Версия // Культура // Андрей Миронов. Он считал свою жизнь – и личную и творческую – неудавшейся

Андрей Миронов. Он считал свою жизнь – и личную и творческую – неудавшейся

17550
Последней фразой Миронова была реплика из «Женитьбы Фигаро»
В разделе

Обычно о детях знаменитых людей, если они чего-то добились в жизни, говорят: исключение из правил. Принято же считать, что на детях гениев природа отдыхает. На Андрее Миронове, сыне актёрской четы Менакер – Миронова, природа не отдохнула. В своей легендарной семье гением был именно он.

Мать, Мария Миронова, и отец, Александр Менакер, были любимыми зрителем актёрами, но после того, как на сцену вышел Андрей, их главным титулом стало звание родителей Андрея Миронова. И они это не только понимали, но и с гордостью принимали...

7 марта 1941 года в московском родильном доме имени Грауэрмана на свет появился Андрей Менакер. Именно под этой фамилией будущая знаменитость был записан в метриках и даже пошёл в школу. Кстати, официально новорождённый был зарегистрирован только на следующий день, что дало повод для многочисленных шуток о том, что появление маленького Менакера нарочно подгадали к женскому празднику 8 Марта.

Через девять лет свидетельство о рождении поменяли: Андрей Менакер стал Мироновым. Материнская фамилия показалась более безопасной по тем временам. Благозвучие тогда никого не волновало: над тем, что Андрей может стать актёром, никто даже не задумывался. В школе Андрей серьёзно занимался иностранными языками, и родители были уверены, что он станет дипломатом. Когда в 90-х годах я оказался в гостях у матери Миронова, то, конечно же, не мог не поинтересоваться, как они с мужем отреагировали на поступление сына в Щукинское театральное училище. Мария Владимировна призналась, что решение сына стать актёром явилось для них большой неожиданностью.

«Я думала, что он будет поступать в Институт международных отношений. Для него вторым родным языком был английский. Хотя театр он любил ещё со школы. Даже не знаю, была ли я рада, что он с первого раза прошёл конкурс и стал учиться в Щукинском», – ответила мне Мария Владимировна.

Но иной судьбы у Андрея, наверное, быть не могло. Ведь даже на свет он едва не появился прямо на сцене: приближение родов Мария Владимировна почувствовала аккурат во время своего выступления. Потом скажут, что это был знак свыше. Но таких знаков в детстве Андрея было очень много: великие актёры – от Аркадия Райкина до Ростислава Плятта – бывали частыми гостями в доме его родителей, а уже в 11 лет он получил первое приглашение на кинопробы.

Хотя, если бы Миронов знал о своём диагнозе – врождённая аневризма сосудов головного мозга, – с которым категорически нельзя было выбирать столь затратную и эмоциональную профессию, как актёрство, он, может быть, сделал бы другой выбор. Хотя вряд ли: Миронов был рождён для сцены.

Его дебют в кино состоялся в 1960 году, когда он снялся в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь». Его первые кинопробы, те самые, на которых он оказался уже в 11 лет, закончились ничем. Режиссёру Александру Птушко, искавшему актёров для своего знаменитого «Садко», маленький Андрей не понравился.

Слышать отказы от режиссёров Миронову приходилось и потом, когда он уже был популярным артистом и в его послужном списке были такие киношлягеры, как «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука». Эльдар Рязанов, например, отказался снимать актёра в роли Жени Лукашина в фильме «Ирония судьбы». Но дело было, конечно же, не в дефиците таланта. Как вспоминал сам Эльдар Александрович, Лукашину в исполнении Андрея просто никто не поверил бы. Ну не мог любимец всей женской половины одной шестой суши достоверно произнести с экрана: «Я у женщин успехом не пользуюсь».

По теме

Впрочем, то, что Миронов никогда не терпел фиаско у женщин, на самом деле не более чем миф. Так, на съёмках комедии «Три плюс два» он серьёзно увлёкся своей партнёршей Натальей Фатеевой. Чтобы завоевать молодую красавицу, он был готов на любые поступки, даже мыл её белые туфли молоком. Но Наталья предпочтение отдала другому. А Миронова познакомила со своей подругой Ларисой Голубкиной, которой Андрей в считанные дни сделал предложение. И опять услышал отказ.

Свадьба с Голубкиной состоялась только в 1977 году, когда за плечами у Андрея уже был один брак – с актрисой Екатериной Градовой, знаменитой радисткой Кэт из сериала «Семнадцать мгновений весны». Те семейные отношения, результатом которых стала дочь Мария, продлились всего три года. С Ларисой Голубкиной Миронов прожил 10 лет, удочерил её дочь Машу.

Несколько лет назад много шума наделала книга актрисы Татьяны Егоровой, служившей вместе с Мироновым в Театре сатиры. Труд Егоровой мгновенно стал бестселлером: рассказ о том, что именно она была главной любовью актёра, который чуть ли не ненавидел своих жён, а в театре был жертвой закулисных интриг, воспринимался как сенсация. Вслед за Егоровой о собственном присутствии в якобы донжуанском списке Миронова стали говорить все, кому не лень.

Но вряд ли сегодня так важно знать, кто на самом деле был его самой большой любовью. Тем более что имя главной женщины своей жизни Миронов ни от кого и не думал скрывать – с самого первого дня ею была Мария Владимировна, мать.

Актёр Фёдор Чеханков, хорошо знавший Андрея Миронова, рассказывал: «Между репетицией и спектаклем Андрей часто приезжал отдыхать именно к маме, на Арбат. Обычно он дремал, свернувшись калачиком, на своём любимом диванчике красного дерева, что-то перекусывал и снова мчался в театр».

