Активное потребление цифровых услуг в повседневной жизни становится признаком бедности, считает репортер газеты New York Times Нелли Боулз. Обычные же человеческие отношения, напротив, становятся роскошью.
В современном обществе живые человеческие отношения становятся все более близкими к роскоши, которая доступна обеспеченным людям. Активность в потреблении цифровых услуг, напротив, характерна для бедных. К такому выводу пришла репортер газеты New York Times Нелли Боулз, которая пишет для издания об интернет-культуре и информационных технологиях.
Журналист заявляет, что заметила весьма определенную тенденцию – чем больше гаджетов в жизни бедных людей, тем их меньше у более обеспеченных слоев населения. По словам Боулз, богатые, напротив, тратят деньги на то, чтобы как можно чаще оставаться за кадром.
Человеческое общение - в цене
В качестве примера автор статьи привела виртуального кота Sox, который был предоставлен пенсионеру из Сан-Франциско в рамках некоммерческой программы здравоохранения с целью присмотра за пожилым человеком. Котом управляют сотрудники компании, которые следят за общения хозяина с питомцем и посылают в соответствующие ответы от имени животного. При этом для получения виртуального питомца пенсионеру необходимо было иметь на счету не более 2 тысяч долларов США.
Нелли Боулз делает вывод, что категорию товаров люкс в современном мире представляют не гаджеты, а именно человеческое взаимодействие. Еще одним подтверждением такого вывода является успех частных школ, которые обучают детей без использования информационных технологий, поскольку длительное нахождение ребенка перед экранами, согласно данным проведенного при поддержке Национального института здравоохранения исследования, приводит к более низким результатам по языковым тестам и даже к преждевременному истончению коры головного мозга.
Профессор социальных исследований науки и техники Массачусетского технологического института Шерри Теркл в этом контексте сравнивает гаджеты с фастфудом, говоря, что дети тянутся к тому, что им хорошо знакомо.
Мир, доступный каждому
Нельзя не сказать и о стоимости компьютеров, смартфонов и планшетов, которая продолжает снижаться. Например, за первый Apple Mac 35 лет назад нужно было заплатить 2,5 тысячи долларов США, что сопоставимо с нынешними 6 тысячами долларов. При этом сейчас качественный ноутбук можно приобрести менее чем за 500 долларов.
Консалтинговая фирма «Институт роскоши» также заявляет о том, что планируемые расходы на путешествия и походы в рестораны опережают расходы на приобретение каких-либо конкретных товаров, в том числе техники, пишет Боулз. Исполнительный директор компании Милтон Педраза видит в этом возрастающую важность самого человека, живых действий и эмоций в сравнении с виртуальным общением.
Если же говорить о России, то сейчас она входит в десятку стран, где использование цифровых услуг весьма активное – к ним обращается как минимум раз в неделю каждый второй житель государства, заявляют в компании BCG.
По темпам же роста количества пользователей такими услугами наша страна занимает третье место с показателем в 42%, в то время как в мире в целом он составляет всего 15%.
Между тем, в Общественной палате РФ, как сообщает РБК, заявляют о снижении уровня цифровой грамотности в стране. В этом году «Центр интернет-технологий» зафиксировал в России наиболее низкий показатель за всю историю измерения индекса цифровой грамотности – он составил 4,52 пункта из 10. Объясняя такое, казалось бы, парадоксальное явление, глава организации Сергей Гребенников говорит об излишней уверенности россиян в использовании технологии, что отражается на их безопасности, поскольку многие юзеры не в состоянии распознать мошенников в интернете.