Версия // Бизнес // Жители не могут найти управу на службы доставки

Жители не могут найти управу на службы доставки

3156

Яндекс. Мусор

Жители не могут найти управу на службы доставки (фото: Сергей Пятаков/РИА Новости, Сергей Пятаков/РИА Новости)
В разделе

Грязь во дворе, ночные разгрузки грузовиков, снующие туда-сюда на мопедах курьеры – ситуация, знакомая всем жителям, в домах которых обосновались так называемые дарксторы – склады, где хранятся товары для служб доставки. Усугубляет ситуацию то, что чётко прописанных законодательных норм для регулирования работы дарксторов всё ещё нет.

«Соседний с нами дом – магазин «Пятёрочка», а в подвале этого здания уже больше десятка лет размещаются разные полезные сервисы: парикмахерская, зоомагазин, пункт приёма химчистки и другие. Но теперь наш любимый подвал закрывают – говорят, тут будет склад «Яндекс.Лавки», – сетует жительница многоэтажки на Беловежской улице Ольга. Действительно, как выяснила «Наша Версия», собственнику помещений стало сложно работать с множеством мелких арендаторов и он предпочёл найти одного крупного. Как результат – двор, который образуют две 16-этажные жилые башни и расположенный между ними супермаркет с подвалом, вот-вот превратится в нечто среднее между помойкой и стоянкой курьерских мопедов.

На курьеров с вилами

Бороться с дарксторами в правовом поле жителям домов не просто сложно, а практически невозможно. В описанном нами случае на Беловежской улице многоэтажки хотя и относятся к старому жилому фонду, но даже не имеют официально оформленной придомовой территории. Чего не скажешь о здании, куда планирует заехать «Яндекс.Лавка» – на всех участках проведено межевание и у каждого из них есть собственник.

Потому найти решение проблемы крайне непросто. «Был опыт: привязались к тому, что территория двора используется для коммерческих целей, – делится опытом на отраслевой платформе ОкРОН гендиректор питерской УК «Управление комфортом» Сергей Могилевец.Собирали жителей, встречались с собственником помещения (часто он не связан с арендатором) и говорили, что будет коллективный иск. В итоге арендатор съехал». Такой исход можно считать везением – разрешить конфликт зачастую не удаётся даже в зале суда. В 2020 году скандал жителей Хамовников, решивших бороться с «Яндекс.Лавкой», дошёл до силового столкновения. Борьба шла около года. Поначалу жители жаловались на шум от курьерских мотороллеров. Компания заменила их электровелосипедами. Но очень быстро выяснилось, что курьеры носятся на них по двору на огромной скорости, едва не сбивая людей. В конце концов в какой-то момент конфликт вышел из-под контроля. «Люди начали собираться, было заметно, что идёт целая толпа. Они выходили из-за углов, надвигались, дёргали за ручки склада, стали требовать немедленно их впустить. Я не понимал, зачем они это делают», – комментировал ситуацию директор даркстора. В итоге в дело вмешались правоохранители, которые, как следовало из официальных комментариев компании, «во всём разобрались». Злополучный даркстор продолжил свою работу.

Повсюду отходы

Уже несколько месяцев со складом «Самоката» «воюют» жители ЖК «Новые снегири» в Новосибирске. Что интересно, даркстор появился аккурат в том месте, где застройщик обещал открыть оздоровительный центр с бассейном.

«На закрытой территории вместо бассейна устроился «Самокат», и закрытая территория превратилась в проезжий проходной двор. Собственников жилья никто не спрашивал, удобно им будет или нет», – рассказывает один из пользователей Яндекс.Дзена, проживающий в упомянутом ЖК.

По теме

О закрытой территории, кстати, следует сказать особо. Заключив договор с новыми арендаторами, застройщик и собственник площадей, похоже, не позаботился о том, каким образом многочисленные курьеры будут попадать на территорию ЖК. В результате в местных чатах появилось много смешных роликов с курьёзными ситуациями, когда курьеры, не имевшие магнитных ключей для прохода во двор, перелезали по пути к складу через забор. Избавиться от неудобного соседа жители попробовали с помощью жалоб в Роспотребнадзор. Всё дело в том, что первые несколько месяцев даркстор даже не позаботился о том, чтобы оборудовать себе площадку для мусора. В результате все отходы «Самокат» складывал в общие с жителями контейнеры, которые быстро переполнялись. Из-за этого во дворе постоянно скапливалось много грязи и мусора.

Но в санитарном ведомстве проблеме особого значения не придали. «Указанные в обращении факты нарушения законодательства не влекут за собой непосредственную угрозу причинения жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, в связи с чем, в рамках действующего законодательства, основания для вынесения мотивированного представления для организации и проверки для согласования с прокуратурой, а также приостановления деятельности у управления отсутствуют», – постановили подчинённые Анны Поповой.

За антисанитарию – копеечный штраф

Но даже когда жителям удаётся добиться от контролирующих органов принятия сколько-нибудь действенных мер, на работе дарксторов это всерьёз не сказывается. В декабре 2021 года Симоновский суд Москвы по иску Рос­потребнадзора приостановил работу одной из «Яндекс.Лавок» в Москве, располагавшейся на ул. Трофимова. В суде удалось доказать, что даркстор нарушил санитарно-эпидемиологические требования. Однако подобные судебные решения пока что носят единичный характер. Более того, соответствующая статья КоАП РФ предусматривает как временное закрытие точки, так и штраф. Финансовые санкции копеечные – от 10 до 20 тыс. рублей. Впрочем, даже небольшой вынужденный простой дарксторы не страшит. «Временная приостановка работы одного из дарксторов «Яндекс.Лавки» на непродолжительный срок – это единичный случай, мы всегда стараемся оперативно реагировать на любые обращения», – комментировали решение суда в пресс-службе фудтех-направления Яндекс Go.

Есть в судебной практике и выигранное Роспотребнадзором дело против «Самоката». Санврачи доказали превышение допустимого уровня шума при погрузо-разгрузочных работах. Суд обязал «Самокат» выплатить штраф. На этом дело закончилось. Повторных претензий у Роспотребнадзора не нашлось: в санитарном ведомстве решили, что «Самокат» все нарушения устранил.

По мнению некоторых представителей управляющих компаний, решением проблемы могла бы стать самоорганизация жителей и введение ими соответствующих правил поведения во дворе, в том числе и для беспокойных соседей типа дарксторов. «Собственникам рекомендую прибегнуть к следующему способу: так как они являются владельцами придомовой территории, несут в том числе и бремя её содержания, то они вправе на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома установить регламент и правила пользования придомовой территорией. Ввести запрет на езду на электрических мобильных средствах передвижения. Разрешить курьерам передвигаться исключительно пешком, ведя «в поводу» велосипед или самокат», – рассуждает глава дирекции по правовым вопросам группы «Комфорт» Николай Яценко.

Только вот как в этом случае заставить курьеров эти правила соблюдать и что делать с нарушителями, не очень понятно.

Тем временем

Подавляющее большинство дарксторов появились в период пандемии, и граждане были рады такому сервису. Однако сегодня неконтролируемый рост этого вида бизнеса причиняет всё больше неудобств. В результате в Европе уже вводят ограничения для сервисов доставки. В 2022 году во Франции всерьёз задумались о том, чтобы переквалифицировать дарксторы из магазинов в склады. Новый статус позволил бы их «выселить» за пределы городов.

Также власти Парижа, Лиона, Ниццы и Монпелье попросили правительство внести поправки в законодательство, упрощающие закрытие дарксторов. В том же 2022 году власти Амстердама и Роттердама ввели мораторий на открытие в городской черте новых дарксторов.

В России этот вид бизнеса продолжает развиваться хаотично. В результате сегодня в стране действует более тысячи подобных магазинов, несколько сотен из них расположены в Москве. Для сравнения: когда в Париже власти задумались навести порядок в этом сегменте, в городе работало всего около 80 «тёмных магазинов».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.05.2024 10:43
Комментарии 0
Наверх