Версия // Общество // Антитабачные законы лоббируют фармацевтические компании

Антитабачные законы лоббируют фармацевтические компании

3666

Прощай, курилка

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В первый день лета вступила в силу так называемая вторая часть антитабачного закона. Существенно расширился не только список мест, где нельзя будет курить, но и – и это, пожалуй, самое главное – донельзя ужесточились правила продажи сигарет. По свидетельству экспертов, российское антитабачное законодательство теперь является одним из самых строгих в мире. Вопрос только в том, кто на самом деле выигрывает от этой строгости.

Запрет на курение теперь распространяется на поезда дальнего следования и суда дальнего плавания, на предприятия гостиничного бизнеса, бытовых услуг, общественного питания. Кроме того, теперь запрещено курить на рынках, пассажирских и железнодорожных платформах пригородного сообщения. Другими словами, курильщикам теперь придётся сильно побегать, чтобы найти укромное местечко, где можно было бы затянуться. Но, пожалуй, самый главный удар антитабачной кампании придётся на розничную торговлю: продавать сигареты теперь можно будет только из-под прилавка, поскольку закон запрещает свободную выкладку сигарет.

Богатые курят меньше

Нынешние тотальные запреты стали логичным итогом мощнейшей антитабачной кампании, проводившейся в стране все последние годы. В результате курить россияне действительно стали меньше. По крайней мере они сами так говорят. По свидетельству ВЦИОМ, за несколько минувших лет число курильщиков сократилось с 41 до 34%. Правда, существует ли прямая зависимость сокращения числа курильщиков от массивной антитабачной кампании, доподлинно неизвестно.

Зато есть достоверные данные о том, что число курильщиков может сокращаться или расти в зависимости от уровня жизни населения. Косвенные подтверждения тому можно найти даже и в российской истории. К примеру, в СССР курила только треть населения, причём почти не курили женщины. Зато с распадом Союза и наступлением лихих 90-х число курильщиков стало расти как на дрожжах. Не исключено, кстати, что нынешняя статистика по сокращению числа любителей затянуться связана с пресловутой стабильностью.

Весьма показателен в этом смысле пример Японии. В 1975–1985 годах в этой стране практически вообще не действовало никаких ограничений на курение. Более того, это были годы расцвета фактической табачной госмонополии – Japan Tobacco Internationl (JTI). При этом именно в эти годы число курильщиков в Японии снизилось на рекордные 20%. Единственным кардинальным изменением, случившимся за то десятилетие, было повышение уровня жизни.

Как бы то ни было, но 2014 год действительно обещает стать переломным для табачной индустрии. До недавнего времени Россия считалась одним из самых выгодных рынков для табачников. Теперь, похоже, времена начинают меняться.

Так, по итогам первого квартала текущего года, Japan Tobacco International сообщила о сокращении отгрузок сигарет на 12,1%, Philip Morris International (PMI) – на 8,9%, British American Tobacco (BAT) отметила уменьшение продаж на 12% за квартал.

«Российский табачный рынок переживает непростой период. Из-за повышения акцизов цены на сигареты растут быстрее, чем доходы потребителей», – констатирует директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.

Бросайте почаще

Действительно, за последние четыре года ставка акцизов на сигареты выросла более чем в четыре раза: с 250 рублей до 1040 рублей за 1 тыс. штук. На сегодняшний день, включая НДС, доля государства в цене каждой пачки сигарет составляет более 50%.

По теме

Рост цен на сигареты, если и не приводит к отказу от курения, то определённо влияет на потребительские предпочтения. Так, по данным Nielsen, по итогам прошлого года 60% российских курильщиков покупали сигареты дешевле

47,2 рубля за пачку. А по прогнозам самих производителей, по итогам этого года средняя цена за пачку составит 45,5 рубля. Это означает, что большинство потребителей если и не откажутся от курения, то точно будут вынуждены перейти в более низкие ценовые сегменты.

Более того, в ближайшие годы сигареты из-за запланированного роста акцизов продолжат дорожать. Так, в 2015 году средняя цена пачки составит около 68 рублей, в 2016-м – 80,9. Причём не исключено, что на этом рост цен не закончится. Недавно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выступила с призывом повысить акцизные сборы в России до европейского уровня. «Мы верим, что Россия может к 2020 году поднять свои акцизы до европейского уровня, который равняется 90 евро за тысячу сигарет. Тем более что доход на душу населения в стране за последние годы вырос, а размер акцизов за ним не поспевает», – заявил координатор экономического департамента по контролю за табаком ВОЗ доктор Айда Юрекли. По её словам, ВОЗ с 2012 года рассматривает нашу страну как страну с высоким уровнем доходов, при этом акцизы на табак у нас такие, как в странах с низким уровнем доходов. «Власти России могут сделать больше, чем они делали до этого», – резюмировала доктор Айда Юрекли.

Подчёркнутый интерес ВОЗ к антитабачной политике во всех странах мира на самом деле объясняется не только заботой о здоровье курильщиков.

Напомним, что ещё в 2003 году на Всемирной ассамблее здравоохранения была принята рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. Россия – в числе стран, также ратифицировавших данный документ. Сегодня, по прошествии более 10 лет, никто уже и не вспоминает, что в конце 90-х годов, когда ещё только велись разговоры о необходимости создания подобной конвенции, представители ВОЗ особенно и не скрывали, что в разработке документа им якобы помогают крупнейшие транснациональные фармацевтические фирмы. Именно они на самом деле и могут стоять за самыми широкомасштабными антитабачными кампаниями, являясь очевидными выгодоприобретателями. Ведь чем активнее люди пытаются бросить курить, тем охотнее они скупают в аптеках всевозможные антиникотиновые пластыри, жвачки и тому подобную продукцию. Интересно заметить, что подавляющее большинство подобной продукции на самом деле не лечит от никотиновой зависимости. То есть идеальный потребитель фармацевтических компаний – вечно пытающийся завязать курильщик.

Запасной план

В этой связи вовсе не удивляет, что начавшаяся ещё в 50-е годы прошлого века всемирная кампания по борьбе с курением до сегодняшнего дня на самом деле так и не принесла сколько-нибудь заметных результатов.

Даже постоянное увеличение акцизов, которое той же ВОЗ пропагандируется как некая панацея, на самом деле не более чем очередная пиар-кампания, позволяющая неплохо подзаработать тем же политикам. Судите сами: российский бюджет за январь-февраль текущего года с табачных акцизов получил порядка 59,5 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В той же Европе, где акцизы на табак в разы выше, подобная собираемость налогов, да ещё в условиях экономического кризиса, – прекрасная возможность отчитаться перед избирателями.

Заметим, что во многих «курящих» европейских странах потребители, которые не могут позволить себе покупать сигареты, давно уже перешли на так называемые роллы: рассыпной табак для самокруток. Мало того что выходит ещё дешевле, среди европейских потребителей бытует мнение, что подобные сигареты куда менее вредные, чем сигареты «традиционные». Дескать, «роллы» – это чистый табак, без «вредоносных» добавок, которые производители щедро подмешивают в сигареты.

Не исключено, что через несколько лет подобные предложения появятся и на российском рынке. Ещё задолго до введения рекламных ограничений производители не скрывали, что готовы зарабатывать не на выводе новых брендов, но на «нишевости» своего продукта.

Что до новых запретов, то здесь уместно опять же обратиться к европейскому опыту, где подобные ограничения действуют уже не один год. На самом деле в средиземноморских странах, где число курильщиков, как правило, достаточно велико (заметим, что и тут подтверждается теория о влиянии уровня жизни), ограничения на курение хотя и действуют, но к несоблюдению запретов власти обычно относятся весьма лояльно. Особенно это касается запрета на курение в ресторанах и кафе. Весьма вероятно, что в России на первых порах новые нормы будут соблюдаться достаточно жёстко, особенно учитывая, что бросать курить нынче в моде. Однако, как только настроения потребителей переменятся, строгость законов по давней российской традиции компенсируется возможностью их неисполнения.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.06.2014 15:44
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх