Версия // Общество // Образование в России модифицируют, объединяя и сокращая целые предметы

Образование в России модифицируют, объединяя и сокращая целые предметы

1850

Очень среднее

Пока только начальная школа обходится без особых потрясений, среднюю – лихорадит Фото: Сергей Тетерин
В разделе

По новому закону, принятому Госдумой, с 1 сентября 2013 года большая часть учреждений социальной сферы, в том числе школы, перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Государство будет оплачивать только определённую часть их деятельности «в соответствии с госзаказом». Иными словами, единственное, что ребёнок сможет получить бесплатно, – это несколько базовых предметов. Да и те, судя по всему, скоро будут в усечённом виде.

В начале июля в Москве прошёл Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы. На нём обсуждали не проблемы нового прочтения поэзии Пушкина или возможность включения Бунина в школьную программу. Съезд был озадачен вопросом: есть ли будущее у уроков литературы в школе? Потому что в соответствии с новыми стандартами образования в школьной программе скоро появится предмет под названием «Русский язык и литература». О двух отдельных предметах – «Русский язык» и «Литература» – можно будет забыть навсегда. Поскольку все экзамены проходят в формате ЕГЭ, то несложно представить новый критерий оценки знаний школьников: первые два вопроса – по грамматике и третий простенький вопросик – по литературе. Естественно, в связи с объединением этих предметов последует сокращение часов. Хотя и сейчас их количество уже сокращено до трёх в неделю!

Печальные дела не только со словесностью. По официальным данным, в этом году 7% выпускников не справились с заданием по математике на ЕГЭ. В ЦАО Москвы результаты госэкзамена задержали на неделю: больше трети работ не подходили даже под самый минимальный балл. Так что официальные «7% не справившихся с заданием» – это слишком оптимистично.

Эта беда, похоже, имеет всероссийский масштаб. О ней неохотно и скупо проговорились сразу несколько региональных минобров. Например, в Саратовской области ЕГЭ по математике не смогли сдать 14,4% школьников. Об этом официально сообщило министерство образования региона. Максимальные 100 баллов не набрал в области никто.

Рособрнадзор давно рассматривает вероятность отмены обязательного экзамена по математике в 11-м классе. Сейчас, похоже, для этого появился хороший повод.

Ректор МГУ Виктор Садовничий своего мнения на сей счёт и не скрывает. Вот что он заявил: «Отмена обязательного экзамена по математике в 11-м классе неизбежно приведёт к падению уровня преподавания и подготовки по этому предмету. А ведь это стратегический предмет, который является основой общего уровня образования. Не зря американские президенты создают уже которую по счёту комиссию по преподаванию математики. Сегодня нам ни в коем случае нельзя работать по принципу: засветилась красная лампочка, сдали плохо ЕГЭ, – перекусим проводок».

Но и это ещё не всё. Согласно новому госстандарту образования из перечня обязательных предметов в старших классах в ближайшем будущем исчезнут физика, химия и биология. Их заменит один предмет под названием «Естествознание». В Минобрнауки эти новшества объясняют тем, что, дескать, «много лишних знаний получают старшеклассники, и эти знания их перегружают». Сейчас новых учителей по естествознанию усиленно готовят. А старые кадры – учителей физики, химии и биологии – сокращают.

В то же время американцы считают в последние годы развитие естественных наук приоритетом. Ещё в сентябре 2000 года в адрес министра образования США поступил доклад от председателя национальной комиссии США по преподаванию математики и естественных наук в XXI веке Джона Гленна. Он был озаглавлен «Пока ещё не слишком поздно».

По теме

Почему у нас всё наоборот? Почему наши учителя, вместо того чтобы повышать свой уровень, занимаются чем угодно – выборными технологиями, подсчётом голосов, агитацией в поддержку кандидата в президенты? На мой взгляд, скандал с результатами ЕГЭ по математике абсолютно не случайно произошёл в год выборов и является печальным последствием гиперактивного участия учителей в политических процессах.

Кстати, одновременно с новостями об объединении литературы с русским в один предмет и введении предмета «Естествознание» стало известно, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» с 1 сентября 2012 года станет обязательным предметом для всех российских четвероклассников. Об этом сообщила глава департамента Минобрнауки Елена Низиенко.

Меньше всего, если честно, ожидала я всех этих реформ от нового министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Если верить его биографии, министр в 1990 году с отличием окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов по специальности «физика металлов», а после аспирантуры стал кандидатом физико-математических наук. Казалось бы, должен горой встать за своих, за «технарей»… Но всё с точностью до наоборот. Дошло до того, что были проданы учебные корпуса Московского института стали и сплавов в центре Москвы. Того самого института, выпускником которого является министр Ливанов. Взамен некий инвестор пообещал построить в Московской области некий аналог. Обычная схема для тех, кто зарабатывает на земле в центре столицы.

Сегодня в России отчисления на науку в расчёте на душу населения составляют 66 долларов и сопоставимы с уровнем таких стран, как Венгрия и Польша. В США этот показатель равен 842 долларам на душу населения, в Швеции – 774, в Японии – 731 доллар. В этих странах науку традиционно поощряют: не случайно почти треть всех лауреатов Нобелевской премии по химии и биологии, например, американцы. На втором месте – представители Германии, на третьем – Великобритании. При нынешнем подходе к науке в России разговоры об экономическом процветании попросту бессмысленны.

Лежит на поверхности и ещё одно последствие слияния физики, химии и биологии в один предмет, а также уничтожение русского и литературы как самостоятельных дисциплин. Очевидно, что многие родители захотят дать своим детям более глубокие знания по этим актуальным в сегодняшнем мире предметам и, естественно, попросят либо дополнительные занятия у учителя (такса в каждом случае, разумеется, договорная), либо вовсе предпочтут средней школе с её средними стандартами частные учебные заведения.

А пока можно прогнозировать приток российских учащихся в английские частные школы. Только за последний год их число выросло на 6%. Тамошние преподаватели жалуются: российские ученики уже начали вытеснять британских… содержащей недостоверные сведения.

Читайте также

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.08.2012 16:07
Комментарии 0
Наверх