Версия // Культура // Что можно получить за вандализм в музеях?

Что можно получить за вандализм в музеях?

2220

Наследить в искусстве

В разделе

Произведения искусства с годами не только прибавляют в цене, но и портятся. Музейные хранители и реставраторы посвящают свои жизни тому, чтобы сохранить бесценные шедевры. Но бороться им приходится не только с течением времени, но и с вандалами, которые пытаются повредить картины, скульптуры или другие предметы искусства. И если раньше опасаться приходилось прежде всего людей с психическими расстройствами, то теперь всё чаще картины становятся жертвами политических или арт-акций. Именно такое ЧП произошло на днях в лондонской галерее Tate Modern, где посетитель оставил свою подпись на полотне известнейшего художника XX века Марка Ротко «Чёрное на коричневом».

Картина одного из самых дорогих современных художников – Марка Ротко, между прочим, выходца из России, пострадала от рук другого нашего соотечественника. Некий Владимир Уманец посчитал, что благодаря его подписи полотно только возрастёт в цене. Человек, считающий себя художником, зашёл в лондонскую галерею «Tate Modern» и на выставленной картине Марка Ротко «Чёрное на коричневом» оценочной стоимостью в несколько десятков миллионов фунтов стерлингов написал: «Владимир Уманец’12. Потенциальный кусок желтизны».

«Моя подпись – это экспонат на будущей выставке «йеллоизма», – объяснял Уманец. – Я уважаю Ротко и считаю его одной из самых выдающихся фигур в искусстве. А вот что я совершил уголовное преступление – не считаю». «Йеллоизм», если кто не знает, – это движение в искусстве, придуманное Уманцем, в котором пока состоят он и его друг. В суде житель Великобритании без определённого места жительства и работы пытался уговорить присяжных выпустить его под залог. Но ему в этом отказали.

Уманец рассматривает свой поступок как художественную акцию, а три года назад россиянка запустила керамическую кружку в знаменитое полотно Леонардо да Винчи «Мона Лиза» в знак политического протеста. По одной из версий, французские власти отказали нашей соотечественнице в получении гражданства. Шедевр, правда, не пострадал, поскольку находится в специальном контейнере и защищён пуленепробиваемым стеклом толщиной почти 2 сантиметра.

Такие меры предосторожности не случайны. Первое покушение на картину произошло ещё в 1956 году во время выставки, которая проходила в музее французского города Монтобан. Тогда мужчина облил шедевр да Винчи кислотой. В том же году в другом французском городе гражданин Боливии кинул в «Мону Лизу» камень, который повредил краску под левым локтем Джоконды. В 1974 году на выставке в Токио очередной безумец пытался облить «Мону Лизу» краской. После каждой такой выходки шедевр да Винчи долго реставрировали, и в итоге сотрудники Лувра решили больше не рисковать и поместили «Джоконду» под защитное стекло.

Самая же странная история вандализма произошла в конце прошлого года. Посетительница американского Музея Клиффорда Стилла, который находится в городе Денвер, проходя мимо одного из шедевров известного художника-абстракциониста, вдруг набросилась на него, стала бить кулаками, царапать. После этого сняла брюки и стала ягодицами тереться о поверхность художественного произведения. Как утверждают эксперты, полотно стоимостью от 30 до 40 млн долларов получило механические повреждения (царапины) на сумму 10 тыс. долларов, а виновницу приговорили к двум годам принудительного лечения в психиатрической клинике.

В последние годы вандализм в музеях участился. Несколько лет назад в Нидерландах был задержан серийный вандал. Пожилой мужчина приходил в музеи и обливал картины едкой жидкостью. Ну а в России самая нашумевшая история произошла в 1985 году в Эрмитаже. Гражданин Литвы, впоследствии признанный душевнобольным, нанёс два удара ножом и облил раствором серной кислоты полотно Рембрандта «Даная». Реставрационные работы после такого злодейства длились долгие, долгие годы.

«Предотвратить музейный вандализм почти невозможно, – рассказали сотрудники одного из государственных музеев. – Даже если внимательно следить за неадекватно ведущими себя посетителями, это на 100% не поможет. Да, в музей нельзя приносить колюще-режущие предметы, кислоту. Но есть простой кулак, и ущерб от него может быть не меньший. К сожалению, застрахованными от порчи предметами искусства могут быть лишь те произведения, которые, как «Мона Лиза», находятся под пуленепробиваемым защитным стеклом. С другой стороны, когда смотришь на картину под таким стеклом, теряется часть её очарования».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.10.2012 16:18
Комментарии 0
Наверх