива недостаточно. Проблема – в неправильном распределении нефтепродуктов на рынке. Что касается цены, то одной из главных причин повышения цен на моторное топливо является рост налогов. С 1 января этого года в России значительно повысили акцизы на бензин и дизельное топливо. И если государство хочет остановить рост цен, то надо учитывать все аспекты ценообразования. В частности, государство могло бы снизить налоговую нагрузку с учётом того, что налоги составляют примерно 60% стоимости бензина, тогда можно было бы говорить об участии государства в регулировании цен на рынке.

Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга:

– То, что сейчас происходит с бензином в регионах, я называю саботажем. Когда было дано указание снизить цены на дизельное топливо, то цены были опущены не только на дизель, но и на все виды топлива. При этом оптовые цены упали на рубль-два, а розницу опустили на 4 рубля. Вследствие этого на свободный рынок топливо либо вообще перестало отпускаться, либо отпускается, но по высокой цене. В связи с этим нефтяные компании (не буду называть какие!) заморозили оптовые цены, а в розницу давали низкий объём по низким ценам. Отдавать бензин в регионы по такой низкой цене им стало неинтересно. И те объёмы бензина, которые раньше приходили к нам в регион, сейчас реализуются в другое место – например, на экспорт. То есть мы недополучаем топливо. Сложившаяся ситуация связана с тем, что продавать на экспорт можно дороже, чем на внутреннем рынке, поскольку стоимость топлива на АЗС ограничивает государство. Если раньше, к примеру, ТНК – ВР торговали на внутреннем рынке свободными объёмами, то в апреле их уже не было. А по заявкам и договорам, которые были раньше заключены, поставки выполнены всего лишь на 50%. Я не считаю, что нефтяники специально подгадали время из-за посевной, чтобы дефицит топлива был более ощутим. Просто, как говорится, запас прочности закончился. Если раньше можно было какие-то объёмы приобрести, то в начале апреля началась дефицитная ситуация. При этом нельзя не отметить, что есть компании, которые как получали свои объёмы бензина, так и получают по принятым ранее договорам. Чего теперь ждать? Мы считаем, что должны быть понижены цены на опт, также должны быть одинаковые цены как для частных компаний, так и для региональных сетей крупных нефтяных компаний. Ведь ситуация, когда было дано указание снизить цены, была использована недобросовестными менеджерами крупных нефтяных компаний и поставила частные компании в неравные условия. Увеличив для них оптовые цены, их лишили возможной прибыли, так как основной клиент в этом случае переходит к крупным компаниям и их ценам. То есть частников с помощью такой ценовой политики просто выживают с рынка. Например, сегодня крупная нефтяная компания приходит в Санкт-Петербург и заявляет: мы хотим иметь здесь 80 станций. При этом под застройку всего 15. И как им выполнить такие планы? Надо гнать кого-то с рынка, скупив уже существующие станции. Монополисты всегда сначала делают предложения о покупке, но частные компании просто не хотят такой сделки. Значит, единственный способ подтолкнуть их к этому – создать ситуацию, при которой частник сам согласится на все условия.

Андрей Соколов, народный артист России, режиссёр, продюсер:

– Опять, как всегда, на простом народе кто-то решил заработать. Кто именно – для автомобилиста не так важно. Проблема в том, что перед длинными выходными, когда народ начинает выезжать на свои дачи, на заправках нет бензина. А если и есть, то надо выстоять за ним многочасовые очереди. Автомобилисты – народ, уже ко всему привыкший. Прекрасно понимаем, теперь цены вырастут и уже никакие приказы сверху их опустить не смогут.

Я философски уже ко всему отношусь. Ну, заправлю я полный бак бензина – а дальше что? Хватит мне его на неделю, а дальше машину ставить на прикол? Это для меня не выход. Надо расслабляться и получать удовольствие…

Виктор Кресс, губернатор Томской области:

– Думаю, что нынешний бензиновый кризис возник по двум причинам: в стране нет специализированной биржи по торговле горюче-смазочными материалами и, второе, — ясно, что бензина Аи-80 скоро не будет, а замещающие объёмы Аи-92 ещё не готовы. А ведь сейчас начинаются весенне-полевые работы. Поэтому томская областная власть держит под особым контролем ситуацию по снабжению ГСМ. Крупнейшие операторы томского рынка сегодня имеют достаточно запасов топлива и ежедневно подвозят дополнительный запас. Но тем не менее ажиотажный спрос на 30–40% увеличил продажи бензина населению, и необходимо время для того, чтобы люди успокоились. «Роснефть», «Газпром нефть» создают в области свои резервы. Но областная власть вынуждена сейчас вручную заниматься поставками ГСМ в Томскую область из-за отсутствия специализированной биржи, а главное, из-за возможных сложностей на селе, где часть техники по-прежнему работает на Аи-80. В этой ситуации я попросил небольшой НПЗ в Семилужках перейти на отпуск Аи-80 в хозяйства Томской области, а Стрежевской НПЗ, который половину своей продукции продавал за пределы региона, переориентироваться на томский рынок.

Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России
Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России

Андрей Соколов, народный артист России, режиссёр, продюсер
Андрей Соколов, народный артист России, режиссёр, продюсер

Олег Ашихмин, президент Нефтянного клуба Санкт-Петербурга
Олег Ашихмин, президент Нефтянного клуба Санкт-Петербурга

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.05.2011 16:45
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх