Версия // Бизнес // Чем плох транзит газа в Европу через Белоруссию

Чем плох транзит газа в Европу через Белоруссию

15634

Ни освоить, ни украсть

Темур Козаев
В разделе

Слона-то мы и не приметили, да ещё какого слона – белорусского! Чуть ли не как сенсацию подавали в прессе предложение, которое сделал главе «Газпрома» Алексею Миллеру президент Белоруссии Александр Лукашенко – заменить украинский газовый транзит белорусским.

А ведь и правда: зачем гнать голубое топливо в Европу через ставшую не слишком-то дружественной Украину, рискуя деньгами и репутацией поставщика, когда рядом есть лояльные партнёры по союзному государству с хранилищами и газотранспортной системой? А вопрос-то на самом деле непраздный: многие знают на него ответ, да только признаться стесняются.

Говорят, что-де «белорусский поток» ничего не решит. Мол, всё равно белорусская граница упирается в Польшу, а поляки могут ставить нам палки в колёса точно так же, как и украинцы. Да и, помнится, руководство Речи Посполитой всегда подчёркивало, что не станет приветствовать строительство газопровода в обход Украины. Всё так, да не так. Во-первых, воровать газ из газотранспортной системы по украинским неписаным правилам поляки едва ли смогут. Над Варшавой, не в пример Киеву, есть Брюссель. Так что Польша – она не сама по себе и самоуправствовать, как Украина, станет едва ли. А во-вторых, польская политическая элита во главе с президентом Дудой одинаково, так скажем, не празднует и русских, и украинцев. Разглагольствуя о том, что лишать Киев транзитных возможностей очень плохо, политический класс Варшавы не собирается отстаивать украинские экономические интересы. Для него не имеет значения, откуда пойдёт газ – из Украины или из Белоруссии, главное, чтобы побольше да подешевле.

Помнится, несколько лет назад Лукашенко уже предлагал Миллеру выстроить вторую нитку газопровода Ямал – Европа через Белоруссию, выразив при этом недоумение касательно решения «Газпрома» тащить новый газопровод в Европу по дну Балтики. И правда, зачем деньги транжирить, если в союзном государстве есть готовые мощности по перекачке газа? Кто не в курсе: в 90-х Россия собиралась построить через Белоруссию две ветки газопровода, но в итоге построила только одну. Зато все необходимые объекты инфраструктуры соорудили тогда под две нитки. Кстати, вся газотранспортная система Белоруссии нынче находится не в белорусской, а в газпромовской собственности. Итак, вопросы: почему Украину предпочли Белоруссии и что нам мешает изменить эти странные предпочтения сейчас?

Дело, как вы уже могли догадаться, в деньгах. В Белоруссии чиновники практически не воруют – им страшно. Коррупционные риски в стране, по сути, сведены к нулю. Да и сам проект «белорусского потока» не такой масштабный, как, скажем, «южный поток». Много не хапнешь. В общем, не привлекателен этот проект был, вероятно, нечего красть. Ну а сейчас, в новых условиях, когда важна уже не только маржа – сохранить бы европейских покупателей и свою репутацию поставщика! – «белорусский транзит» обретает привлекательные черты. Впрочем, по слухам, в «Газпроме» не оставляют попыток договориться по-хорошему с Киевом: как витиевато сказал Миллер, «думаю, что подходы к определению величины скидки могут быть декларированы». В общем, «белорусский транзит» сам по себе и неплох, но…

Да и кстати: до 2020 года ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» намеревается построить и ввести в эксплуатацию новые мощности Мозырского и Прибугского подземных хранилищ газа в Гомельской и Брестской областях. А почему бы новые хранилища и заводы по производству сжиженного газа не начать строить в России?

МНЕНИЕ

Анатолий НЕСМИЯН, политолог:

– Казалось бы, отчего самый логичный вариант «белорусского транзита» в Европу не рассматривался «Газпромом» ранее, а возник только сейчас, когда все предыдущие проекты «потоков» с треском лопнули? Видимо, потому, что проекты эти несли в себе дополнительную коррупционную составляющую, а в случае с Лукашенко её размер существенно сократился бы. А в чём тогда выгода газпромовских менеджеров и подконтрольных им структур, если нельзя «освоить» бюджет? Тем не менее белорусский газовый маршрут в Европу, кажется, стал последним из возможных вариантов. Только не слишком ли поздно? Впрочем, у Минска тоже имеется свой интерес. Увеличение пропускной способности белорусского маршрута означает не только строительство новой трубы, но и создание дополнительной инфраструктуры поставок – подземных газовых хранилищ, компрессорных станций. Белоруссия, естественно, выигрывает, хотя бы за счёт увеличения транзитной платы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.09.2015 15:46
Комментарии 0
Наверх