После пожара, возникшего при посадке Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) в турецкой Анталье, «Ростех» призвал не демонизировать самолёт. Мы решили разобраться в причинах и возможных последствиях аварии 24 ноября 2024 года.
Во время инцидента в Анталье с самолётом авиакомпании «Азимут» ни один человек не пострадал, 95 пассажиров и членов экипажа удалось оперативно эвакуировать из горящего самолёта по надувным трапам. Однако случившееся ярко напомнило трагедию в Шереметьеве, случившуюся 5 мая 2019 года с SSJ 100 «Аэрофлота». В той катастрофе, унёсшей жизни 41 человека, «крайним» стал командир воздушного судна Денис Евдокимов, приговорённый к шести годам колонии. Пилота признали виновным по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Судебный процесс длился три года, своей вины Евдокимов не признал. Лётчик доказывал, что жёсткая посадка произошла из-за того, что электронная система управления «Суперджетом» вышла из строя после попадания молнии. В разливе и возгорании топлива, по версии Дениса Евдокимова, были виноваты неправильно спроектированные стойки шасси, которые не подломились при перегрузке и пробили топливные баки.
Одногодки с похожими судьбами
Стоит сказать, что оба SSJ 100 – и тот, что сгорел в Москве, и тот, что едва не погиб в Турции, – птенцы из одной кладки. Первый с бортовым номером RA-89098 впервые поднялся в небо в июне, а второй с бортовым номером RA-89085 – в феврале 2017 года. Тот год был одним из самых успешных в современной истории авиазавода Комсомольска-на-Амуре (принадлежит ПАО «Яковлев», входит в «Ростех»). Судя по открытым источникам, за 12 месяцев предприятие выпустило 33 «Суперджета». Больше было только в 2014-м – 35 новых самолётов. Для сравнения: в 2022 году произвели 13 SSJ 100, в 2023-м – всего три. Сейчас, насколько можно судить, в сборке находятся три лайнера этой модели. Причина падения производства понятна – Sukhoi Superjet собирали в основном из иностранных комплектующих, в частности двигатели для них выпускало совместное предприятие НПО «Сатурн» и французской Snecma. После введения санкций против России идея такого сотрудничества была окончательно разрушена, а надежда на масштабный экспорт лайнеров, похоже, потеряна.
Авиастроительная компания Boeing пошла на сделку с Минюстом США и согласилась признать свою вину в мошенничестве по делу о крушении самолетов Ethiopian Airlines и Lion Air.
Теперь перед отечественным авиапромом стоит задача обеспечить перевозки внутри страны, так как имеющийся в России большой парк боингов и аэробусов довольно скоро выработает свой ресурс. Месяц назад «Ростех» сообщил о старте повторных испытаний двигателя ПД-8, который планируют устанавливать в том числе на новые «суперджеты». Однако перед тем, как пересаживать россиян с боингов на «Суперджеты», может быть, стоило бы ещё раз обратить внимание на стойки шасси? Ведь ЧП в Шереметьеве и инцидент в Анталье сложно счесть простым совпадением. Первый известный случай разлива топлива при посадке «Суперджета» произошёл в Якутске 10 декабря 2018 года. Во время торможения и рулёжки лайнер выкатился за пределы полосы, колёса наткнулись на бордюр, отчего стойки шасси подломились и повредили баки с горючим. Пожара удалось избежать, никто не пострадал. Но ещё тогда по результатам расследования этой аварии МАК рекомендовал разработчику и производителю SSJ 100 (т.е. ПАО «Яковлев») доработать конструкцию шасси с учётом прогнозной оценки рисков эксплуатации машин этого типа. И вот спустя шесть лет в Минпромторге сообщили «Известиям», что «рекомендации комиссии проработаны» и новая конструкция шасси будет внедрена сначала на новых самолётах и только затем будет доработан летающий парк.
Если причиной разлива и возгорания топлива в Шереметьеве и Анталье был человеческий фактор, для чего менять конструкцию шасси? И почему это делается только сейчас? Особенно если учесть, что в отличие от самолёта под управлением Дениса Евдокимова в Анталье, судя по словам пассажиров, «Суперджет» ударился о бетон всего один раз? Не получится ли так, что по итогам происшествия в Турции на нарах окажется ещё один российский лётчик? Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ, а раз есть дело, то должны появиться и фигуранты. Кстати, в Росавиации, похоже, солидарны с позицией производителя самолётов. В ведомстве заявили, что не видят причин приостанавливать полёты SSJ 100, поскольку предварительные данные о причинах возгорания 24 ноября указывают, что дело не в конструкции лайнера.
Чиновники также подчёркивают, что «Суперджет» сертифицирован по российским и международным стандартам и ежедневно перевозит тысячи человек. По данным ПАО «Яковлев», налёт флота самолётов SSJ 100 с начала эксплуатации составил более 1,74 млн часов, выполнено свыше 977 тыс. рейсов.
Перестановки на фоне пожара
25 ноября, то есть буквально на следующий день после происшествия в Анталье, Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) объявила о значительных кадровых перестановках. Свои посты покинули гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский и управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев. Собеседники «Нашей Версии» в авиационной отрасли предполагают, что увольнения не связаны с жёсткой посадкой борта RA-89085. По их словам, причиной отставок стали сохраняющиеся проблемы с выпуском отечественных самолётов, которые, впрочем, имеют объективные причины – дефицит комплектующих и потребность отрасли в масштабном финансировании.
Вместо Юрия Слюсаря, назначенного врио губернатора Ростовской области, ОАК возглавил выходец из Объединённой двигателестроительной корпорации Вадим Бадеха. Он же пока будет напрямую управлять ПАО «Яковлев». Руководителем АО «Туполев» стал заместитель гендиректора ОАК Александр Бобрышев.
Не одно, так другое
Инцидент в Анталье стал не единственным происшествием с участием «Суперджетов». В этот день случилось ещё четыре ЧП с участием самолётов SSJ 100.
- Борт RA-89080 авиакомпании «Азимут», выполнявший рейс из Уфы в Красноярск, на высоте 10 650 метров доложил диспетчерам о низком уровне жидкости во второй гидросистеме. Посадка прошла благополучно. По данным телеграм-канала «Авиаторщина», аварийная ситуация не объявлялась.
- Борт RA-89126 авиакомпании «Россия» сообщил об аналогичной проблеме при выполнении рейса из Петербурга в Москву. Если верить каналу, при послеполётном осмотре машины были обнаружены следы течи гидрожидкости и разрушение гидравлического трубопровода линии нагнетания насосной станции переменного тока во второй гидросистеме.
- Борт RA-89155 авиакомпании «Ред Вингс» при выполнении рейса Сочи – Москва прервал взлёт из-за возникшей неисправности.
- Борт RA-89100 авиакомпании «Россия», летевший из Москвы в Петербург, был вынужден уйти на второй круг из-за неисправности системы управления разворотом колёс передней стойки шасси. Посадка также прошла благополучно.
Официально
В пресс-службе госкорпорации «Ростех» заявили радиостанции BFM, что все известные серьёзные авиапроисшествия с «Суперджетом» связаны либо с человеческими, либо с неблагоприятными внешними факторами.
«Имеющаяся на сегодняшний день информация позволяет говорить следующее: в аэропорту Антальи были неблагоприятные метеорологические условия, самолёт попал в сдвиг ветра и совершил жёсткую посадку. Сдвиг ветра считается у авиаторов не просто опасным явлением, а обстоятельством, при котором заходить на посадку часто не рекомендуется.
В результате самолёт с размаху ударился о полосу. При этом системы Superjet работали штатно, в том числе правильно отработали стойки шасси. Левый двигатель, судя по всему, получил серьёзный удар. Часть топлива вытекла из повреждённого агрегата и загорелась на взлётно-посадочной полосе», – заявили в корпорации.
В «Ростехе» также отметили, что если посмотреть статистику авиационных инцидентов, то можно увидеть в ней самолёты всех производителей, включая Boeing, Airbus, Embraer: «Это не говорит о том, что самолёты плохие, это говорит о том, что любой, даже самый хороший, самолёт не застрахован от плохой погоды, ошибок обслуживания или пилотирования».
Да ещё одно повышение ставки по кредитам ЦБ и можно экономику России отпевать. Из этого коллапса она в ближайшие несколько лет не выберится.