Я был в этом доме. После смерти сына Мария Владимировна сохранила всё так, как там было при жизни её Андрея. Первое, что встречало в квартире Мироновой, были портреты сына, костюм Фигаро, в котором он сыграл свой последний спектакль, и засушенный букет цветов, который Андрей преподнёс матери за несколько часов до смерти. Мария Владимировна славилась острым языком, но говорить хотела только о своём Андрее.

«Андрей был очень застенчив, несмотря на то что каждый встречный на улице узнавал его. И был очень раним. Для него чуждо было зазнайство, нахальство. Он многое получил от своего отца... Об Андрее осталась светлая память. Он освещал людей каким-то особым светом великой доброты, необыкновенной порядочности»...

Миронов был не только актёром театра и кино. Его голосом говорили многие популярные герои мультфильмов. Один кот Леопольд чего стоит. Никогда не забуду, как после выхода мультфильма «Голубой щенок», в котором озвученный Мироновым Чёрный кот пел песню о том, что надо жить «умеючи, играючи и припеваючи», актёру задали вопрос: «Так как же надо жить, Андрей Александрович?» Собравшаяся на творческий вечер Миронова публика заулыбалась, предвкушая, что вместо ответа он исполнит популярную песенку своего героя. А Миронов помолчал, а затем ответил: «Жить надо честно». И так он и жил...

«В жизни Андрей не всегда был таким, каким казался публике – лёгким и лучезарным, – вспоминает Фёдор Чеханков. – В компании, в застолье он был действительно потрясающим. Кто имел неосторожность хоть раз встретить с ним Новый год, уже ни с кем другим встречать этот праздник потом не мог. А вот с утра он был довольно сумрачным. Я бы даже сказал, неприветливым. Всё-таки нагрузки испытывал огромные. Правда, как человек воспитанный, своё раздражение скрывал».

Смерть актёра в 46 лет стала шоком не только для его близких. Хотя о том, что ему грозит опасность, Миронова пытались предупредить ещё за несколько лет до трагедии. Лариса Голубкина в одном из интервью рассказала, что как-то им позвонил Геннадий Хазанов и сказал, что его знакомые экстрасенсы видят над головой Миронова какой-то шлем. Но Андрей не верил в сглаз, порчу, в сверхъестественные силы. А потому ни с какими ясновидящими встречаться не захотел.

Первый звонок прозвенел в 1978 году, когда на гастролях в Ташкенте у Миронова произошло кровоизлияние в мозг. Но тогда актёр сумел быстро встать на ноги и о случившемся предпочитал не вспоминать. Судьба отмерила ему ещё девять лет жизни.

Всё случилось 14 августа 1987 года в Риге, где гастролировал Театр сатиры. Давали «Безумный день, или Женитьба Фигаро», Миронов играл здесь главную роль. Неожиданно в середине спектакля он буквально рухнул на руки Александра Ширвиндта, который в тот момент тоже находился на сцене. Его последними словами была реплика Фигаро: «Сегодня она отдаёт предпочтение мне».

Ширвиндт тут же распорядился дать занавес, вызвали «Скорую». Рассказывали, что по дороге в больницу в полубреду Миронов произносил текст роли, как будто хотел всё-таки доиграть свой последний спектакль.

Накануне смерти он виделся со всеми родными: Мария Владимировна, Лариса Голубкина, Екатерина Градова и дочь Маша находились в Прибалтике. Они словно нарочно одновременно оказались на Рижском взморье, чтобы успеть попрощаться с Андреем. Там же отдыхал и лучший нейрохирург Советского Союза, который, увы, ничего сделать не смог. Через два дня, не приходя в сознание, Миронов скончался.

В Москву его тело доставили на «скорой помощи». А вдоль дороги от Риги до Москвы стояли его преданные поклонники и отдавали дань любимому артисту.

Мария Владимировна возвращалась в столицу поездом. Одним из встречающих был актёр Фёдор Чеханков. «Мы с ужасом шли навстречу приближающемуся вагону – что сказать матери, потерявшей единственного сына? Мария Владимировна стояла у окна: спокойная, как скала, аккуратно причёсанная. Вещи были давно уложены и стояли в тамбуре. Мы молча вошли в поезд, взяли её чемоданы, она молча села на заднее сиденье моей машины. Не зная, что сказать друг другу, мы поехали. Наконец

Она не плакала никогда. Даже на похоронах. Иногда позволяла себе расслабиться, заходя в комнату Александра Семёновича, где на кровати были разложены фотографии Андрея, статьи о нём, его интервью. Она называла её «мой мавзолей». Однажды, выходя из этой комнаты, она мне сказала: «Как страшно – я же никогда больше не услышу их голосов!» В этой сдержанной фразе и выразилось всё её одиночество»...

Мария Владимировна пережила сына на 10 лет. А память о нём живёт и сегодня. Удивительная штука: Миронова нет уже почти четверть века, а кажется, что он ушёл совсем недавно.

В конце жизни Андрей Александрович признавался, что считает свою жизнь – и личную и творческую – неудавшейся. Хотел ставить спектакли и снимать кино, а ничего из этого по большому счёту не вышло, и для публики он останется только Гешей Козодоевым из «Бриллиантовой руки».

Но великий актёр ошибался. Для миллионов его почитателей, число которых не убывает, он остаётся не контрабандистом с парохода «Михаил Светлов» и не жуликом-администратором из «Обыкновенного чуда», который поёт про бабочку, и даже не Остапом Бендером. Миронов остаётся просто Мироновым. Тем самым, любимым и неповторимым.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.03.2011 12:56
Комментарии 0
Наверх