Антироссийские санкции «коллективного Запада» – это, видимо, для других санкции. Привыкли к качественным BMW и Mercedes? Ждите! Немцы хотят вернуться в Россию.
И это может стать проблемой для отечественного автопрома?
Глава консалтинговой фирмы «Schneider Group» Ульф Шнайдер на днях заявил https://www.autonews.ru/news/6735d2959a7947e222261d6d в интервью Berliner Zeitung, что «в 2025 году компаниям BMW и Mercedes необходимо разрешить продавать свои автомобили на российском рынке… производителям нужно поторопиться, пока российский рынок окончательно не захватили китайские марки».
Ульф Шнайдер считает, что немецким автопроизводителям стоит хорошо подумать и посчитать, сколько они потеряли в результате ухода с российского рынка, и заявил, Россия точно не страдает от дефицита автомобилей, благодаря китайским брендам.
Говорить преждевременно?
Реакция на слова германского консультанта в России последовала незамедлительно. При этом мнения экспертов авторынка и политиков разделились почти на противоположные.
Как сказал руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев, «пока действуют санкции, говорить об этом проблематично. Возможно, заявление Шнайдера стоит больше расценивать как призыв к зарубежным политикам перестать эскалировать ситуацию и начать искать выходы к мирным переговорам, в том числе для того, чтобы спасти крупные немецкие автомобильные компании, которые переживают не лучшие времена».
В то же время депутат Госдумы Николай Арефьев так прокомментировал: «Я слежу за политическими событиями после выборов президента США, и сообщения поступают обнадёживающие, дающие надежду на потепление отношений России и США. Надеюсь, будут сняты санкции по целому ряду направлений. Я не думаю, что ограничения вообще продержатся долго, потому что экономика США и Европы от них страдает, наверное, даже больше, чем российская. Конечно, определённые санкции всё равно останутся, но отмена многих возможна».
И добавил: «Потепление в отношении экономических санкций будет происходить, так что Mercedes и BMW могут вернуться. Сейчас из-за действующих ограничений им это просто невыгодно. Они правы в том, что есть опасность засилья китайских авто и на российском, и на европейском рынках. В Европе сейчас из-за этого ввели огромные пошлины на ввоз китайских электромобилей. Мы также должны будем защищать внутренний рынок с помощью таможенных пошлин. Надо отрегулировать и себестоимость наших машин, чтобы западные поступали на рынок, но всё же ограниченно».
«Китайцы» – наше всё или всё же – ?..
На фоне предполагаемого возвращения на рынок России премиальных немецких брендов, как-то не заметили, что и Volkswagen-Audi уже практически вернулись. В начале июля этого года в РФ официально стартовали продажи китайского бренда «Jetta». Эти автомобили выпускаются в Китае на совместном предприятии Volkswagen и китайского концерна FAW. Эти авто собирают, используя комплектующие из ФРГ. Кроме того, в России начал функционировать официальный сайт «Jetta Motors Russia».
Информация о возможных переговорах между президентами России и США Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, направленных на урегулирование конфликта на Украине, вызвала интерес у крупных южнокорейских компаний.
При этом немцы собираются вернуться на не очень выгодных для себя условиях. По решению суда автоконцерн должен Горьковскому автомобильному заводу (ГАЗ) 16,9 миллиарда рублей по иску из-за несостоявшихся поставок двигателей.
К этому вопросу мы ещё вернёмся.
«Systemanalyse und Programmentwicklung»
Так расшифровывается аббревиатура SAP. В переводе на русский язык это означает «системный анализ и разработка программ». SAP была создана в ФРГ в 1972 году. Довольно скоро она стала одним из глобальных поставщиков IT-продуктов. В их числе: системы планирования ресурсов предприятия (ERP-системы), технологии машинного обучения и интернета вещей.
И это – одно из подразделений Mercedes.
Головной боли для немецкой компании добавил иск на 330 миллионов рублей в сентябре 2022 года от российского разработчика «Азимут». Компания занимается производством и поставкой оборудования навигации для нужд гражданской авиации.
К октябрю 2022 года стало понятно, что до конца 2022 года SAP полностью из России не уйдет. ООО «SAP СНГ» до сих пор остаётся подразделением SAP в нашей стране. Однако с марта 2022 года IT-разработчик никаких новых контрактов не заключает, а только занимается обслуживанием старых клиентов по заключённым договорам.
