Версия // Культура // Часто автор не может доказать, что написал произведение сам

Часто автор не может доказать, что написал произведение сам

2414

Эдуард Тополь: От помощи литературных рабов я отказался

В разделе

В начале 80-х в США вышли 2 детективных романа — «Журналист для Брежнева» (1981) и «Красная площадь» (1983). Книги стали бестселлерами не только в США, но и в странах Западной Европы, а авторы — Эдуард Тополь и Фридрих Незнанский — получили мировую известность. Теперь уже ни для кого не секрет: книги эти Тополь написал один.

Но подробно останавливаться на этом не будем, год назад «Версия» уже писала об итогах этого судебного разбирательства. Сегодня популярность этих людей меньше не стала, однако если у некоторых фамилия Незнанского ассоциируется с «Маршем Турецкого», то другие морщатся: мол, он ничего сам не пишет.

Об этом мы разговариваем с Эдуардом ТОПОЛЕМ:

—Эдуард, говорят, что за Фридриха Незнанского пишут «литературные негры». Что вы думаете?

— Согласен с такими высказываниями. Расскажу одну историю, которая случилась со мной ещё в 1991 году. Как-то на книжной ярмарке ко мне подошли двое молодых людей, с которыми у меня состоялся следующий диалог: «Эдуард Владимирович, сколько вы пишете в год романов?» — был вопрос. «В лучшем случае один» — ответил я. «Но вы же понимаете, что это коммерчески невыгодно? — поинтересовались молодые литераторы. — Давайте, мы вам поможем. У нас есть ребята, которые хотели бы писать книжки. От вас нужна только фамилия — и просто получайте деньги».

Я сказал, что не пойду на это, на что они ответили: «У вашего имени есть приставка, к которой мы можем всегда обратиться». (Тогда ещё на книгах стояли две фамилии — Тополь и Незнанский. — Прим. ред.)

Я пожал плечами, и на этом мы расстались. Поэтому у меня нет оснований сомневаться в том, что есть люди, которые пишут за Незнанского, и есть люди, которые эти романы успешно выпускают.

— А можно ли это как-нибудь доказать?

— Да. Год назад закончилось восьмилетнее судебное разбирательство относительно авторства романов «Красная площадь» и «Журналист для Брежнева». Суд постановил, что Незнанский не имел к этим книгам совершенно никакого отношения. А что касается других его книг, то здесь мне вспоминается один хороший пример. В 1998 году корреспондент одной московской газеты лично устроился на работу «литературным негром» в издательство «Олимп». А затем опубликовал свои впечатления от работы в газете — на целую полосу. Ни издательство, ни сам Незнанский на это никак не отреагировали. Может быть, просто доказательства были слишком очевидными, чтобы их как-то оспорить — журналист опубликовал даже ксерокопию договора, который с ним заключили.

— Как вы думаете, почему современный читатель готов потреблять этот продукт — произведения авторов, имена которых используются лишь на обложке?

— Во-первых, об этом нужно спросить самого читателя. Всем известно, что к жвачке достаточно легко привыкнуть. Прикормленная макулатура существует во всём мире. Процесс этот взаимный. Сначала издатель заманивает читателя, а потом уже этот процесс становится необратимым: другой литературы люди в руки не берут. Вообще всё это сильно напоминает самогоноварение. Сивуху можно гнать дома без особых проблем. Люди, которые её пьют, понимают, что лучше пить хороший коньяк, однако пить самогон и дешевле и проще. Дурные примеры заразительны, поэтому сейчас на книжные прилавки огромными потоками выходят книги так называемых плодовитых авторов.

— Кто виноват в этом?

По теме

— Безусловно, вина писателя здесь не так велика — он просто кормится за этот счёт. Здесь больше виноват издатель, который исключительно с целью наживы создаёт такого рода артели «литературных негров». Кстати, с одним из них мне как-то довелось побеседовать. Сколько ты уже таких романов написал, спросил я его. «Шесть». — «А времени сколько на это тратишь?» — «Примерно месяц-полтора». — «А платят как?» — «Около $2 тысяч за книгу». — «А вот если бы ты потратил полгода и написал свой роман? Неужели не хочется?» — «А зачем мне это нужно? Когда я пишу за кого-нибудь, то разве что не плюю туда. Труда мне это особого не составляет, зато получаю неплохие деньги. Так зачем же мне пахать, трудиться, чтобы потом на обложке стояла моя фамилия? Мне и так хорошо».

Кстати, недавно я этого человека встретил в метро и поинтересовался, продолжает ли он «писать». Оказалось, теперь он вырос до «бригадира».

— Можно ли оградить себя от подобного рода литературы?

— Это уже зависит от читателя. Человек со вкусом подобную бульварную литературу читать не будет. А между тем её очень много. Хотя сказать, что это специфика российского рынка, я не могу. Таких книг полно и в Америке, правда, они там называются «трэш» (мусор). Но, несмотря на всё это, обидно: от Толстого, Достоевского, Чехова и других классиков мы пришли к такой литературе. И именно её сейчас становится всё больше и больше.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.10.2016 23:32
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх