Самый загруженный российский аэропорт – Шереметьево уже давно беспокоит жителей окрестных районов. Очистные сооружения авиагавани не справляются с химическими сбросами, загрязняющими реку Клязьму, но руководство Шереметьево кормит общественность завтраками, то и дело сдвигая сроки строительства новой инфраструктуры. Тем временем подмосковное Минэкологии требует от администрации аэропорта более 74 миллионов рублей за вред, нанесенный окружающей среде.
Московский аэропорт Шереметьево – один из крупнейших в Европе, в допандемийные времена отправлявший и принимавший рейсы каждые две минуты и обслуживающий десятки миллионов пассажиров в год, представляет реальную угрозу окружающей среде, загрязняя ее вредными выбросами. При этом, вред можно минимизировать, но администрацию аэропорта, похоже, это не интересует, поскольку штрафы обходятся ей дешевле.
Самолеты в Шереметьево, как и в других аэропортах, обрабатывают антиобледенительной жидкостью – это нужно для того чтобы на поверхности воздушных судов не появлялись замерзшие осадки, которые могут нарушить аэродинамические свойства лайнера и даже привести к авиакатастрофе. После обработки антиобледенитель оказывается в очистных сооружениях, но нюанс в том, что в Шереметьево это небольшой пруд, вода из которого попадает в Воскресенский ручей, а оттуда – в реку Клязьму.
Кстати, за рубежом обработку авиалайнеров антиобледенительной жидкостью практикуют на специально оборудованных площадках. В Шереметьево, по некоторым данным, только одна площадка отвечает всем необходимым критериям, но вместить все самолеты она не может. В идеале химические отходы собираются в дренажной системе, а оттуда идут на утилизацию. Но даже в этом случае некоторая их часть может проникнуть в землю и отравить грунтовые воды.
Зловонная река
Первыми тревогу забили жители химкинского комплекса «Город Набережных», построенного в нескольких километрах от аэропорта и заселенного в 2015 году. Мало того, что проживающих в многоэтажках людей беспокоит непрекращающийся шум от самолетов (впрочем, к этому они наверное были готовы), так в районе еще и появился специфический запах, особенно ярко выраженный зимой и поздней осенью. Местные посчитали, что вызывает его именно противообледенительная жидкость. Жители жалуются на аллергии у детей, проявившиеся после переезда в «Город Набережных», на головную боль и дискомфорт при дыхании. Они уверены, что Шереметьево сливает в воду отработанную химию, и из-за нее река не замерзает даже в самые суровые морозы.
Эксперты Росприроднадзора провели проверку, исследовав пробы воды из местных водоемов и обнаружив в них формальдегид, тяжелые металлы, нефтепродукты. Они установили, что резкий химический запах, на который жалуются жители «Города Набережных», действительно вызван попаданием в реку Клязьму и Воскресенский ручей антиобледенительной жидкости, использующейся для предполетной обработки воздушных судов в Шереметьево. Кстати, запах – это не единственное последствие «химической атаки»: жители жаловались и на мертвую рыбу, всплывшую на поверхность, а вода, по их словам, перестала быть пригодной для купания.
В аэропорту Шереметьево снова собрались большие очереди из пассажиров, которые должны улетать в ближайшее время. Представители воздушной гавани заявили, что это нормальное явление, и она работает в штатном режиме.
Не стоит забывать, что река Клязьма идет в Клязьминское водохранилище, которое обеспечивает водой весь столичный регион. По сути, сливы химии из аэропорта ставят под угрозу обеспечение его многомиллионного населения чистой пресной водой.
Очистная эпопея
Ситуация со сбросами вредных веществ беспокоит не только местных активистов – аэропорт неоднократно подвергался проверкам различных ведомств, в том числе Минэкологии Московской области и Росприроднадзора. Не помогает решить вопрос и интерес со стороны правоохранительных органов. В частности, в 2020 году Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ завершило расследование уголовного дела по статье «Злоупотребление должностными полномочиями» в отношении экс-заместителя главы ФГУП «Администрация гражданских аэропортов». Согласно версии следствия, еще в 2012 году он подписал акты приемки объекта капитального строительства, позволившие ввести локальные очистные сооружения в Шереметьево, зная, что они находятся в неработоспособном состоянии.
В Шереметьево проблему признают и обещают, что построят новые очистные сооружения, способные справиться с объемом отходов. Однако процесс затянулся. Информация о том, что аэропорт строит соответствующую инфраструктуру и готовится ввести ее в эксплуатацию, появилась в прессе еще осенью 2011 года, но этими сообщениями, судя по всему, все и ограничилось. Затем в администрации Шереметьево заявили, что сооружения запустят до конца 2017 года. Впоследствии стало известно о планах построить их вместе с новой взлетно-посадочной полосой, которая открылась в сентябре 2019 года и, к слову, очень мешает жителям окрестных деревень – их не устраивает шум, низко пролетающие самолеты, выстрелы сотрудников службы орнитологической безопасности, а также запах топлива.
Кроме того, в аэропорту заявляли, что очистные сооружения – это компетенция ФГУП «Администрация гражданских аэропортов», затем сообщили о концессионном соглашении, подписанном в 2018 году – в соответствии с ним аэропорт должен был взять на себя расходы за приведение старых очистных сооружений в надлежащее состояние и строительство новых. В январе 2019 года руководство аэропорта утвердило проект и дорожную карту по необходимым работам. Предполагалось модернизировать инфраструктуру к 2020 году, затем – к 2021. Пандемия коронавируса внесла в ситуацию дополнительные коррективы, заставив передвинуть сроки на 2022 год. Потом в экологическом законодательстве произошли изменения, повлекшие переделку проекта, и это увеличило сроки еще на один год.
Штрафы дешевле?
Несмотря на огласку и внимание со стороны властей, в Шереметьево до сих пор нет очистных сооружений: новые пока не построены, а старые находятся на реконструкции с 2017 года. В начале 2018 года аэропорт получил штраф в размере 2 миллионов рублей, ранее воздушную гавань уже штрафовали, но на более мелкие суммы. Впрочем, ни к каким изменениям это не привело. В июле 2019 года Шереметьево получило штраф на 90 тысяч рублей, а в Росприроднадзоре заявили, что проверят все аэропорты России на предмет сброса неочищенных стоков в водоемы. В октябре этого же года СМИ сообщили со ссылкой на Росприроднадзор, что аэропорт добровольно выплатил 4 миллиона рублей за компенсацию ущерба от загрязнения реки Клязьма.
Шереметьево – это объект федерального значения, поэтому находится вне компетенции властей Подмосковья. Что касается надзорных органов, согласно их позиции, они могут только штрафовать и выдвигать требования об устранении нарушений.
В данный момент в аэропорту функционируют временные очистные сооружения, которые позволяют выходить из положения и избавляться от отходов. Для соответствующих работ привлечена сторонняя организация, которая, помимо этого, убирает и вывозит снег с перрона и трех взлетно-посадочных полос Шереметьево. Если принимать во внимание всю историю вопроса, может сложиться впечатление, что штрафы для администрации аэропорта – способ «обойтись малой кровью», поскольку строительство и обслуживание современных очистных сооружений, рассчитанных на высокие объемы стоков, требуют серьезных финансовых вложений. Не исключено, что решить проблему стоит куда дороже, чем оставить все как есть, и мотивация что-то менять попросту отсутствует.
В Министерстве экологии и природопользования Московской области оценили нанесенный окружающей среде ущерб в 74 миллиона рублей. С таким крупным взысканием аэропорт еще не сталкивался, но ведомство намерено получить эти деньги в судебном порядке: оно обратилось с иском против Шереметьево в суд, в данный момент заявление находится на этапе рассмотрения. Администрация аэропорта возражает против такой суммы.
Эксперты отмечают, что проблема Шереметьево в том, что третья, самая новая, полоса аэропорта построена в непосредственной близости от реки. В мировой практике стараются избегать подобного расположения ВПП – как раз во избежание загрязнения водоемов. Возможно, решить вопрос поможет строительство отдельных площадок для противообледенительной обработки воздушных судов с мощными дренажными системами – тогда жидкость перестанут сбрасывать в реку. Но все это, разумеется, требует денежных вложений.
Вот удивительно то, шо есть факты преступления по сбросам ядовитой ядовитой химии аэтроплртом Шереметьево в Клязьму, шо течет прямо в водозабор Москвы, а суд Химок, вдруг дает разрешение травить воду столицы Державы ! Это же открытая диверсия ! А где же тогда службы безопасности России ?! Какие могут быть отговорки, если нас в открытую травят этиленгликолем ?! Туточки вопрос уже не только к мэру Химок и к губернатору Воробьеву, но напрямую в в ФСБ !