Не москвич ты, «Москвич»
«Москвич», как предприятие, был основан 2 сентября 1927 года по постановлению Совета народных комиссаров РСФСР о строительстве автомобильного завода в Москве. На пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (ныне Волгоградский проспект). Само строительство началось в августе 1929 года. А уже 6 ноября 1930 года с конвейера завода вышли первые автомобили – их собирали из американских комплектующих легковых «Ford A» и грузовиков «Ford АА».
В 1968 году завод был переименован в «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). К тому времени, в 1967 году, завод выпустил с конвейера 1 миллион автомобилей «Москвич–408». И уже начал выпуск авто «Москвич – 412».
Но, а затем, вспомните модели АЗЛК–2140 и АЗЛК–2141. Последний на экспортных рынках ряда стран именовался ALEKO (латинская транслитерация с «АЛЕКО» – «Автозавод Ленинского комсомола»).
И вот теперь – китайцы.
Концерн «Renault-Nissan» с российского рынка ушёл – санкции. Поэтому выбора и не было: либо законсервировать завод и похоронить окончательно, либо перезапустить с помощью другого бренда. Победил второй вариант: работы по организации производства взял на себя КамАЗ, а продуктовым партнёром стал крупный китайский производитель с готовой модельной линейкой – JAC. С ним камский завод грузовиков уже успел посотрудничать по грузовым проектам.
За основу для нового «Москвича» взяли модель JAC JS4. Ничего сверхъестественного, но и не хуже «Гранты».
Но вернёмся к вопросу возвращения «немцев» в Россию.
Сильная конкуренция
По словам https://ura.news/news/1052843473 пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, говорить о полном возвращении на российский рынок западных «премиумов» рано. Так как их будет ждать серьёзная конкуренция с китайскими автомобилями. Но в то же время Дмитрий Сергеевич сказал, что государство сделает всё возможное, чтобы россияне могли получать качественные автомобили по более низким ценам. Так, в ближайшее время Япония начнет снова экспортировать некоторые марки своих автомобилей, в том числе Honda Insight (1,5 л), Suzuki Solio, Ignis, Swift, Hustler, Alto, Xbee, Honda CR-Z и Nissan Dayz.
Как здесь не вспомнить поговорку, озвученную одним из героев фильма «Брат»: «Что русскому – хорошо, то немцу – …»?
Хотя «ЛАДА» по результатам октября этого года – лидер продаж: 26% от общего объёма, в количественном выражении – без малого 45 тысяч проданных автомобилей. Среди иностранных брендов лучшим снова оказался Haval, автомобили которого во второй осенний месяц разошлись тиражом в 23 801 единицу. Далее следуют еще три «китайца» – Geely (17 163 шт.), Chery (15 140 шт.) и Changan (10 973 шт.). Шестое место занял белорусский Belgee с показателем 4 346 машин. В ТОП-10 также попали OMODA (4 186 шт.), Jetour (4 020 шт.), Toyota (3 516 шт.) и EXEED (3 424 шт.). Нельзя не отметить, что японская марка оказалась в десятке лучших впервые с марта 2024 года.
А вообще, за семь месяцев 2024-го года в России было продано https://www.kommersant.ru/doc/6953776 855 тысяч новых легковых автомобилей, и это на 72% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
Специалисты прогнозируют, что по итогам 2024 года продажи легковых автомобилей могут достичь 1,40–1,55 млн единиц, что почти в полтора раза превышает показатель прошлого года. Однако повышение утилизационного сбора на 10% для импортных автомобилей и увеличение стоимости кредитных ресурсов, вероятно, приведут к снижению продаж.
Как прокомментировал руководитель управления продаж и маркетинга бренда VGV в России: «Цены на автомобили вырастут, и это неизбежно отразится на спросе. Пока не ясно, насколько сильно он сократится. В ближайшие месяцы на рынке останутся автомобили, закупленные по старым ценам, и они будут продаваться до конца года».
Как видим из анализа экспертов выше, возвращение «немцев» в Россию проблем российским автозаводам и автодилерам не создаст. Как говорится – а нечего было уходить. «Свято место пусто не бывает».
Вопрос: Покупали ли бы в любой нормальной Стране, которая себя уважает после введённых Германией санкций, немецкие автомобили? Думаю, что нет. А теперь посмотрим, уважают ли себя Россияне, или им всё равно...