// // 15 000 000 мигрантов хотят легализовать в стране на коммерческой основе

15 000 000 мигрантов хотят легализовать в стране на коммерческой основе

357

Возьмут с потока

15 000 000 мигрантов хотят легализовать в стране на коммерческой основе
В разделе

Не так давно Госдума ужесточила правила игры для агентств, занимающихся трудоустройством иностранных рабочих. Если раньше посредник рисковал в худшем случае крупной денежной суммой – не так уж важно, в виде взятки или штрафа, – то теперь к материальным потерям добавился ещё и риск утраты свободы. Эксперты гадали: зачем депутатам вдруг понадобилось усложнять жизнь рекрутинговым агентствам, да ещё и перекладывать на них ответственность, которую, по идее, должны были бы нести либо сами правонарушители-гастарбайтеры, либо нанимающие их структуры. Теперь, кажется, всё понятно: народные избранники, по-видимому, решили вытеснить действующие кадровые агентства с рынка, заменив их новой структурой. Так, член думского Комитета по обороне Алексей Журавлёв предложил создать на территории стран СНГ сеть частных агентств по трудоустройству, которые занимались бы подборкой и отправкой в Россию трудовых мигрантов. Представляете, какое совпадение: не кто иной, как Журавлёв, внёс в Госдуму тот самый законопроект, ужесточающий ответственность работодателей за использование труда нелегалов.

Для начала немного статистики: по данным ВЦИОМ, сегодня только в Москве работают порядка 2 млн выходцев из бывших советских республик. В России таковых, разумеется, ещё больше – 12–15 млн человек. Примерно половина из них едет в нашу страну, что называется, наудачу, самостоятельно. Представители же другой половины действуют следующим образом: обращаются в посреднические фирмы в своих республиках, платят определённую сумму – примерно от 3 до 7 тыс. рублей – и получают на руки квиток с «приглашением на работу». Приглашение, разумеется, липовое, печатают его в том же рекрутинговом агентстве, которое собирает мзду с готовящихся к выезду гастарбайтеров. Никаких гарантий трудоустройства оно не даёт. Тем не менее адрес фирмы, заинтересованной в рабочих-мигрантах, как правило, соответствует действительности, и по приезде в Москву иностранец чаще всего попадает туда, где ему по-настоящему рады. Чаще всего никаких налогов фирма-посредник не платит – вся выручка от посредничества присваивается хозяином конторы. А теперь считаем вместе: миллион столичных гастарбайтеров платит по сотне долларов – это 100 млн долларов в год минимум. Неплохой куш, согласитесь. Чем не повод поставить посреднические услуги на широкую ногу?

Агентства работают в тени

Деятельность посреднических агентств в России, не поверите, уже регулируется законодательством – существует конвенция Международной организации труда за номером 181 от 1997 года. Правда, нарушителей конвенции найдётся намного больше, чем тех, кто придерживается установленных ею правил. Говорят, что по закону трудоустройством иностранцев занимаются порядка 5% агентств – остальные регистрируются на непродолжительный срок и «светят» в отчётности лишь небольшую часть своей деятельности, отчитываясь об одном трудоустроенном мигранте из десяти. Как проверить-то? Да никак, в том-то и дело. Если бы каждый мигрант регистрировался в соответствующих органах, было бы проще. А так – ищи ветра в поле. Теневой бизнес.

Теоретически создание единой сети, которая одновременно занималась бы регистрацией гастарбайтеров по месту жительства, предоставляя им услуги по трудоустройству и проживанию, действительно было бы делом полезным. К тому же подобный подход если бы совсем не исключил проникновение нелегалов на рынок труда, то совершенно точно его минимизировал бы. Лет 15 назад одна коммерческая структура, созданная уволившимися в запас офицерами-пограничниками, пыталась создать подобную сеть. На границе мигрант платил определённую сумму, и в пункте назначения его уже встречал работодатель с оформленными документами. Но проработала эта фирма недолго: те, кто отказывался платить «сбор» на границе, и так трудоустраивались без проблем. А заставить платить было невозможно – не было механизмов.

Нам предлагают легализовать коррупцию

Критики идеи Журавлёва полагают, что передача функций по контролю за миграционными потоками в частные руки легализует уже существующие коррупционные схемы. Возможно, что это так. Но, во-первых, реально миграционный поток и сегодня контролируют отнюдь не государственные органы – скорее национальные мафиозные группировки, обеспечивающие работой узбеков, таджиков и киргизов. Во-вторых, коррупционная схема, с которой будет уплачиваться налог, перестаёт быть коррупционной схемой. Да, нынешних игроков потеснят на рынке услуг. Да, при этом скорее всего будет нарушено антимонопольное законодательство. Но есть и очевидный плюс: работа с мигрантами будет наконец-то если не упорядочена, то хотя бы структурирована.

По теме

Вот как видит деятельность рекрутёров в изменённых условиях Алексей Журавлёв: «Агентства будут подбирать людей по заявкам конкретных работодателей и готовить будущих трудовых мигрантов к приезду, то есть обучать их языку, помогать собирать медицинские справки и оформлять документы. Это позволит сделать рынок рабочей силы более демократичным, а трудоустройство – прозрачным и прекратит практику работорговли. Устроившихся на работу через частные агентства мигрантов будут организованно направлять к месту работы, где их будет ждать работодатель, а главное – жильё. Подобная схема давно и успешно действует в США».

Понятно, что депутаты пробивают идею международного рекрутингового агентства не только из любви к порядку. Подразумевается, что кто-то из них на этом рассчитывает заработать – не сам, так с помощью друзей или родственников. Но депутату проще, чем кому-то ещё, не только внести изменения в российское миграционное законодательство, но и договориться с руководством стран СНГ, чтобы они также поддержали создание сети подобных агентств на своей территории. Вот и гадай, что делать: то ли бить народных избранников по рукам, то ли, наоборот, обеспечить им свободу действий. Кстати, именно депутатам придётся вскоре готовить миграционный кодекс, о котором судачат уже лет пять. Сейчас деятельность Федеральной миграционной службы регулируется 800 (!) различными законами, которые часто противоречат друг другу. Раньше депутатам было не до этого, а теперь вроде бы у них появился стимул.

Идея концептуального изменения работы с мигрантами нравится далеко не всем. В частности, член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Николай Сванидзе инициативу Журавлёва не оценил: «Это всё равно, что коммерциализировать государственную границу. Весь рынок нелегальной миграции и так оброс коррупцией, особенно в правоохранительных органах. Получается, депутат хочет это легализовать, чтобы можно было официально за деньги въехать в Россию».

Странным образом с либералом Сванидзе солидаризируется и признанный лидер «правых» Андрей Савельев: «Это предложение похоже на анекдотичную просьбу некоего коммерсанта, который попросил власти передать ему участок границы шириной с торец чемодана, чтобы тот можно было протолкнуть через границу. Такой бизнес, конечно, помог бы этому дельцу сказочно обогатиться. Но всё же пресечение нелегальной миграции – это исключительно государственная функция, и во всех странах она именно такая… Важно, чтобы государство не теряло контроль. Передавать всю работу по мигрантам на откуп частным фирмам – безумие».

Опубликовано:
Отредактировано: 11.03.2013 15:19
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх