// // Алкоголь снова может исчезнуть из легальной продажи

Алкоголь снова может исчезнуть из легальной продажи

431

Пить по-чёрному

Мелкие магазины начнут массово закрываться: алкоголь составляет у них до 50 процентов выручки
Фото: ИТАР-ТАСС
Мелкие магазины начнут массово закрываться: алкоголь составляет у них до 50 процентов выручки Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Очередные инициативы властей по регулированию алкогольного рынка грозят отрасли новым кризисом. Потребителям – исчезновением горячительных напитков с прилавков магазинов. Возможно, что даже днём спиртное будет проще купить с рук, чем дойти до точки легальной торговли.

У активности столичных властей тоже есть объяснение: сокращение торговых точек с винными прилавками – претворение в жизнь правительственной концепции по борьбе с алкоголизмом, которую ещё в 2009 году поручил разработать тогдашний президент Дмитрий Медведев.

Другое дело, что, по признанию самих участников рынка, никто не ожидал, что большинство этих мер будет реализовываться на практике.

«Ещё с начала «алкогольной реформы» в 2006 году власти планомерно к этому шли, но тем не менее выглядит удивительно то, что все предлагаемые когда-то меры будут доведены до логического конца», – удивляется независимый аналитик алкогольного рынка Андрей Ткемаладзе.

Впрочем, «логическим» подобное завершение алкогольной реформы можно назвать только с большой натяжкой. В частности, несколько недель назад столичное правительство представило проект Стратегии социально-экономического развития города на период до 2025 года. Среди прочего в этом документе говорится об «ограничении территориальной доступности алкогольной продукции за счёт сокращения числа мест продажи примерно в 10 раз». Достичь этих показателей планируется за счёт поэтапного сокращения «числа лицензий на торговлю спиртными напитками, в течение 2012–2014 годов – на 20% ежегодно». По официальной версии, такие меры необходимы для «создания условий для поддержания здорового образа жизни в городе». Не случайно меры по борьбе с доступностью алкоголя перечисляются в Стратегии через запятую с созданием сетей велосипедных дорожек в парках и на набережных, проведением городских соревнований по видам спорта, распространённым среди молодёжи, и т.п.

Более того, ещё до официального принятия данного документа столичное правительство начало работу по сокращению точек продажи алкоголя. В частности, несколько дней назад мэр Москвы Сергей Собянин заявил о необходимости ограничить продажу алкоголя в магазинах, которые расположены в жилых домах.

Но дело в том, что введение подобного запрета на практике приведёт к исчезновению мелкой розницы – её место займут крупные сетевики.

«Для маленьких магазинчиков шаговой доступности запрет на продажу спиртного – это смерть бизнеса. У них на спиртное приходится до 50% выручки. В то время как крупному ретейлу практически всё равно, могут они продавать алкоголь или нет: выручка от него составляет максимум 10–15%, а в среднем по отрасли – всего 8%», – подсчитывает Андрей Ткемаладзе.

В краткосрочной же перспективе предлагаемые столичными властями меры помогут ещё и отчитаться перед президентом и правительством о выполнении антиалкогольной кампании и борьбе с нелегальным рынком алкоголя. Большая часть нелегальной продукции продаётся именно через небольшие магазинчики, при этом контролировать их достаточно сложно, вернее, властям зачастую просто лень это делать. А вот крупные игроки, которые, как правило, ещё и являются частью транснациональных корпораций, ведут себя законопослушно, и контролировать их не надо. Таким образом, городские власти смогут отрапортовать, что проблема с оборотом нелегальной алкогольной продукции в городе решена.

Фактически же это будет означать только одно: исчезновение нелегального алкоголя из легальной розницы, то есть той самой «безакцизной» водки, выпускаемой на легально работающих заводах в «третью смену». Этот факт, впрочем, не означает, что алкогольный рынок в стране полностью легализуется. Напротив, ныне «серый» сектор рынка окончательно «почернеет». Дополнительным фактором станет ещё и минимальная розничная цена водки. «Например, в сельской местности, где проживает более 35% населения России, с 2014 года легальная водка вообще продаваться не будет, – уверен директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. – Всё дело в высокой минимальной розничной цене – от 200 до 250 рублей за бутылку водки, которая будет установлена с 1 января 2014 года». Кстати, что именно мешает властям сегодня бороться с «серым» сектором рынка – загадка. При наличии официальной минимальной розничной цены выявить нарушителей проще простого: устроить проверку в любом магазине и посмотреть, где «беленькая» продаётся ниже установленной цены. «Но властям, похоже, проще убить мелкую розницу, нежели заставить милицию делать свою работу», – резюмирует Андрей Ткемаладзе.

Опубликовано:
Отредактировано: 23.05.2012 15:35
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх