// // Чего ждать школьникам от нового министра образования?

Чего ждать школьникам от нового министра образования?

730

Тяжело в мучении

4
В разделе

Через несколько дней страна начнёт первый учебный год с новым министром образования. С Дмитрием Ливановым связаны большие ожидания: кто-то надеется на отмену единого госэкзамена, кого-то волнуют куда более простые вещи вроде организации школьного питания. Как бы то ни было, большинство экспертов сходятся в одном: перемены необходимы и практически неизбежны. Разнится только оценка происходящего в школе в настоящее время.

Любовь Духанина, заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по развитию образования, директор центра образования «Наследник», член Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов России:

– Каких-то кардинальных перемен с нового учебного года в связи с назначением министром образования Дмитрия Ливанова я пока не вижу. Безусловно, перемены будут, но они плановые. Второй год подряд первоклассники пойдут учиться по новым стандартам. В некоторых средних и старших школах также начнётся обучение по новым стандартам. Так что кардинальных изменений не будет. Но в то же время очень бы хотелось, чтобы министр Ливанов обратил внимание на самих учителей. Новый образовательный стандарт подразумевает обязанность педагогов заниматься внеклассной работой в гораздо большем объёме, чем это было раньше. И это сверх тех часов, которые учитель затрачивает на учебные предметы. Кружки, дополнительные уроки, разные «литературные часы» никуда не делись, более того, новый школьный стандарт это время только увеличивает. Это колоссальные нагрузки, долго и качественно делать свою трудную учительскую работу при таких условиях невозможно. На такое способны только учителя, которые на автомате тарабанят свои лекции много лет, вообще не меняя содержание уроков. Поэтому необходимо задуматься о социальном статусе педагога, а главное, о его экономическом благосостоянии. В прошлом году Владимир Путин, будучи ещё премьер-министром, пообещал учителям существенный рост зарплаты. Он тогда предложили регионам в обмен на федеральные деньги, которые пошли на обновление школ, потратить аналогичные суммы на повышение зарплаты учителям. Мониторинг действительно показал повышение учительских зарплат. Но это было глобальное лукавство. Растет не оплата учительского труда, а совокупный доход. Вот представьте себе, рабочий на заводе за пятидневку получает 30 тыс. рублей, а его коллега работает три дня и получает 20 тыс. рублей. Можно ли сравнивать эти две зарплаты? Традиционная 36-часовая учительская рабочая неделя и раньше существовала только на бумаге. Редко кто из учителей делает свою работу, как на конвейере. Просто здесь возникла развилка в понимании, кто такой учитель. Он ремесленник, который оказывает образовательные услуги, или он творец? Последнее всегда было в традиции нашей школы. Никогда учителя не работали по принципу – оттарабанили 45 минут и вышли из класса. У них есть проблема профессионального выгорания, есть доплаты за выслугу лет и более длинный отпуск. Это было придумано не вчера, и придумали это не нынешние чиновники. Конечно, есть проблема заключения более эффективного контракта с учителем. Но министерство слишком мало работает с экспертами и реальными учителями. Наверное, уже настало время обратить внимание и на эту проблему.

Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию:

– Наступает период кардинальных перемен, но я не уверен, что они к лучшему. И эти перемены не связаны с новым министром образования. С 1 июля вступил в силу федеральный закон 83, который фактически превращает школы, равно как и больницы, в коммерческие организации. Поэтому понятно, что теперь власти будут настаивать, в зависимости от степени их ума или наоборот, на той или иной коммерциализации образования. Кроме того, есть довольно жёсткая установка премьера Медведева, которую он недавно сформулировал на заседании открытого правительства: «Карфаген должен быть разрушен», а многие вузы должны быть закрыты…. Я не уверен, что закрытие вузов приведёт к более высокому качеству образования, а главное, что будут закрыты именно те вузы, которые хуже всех работают. Министр образования Дмитрий Ливанов недавно на совещании с ректорами потребовал, чтобы в течение года половина всех филиалов вузов была закрыта. Получается довольно странная вещь: с одной стороны, власть говорит – давайте будем укрупнять вузы и часть провинциальных вузов превращать в филиалы так называемых ведущих вузов. С другой стороны, она требует, чтобы половина филиалов была закрыта. Так где же здесь стратегия?

По теме

Также ключевым событием этого учебного года будет принятие российского закона об образовании. На сегодня существует две версии этого законопроекта – официальная под названием закон «Об образовании» и альтернативный законопроект «Об народном образовании». В каком виде окончательно будет принят закон, пока сказать сложно. Но Дмитрий Медведев обещал максимально учесть наши пожелания. Новый министр образования на эту тему официально не высказывался, но тем не менее он уже проявил характер в переговорах с Минфином относительно заработной платы российских педагогов и коммунальных льгот для сельских учителей. Пока законопроект внесён в Государственную думу с положением о коммунальных льготах и с положением о том, что заработная плата педагога должна быть не ниже заработной платы по региону. По крайне мере для большинства регионов сейчас это уже большой шаг вперёд. Но на самом деле сравнивать с зарплатой в регионе надо не зарплату педагога, а его ставку. Ставка составляет 18 часов. На заседании открытого правительства 25 июля Учитель года из Липецка рассказывал Дмитрию Медведеву, что он получает почти столько, сколько в среднем люди получают по региону. В Липецком регионе средняя зарплата порядка 18 тыс. рублей. Он – педагог, Учитель года – получает 17 тыс., но за две ставки. То есть фактически за двойную работу он получает столько, сколько в среднем по региону. И это, конечно, никакое не повышение заработной платы. Ставка педагога, а не средняя зарплата должна быть приравнена к средней зарплате по региону. Хочется надеяться, что министр будет на этом настаивать. А остальное уже от этого министра не зависит.

Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования:

– Перемены будут обязательно, и они будут к лучшему, но не с министром Ливановым. Извините, этот министр, так же как и предыдущий, совершенно не представляет школы, вузов и даже науки. Он всего лишь специалист по физике твёрдого тела, на этом поприще он действительно преуспел. Можно преуспеть в физике твёрдого тела, но на посту федерального министра стать могильщиком науки и образования. Да и МИСиС, где некогда Ливанов был ректором, никогда не являлся прорывным вузом, в основном он выпускает офисный планктон. Так что, несмотря на начало нового учебного года, несмотря на то, что у нас новый министр образования и науки, мы и дальше будем следовать курсом, который давно определён. К сожалению, он не даёт развиваться образованию, и к науке он тоже отношения мало имеет. Сокращение вузов – всё это декларации. В своё время многие собирались сокращать вузы, сократить в приказном порядке можно только государственные учреждения. А частные вузы, которые клепают дипломы в соответствии с лицензией, предоставленной Рособрнадзором, можно только через суд. Я был членом комиссии, которая пыталась закрыть такую филькину академию, но что бы мы ни делали, закрыть академию не удалось – через суд они отстояли своё право на существование. Поэтому все эти разговоры, на уровне председателя правительства и министра – все это сотрясение воздуха, не более того.

Да и пресловутые стандарты обучения, которые уже начнут внедрять в некоторых школах, вызывает только возмущение. При содействии Минобрнауки наше законодательство лишает энергетики процесс обучения и воспитания, когда вместо активного усвоения знаний и опыта вводится утилитарная форма – освоение предмета, что означает научиться им пользоваться, и установка нормативов, по которым и надо только заниматься. Эти стандарты призваны сформировать манкуртов – физически здоровых «граждан мира» с элементарными навыками техники безопасности и свободой выбора самого лёгкого из трёх уровней изучения предметов – интегрированный, базовый и профильный. Сегодня законопроект «Об образовании» далёк от системы принципов обучения и воспитания, требований к науке по осмыслению и внедрению передового опыта и высоких образовательных технологий. А для чиновника он может стать руководством по загрузке образовательных учреждений дополнительной отчётностью. О каком нормальном образовании может идти речь? Поэтому остаётся только надеяться, что власть это скоро осознает и в нашей науке и образовании начнутся перемены к лучшему.

Читайте также статью по этой теме "Очень среднее"

Опубликовано:
Отредактировано: 27.08.2012 14:37
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх