// // Купив Alitalia, Россия сможет контролировать всё европейское авиапространство

Купив Alitalia, Россия сможет контролировать всё европейское авиапространство

358

Колпак над Европой

Коллаж Ильи Дьякова
Коллаж Ильи Дьякова
В разделе

Крупнейший итальянский авиаперевозчик, компания Alitalia, находится на грани банкротства. Чтобы Alitalia не разорилась окончательно, правительству Сильвио Берлускони нужно где-то раздобыть 750 млн. евро, причём до середины текущего года. Помочь, как ни странно, готова Россия. Казалось бы: ну что нам какая-то Alitalia, тут впору со своими авиаперевозчиками разобраться бы. И тем не менее Россия всё-таки протянет руку помощи разорившимся итальянцам. Что это – аттракцион неслыханной щедрости, дань дружбе Путина и Берлускони или дальний стратегический расчёт?

Проблемы у Alitalia начались ещё в прошлом году. Чтобы их как-то решить, компании требовалось 500 млн. евро. А правительство Италии на тот момент могло предложить только 150. Сейчас, правда, по сусекам наскребли уже не 150, а 300 миллионов, но и это уже не спасает, нужно как минимум в 2,5 раза больше. И, как ни крути, выходит, что авиакомпанию нужно продавать. Желающих немного, но они есть. Глаз на Alitalia положила Air France: недавно окончательно прибрав к рукам голландскую KLM, французы не отказались бы прикупить до кучи ещё и итальянцев. Дело в том, что чем крупнее авиаперевозчик, тем выгоднее сами перевозки, так что смысл побороться за обладание Alitalia у французов был. Вот только денег не хватало. Но, как учит народная мудрость, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Иногда хватает и одного, если он достаточно богат. Примерно как наш «Аэрофлот». Французы попытались заручиться поддержкой главы российской компании Валерия Окулова, но наши что-то там подсчитали и от сделки отказались: невыгодно, мол. Прошёл почти год. Комментируя сорвавшуюся покупку, генеральный директор «Аэрофлота» заявил телеканалу Russia Today буквально 18 апреля: «В сделке с Alitalia российский перевозчик участвовать не будет. Я считаю, что мы получили полезный опыт участия в тендере приватизации Alitalia, но информация, которой мы располагаем, не вселяет оптимизма для участия в этом проекте во второй раз». Далее явно что-то случилось, после чего счёт пошёл на часы, и вот уже на совместной пресс-конференции Владимира Путина и Сильвио Берлускони, состоявшейся в тот же день, но чуть позже, наш президент сказал как отрезал: «Я сегодня разговаривал с председателем совета директоров «Аэрофлота». Они готовы возобновить контакты с итальянскими партнёрами».


Отчего же так внезапно пробудился вдруг интерес «Аэрофлота» к, казалось бы, гиблой затее, лишённой всякого экономического смысла? Путин, правда, твёрдо ничего не обещал, отметив, что сперва Alitalia следует погасить долги, сделать компанию прибыльной, ещё неплохо бы провести санацию компании, переговоры с правительством и профсоюзом... «Какой будет результат, мы, конечно, не знаем. Это будут коммерческие переговоры», – подчеркнул Владимир Путин. Но наблюдатели полагают, что результат как раз предсказуем, и после этих самых переговоров в Европе возникнет крупнейший авиаконсорциум, в который помимо Alitalia и «Аэрофлота» войдёт также и Air France-KLM. И хотя изначально Берлускони был якобы против продажи родной Alitalia иностранному авиаперевозчику, перспектива создания консорциума ему в принципе понравилась. Выходит, быть по сему.

И всё же хотелось бы понять: что же всё-таки пробудило в наших дремавших почти год перевозчиках интерес к летящим в экономическую пропасть итальянцам? Ведь, если бы экономическая выгода была налицо, кто стал бы ждать целый год, догадываясь, что за этот срок сумма долга только увеличится? И вот тут-то необходимо сделать небольшое отступление, чтобы стало понятно, что, как говаривали в старину, не хлебом единым.

По теме

Напомним, что в прошлом году американцы объявили о своём намерении установить в Восточной Европе радары, которые в рамках натовской системы противоракетной обороны отслеживали бы всё, что происходит с российскими войсками. Разрешения поляков и чехов спрашивать необязательно, достаточно согласия их руководителей. Люди, конечно, протестовали, не желая, в случае чего, становиться мишенью для российских ракет, но раз Джордж Буш сказал, что радары – вопрос решённый, стало быть, так и есть. Россию, конечно, подобная инициатива американцев откровенно не обрадовала: ну и что, что Буш побожился, что, мол, восточноевропейская система ПРО направлена исключительно против ближневосточных экстремистов. Можно бы и поверить, но в любом случае европейская часть России будет у американцев как на ладони. А это прямо ставит под угрозу безопасность нашего государства.

Сколько американцев ни увещевали, те чётко гнули свою линию. Но недаром, видать, Путин предупреждал Буша-младшего, что на размещение ПРО в Чехии и Польше у России готов свой «асимметричный ответ». Он короткий, но ёмкий: покупка Alitalia.

В России, к примеру, авиадиспетчеры контролируют одновременно и гражданский авиатрафик, и военный. Это удобно, и так поступают не только в нашей стране: на всякий случай, чтобы избежать риска авиакатастроф, диспетчерские службы информируют друг друга обо всех нюансах перемещения самолётов. И военных, и гражданских. Другими словами, гражданские авиадиспетчеры становятся как бы носителями государственной тайны.

Теперь посмотрим на Италию с высоты, так сказать, птичьего полёта. Знаменитый «апеннинский сапожок» лежит аккурат посередине Средиземного моря, контролируемого 6-м флотом США – авианосцы, ракетные крейсеры, подводные лодки. А теперь вопрос: чего будет стоить секретность действий всей этой армады, если итальянская диспетчерская служба гражданской авиации будет в состоянии засечь любое перемещение их матроса в гальюн или на камбуз? Резко меняется в этом случае и роль Черноморского флота России: обладая точной информацией о дислокации натовских кораблей, он будет, в случае чего, отнюдь не замкнут в черноморском бассейне, но сможет, если возникнет такая необходимость, оперативно выходить и в средиземноморский. А оттуда и до Атлантики рукой подать. И весь юг Европы как на ладони. Вполне возможно, что, прикинув риски, Америка может вдруг расхотеть строить свои базы в Польше и Чехии, мало того, вялый интерес НАТО к Украине может вообще угаснуть. Навсегда.

Нет, никто прямо не утверждает, что за покупкой Alitalia стоят исключительно стратегические интересы нашей страны, и ничего больше. Создание крупнейшего в Европе авиахолдинга тоже весьма заманчивая перспектива. Но дивиденды от этой перспективы Россия получит, увы, не сразу. А геополитическая и стратегическая выгоды – вот они налицо уже сегодня. Впрочем, есть и другие версии грядущей покупки Alitalia «Аэрофлотом», но они, как представляется, маловероятны.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: За счёт слияния можно увеличить радиус полётов «Аэрофлота»

Действительно, российские перевозчики, контролируя Alitalia, могли бы получить доступ к перевозкам как внутри страны, так и к международному транзиту. Только зачем? Внутренние авиарейсы, как выясняется, спросом пользуются ровно настолько, что долг Alitalia всего за один год вырос с 500 до 750 млн. евро. А транзитные, международные рейсы «Аэрофлот» и так выполняет, для этого вовсе не обязательно покупать дышащую на ладан Alitalia. Экономическая выгода от сделки минимальная, это российские эксперты подтвердили ещё прошлым летом, оценивая целесообразность покупки итальянской авиакомпании. Спасает эту сделку лишь вероятность создания крупного евроальянса авиаперевозчиков в отдалённом будущем. Такое слияние могло бы принести участникам значительные дивиденды. Кроме того, эксперты считают, что консорциум из «Аэрофлота», Alitalia, Air France-KLM в перспективе может поглотить ещё несколько европейских авиакомпаний и вырасти в трансевропейского монстра. Есть повод понести некоторые убытки на начальном этапе.

Вероятность: 10%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: Путин решил по-дружески помочь Берлускони

Эта версия не выдерживает серьёзной критики. Да, не секрет, что Путин и Берлускони дружат. В мае Владимир Владимирович становится премьер-министром, так же как и его друг Сильвио. Впереди плодотворное сотрудничество во имя процветания России и Италии. Разве маленькое одолжение в виде покупки не вполне успешной авиакомпании не укрепит дружбу двух премьер-министров? Увы, подобная услуга может всерьёз насторожить тех, кто привык обвинять Берлускони в коррупции и протекционизме. А это уже пойдёт в минус политической карьере итальянского премьера и может серьёзно ограничить срок его пребывания у власти. Следовательно, помощь друга Владимира для Сильвио скорее всего была бы неприемлема. Но, с другой стороны, ради восстановления престижа национальной авиакомпании помощь можно было бы и принять.

Вероятность: 5%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: Наш ответ на размещение американской системы ПРО в Польше и Чехии

А вот эта версия, как нам представляется, – «в яблочко». Для Америки теряет смысл дорогостоящая авантюра с установкой системы ПРО в Европе – это раз. Россия решает извечную проблему выхода из Чёрного моря в Средиземное – это два. Более того, мы не просто выходим в Средиземное море, мы ещё и получаем возможность полного контроля и над Средиземноморским бассейном, и над его воздушным пространством. Автоматически решается вопрос с базированием Черноморского флота в Крыму, а возможно, и со статусом Крыма. Ну а заодно и севроатлантической переориентацией Украины и Грузии: в НАТО уже никто не вступает. В свою очередь, если сделка состоится, Североатлантическому альянсу будет нанесён весьма ощутимый урон. Во всяком случае, такого щелчка США не получали от нас со времён Кубы и Карибского кризиса. «Асимметричный ответ» России, помимо прочего, ещё и вынудит США перейти от наступательной тактики к глухой защите: придётся либо отказываться от глобального доминирования в средиземноморском регионе, либо искать иные варианты, затрачивая при этом колоссальные средства. США, по всей видимости, просто до конца не просчитывают своих вероятных потерь в том случае, если Россия хоть в малой степени станет контролировать небо над Средиземноморьем.

Вероятность: 85%

Опубликовано:
Отредактировано: 28.04.2008 11:09
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх