Версия // Бизнес // Западный бизнес показал, что для него значил российский рынок

Западный бизнес показал, что для него значил российский рынок

2868

Брендопад

Западный бизнес показал, что для него значил российский рынок
(фото: Алексей Мальгавко/Коммерсантъ)
В разделе

Около 300 транснациональных компаний заявили, что покидают российский рынок или временно приостанавливают работу на нём. Большинство постарались избежать политических заявлений, оставляя себе пространство для манёвра. Но для нас сейчас важнее другое: какие переделы начнутся на российских рынках после отступления транснационалов.

Один из самых заметных для граждан рынков – электроника и бытовая техника. В России пенки с него давно снимала американская Apple. Однако очевидно, что наша страна для наследников Стива Джобса была далеко не самой важной с точки зрения прибыли (см. таблицу). Зато сейчас подвернулся отличный момент поторговать своей лояльностью. Примечательно, что крупнейшие IT-гиганты США (Аpple, Microsoft, Intel, Nvidia) сейчас пытаются выторговать у Белого дома дотации в размере 50 млрд долларов на расширение выпуска полупроводников. Неудивительно, что все они дружным строем присоединились к антироссийским санкциям Вашингтона и даже забежали немного вперёд.

Запад давит на Восток

Здесь нужно понимать, что продукции Microsoft, Intel и Nvidia и т.д. нельзя найти замену одномоментно. Завязанный на неё российский бизнес так или иначе купит их микрочипы и ПО. Просто для этого придётся задействовать обходные пути. То есть своего навара американские компании не лишатся. Сократят только издержки на обслуживании российских офисов. Так что их меркантильный интерес очевиден.

Другое дело, что, уходя из России, западный бизнес начинает давить на азиатов. В последние дни под жёстким информационным прессом оказалась южнокорейская компания Samsung. Американское информагентство Bloomberg первым поспешило сообщить, что Samsung уходит из России. Затем в СМИ появились противоречивые утечки из компании. В последнем официальном комментарии ТАСС представитель компании заявил, что Samsung временно приостанавливает экспорт продукции в Россию, но пообещал возобновить стабильную работу как можно скорее. Пока фирменные магазины компании, как и интернет-магазины, продолжают работать, в ускоренном темпе продавая залежавшиеся товары.

Тем временем ситуацию на рынке обрисовал основатель торговой сети DNS Дмитрий Алексеев: «Мы способны удовлетворить потребность страны в бытовой технике и электронике, заместив уходящие или приостанавливающие деятельность на отечественном рынке компании. Никто не останется без холодильника, стиральной машины, ноутбука или компьютера... Рынок бытовой техники и электроники настолько конкурентен, что не терпит пустоты: уходит один производитель, его нишу тут же замещают другие». Примечательно, что при первых серьёзных просадках рубля та же DNS мгновенно переписала ценники на уже закупленные ещё по старому курсу товары, подняв их стоимость чуть ли не на 30 процентов. Этим фактом заинтересовались ФАС и Минпромторг. Алексеев после этого пообещал снизить цены на большой перечень ассортимента. И под этими обещаниями есть экономическая основа. Часть бытовой техники с англоязычными названиями уже давно делается в России. Например, холодильники Stinol, стиральные машины Beko, часть климатической техники под исторически шведским брендом Electrolux… Поднимать на такую продукцию цены наравне с импортной техникой – кажется чистой воды барыжничеством. Интересно, проснётся ли у российских ретейлеров дух патриотизма, так же как у их западных партнёров?

«Икеа», русский лес и «Пепси»

По теме

Ещё один показательный сегмент рынка – это мебель и товары для дома. С одной стороны, рынок мебели достаточно конкурентен. Даже не смотря на «железный занавес», европейские товары из России пока никуда не делись. В частности, мебельный салон ООО «Мебель Дом» специализируется на продукции из Италии. В каталоге компании присутствуют спальни https://gm-house.ru/spalni-italii.htm, столовые, гостиные, гардеробные, мягкая мебель и прочая изготовленная в Италии продукция. Правда ориентирована она не на бюджетного покупателя, скорее на ценителя великолепного дизайна и безупречного качества. А это дорогого стоит.

С другой: «Икеа» демонстративно закрылась, «Леруа Мерлен» находится под колоссальным давлением. Если устоит, может получить огромный бонус, потеснив на российском рынке шведского мебельного гиганта. Но здесь нужно понимать, что обе торговые сети уже давно продают мебель, сделанную в России. Отличие в том, что у «Икеа» есть несколько своих заводов, которые она сейчас пытается законсервировать, а вот «Леруа Мерлен» – это, по сути, ярмарка, на которую приходят самые разные поставщики. Не будет одной ярмарки – откроется другая.

Но и здесь есть подводные камни. Просадка рубля сделала очень выгодным экспорт дерева и деревянных панелей из России. Хватит ли сырья российским мебельщикам и не подтянутся ли цены вслед за долларом? Здесь всё будет зависеть от того, насколько далеко пойдут власти в экспортных ограничениях. До последнего времени упор делался на то, чтобы не выво­зить круглый лес, а вместо него продавать за границу именно древесные плиты и бумагу. И мощности по их производству строились в расчёте на долларовые цены. Что заставит инвесторов замкнуться в первую очередь на российском рынке? Российские власти уже ввели квоты на вывоз зерна. Не придётся ли подобные ограничения вводить и по древесным продуктам? Пока Минпромторг прикрывает путь фанерному кряжу и топливной щепе.

Впрочем, мебель и бытовую технику люди покупают не так уж часто. А вот еда нужна людям каждый день. Не случайно больше всего шума в соцсетях и СМИ поднялось вокруг судьбы «Макдоналдса». Да, этот бренд исторически нагружен идеологическими смыслами. Как и PepsiCo. В своё время появление «Пепси» и «Макдоналдса» в Советском Союзе было символом потепления отношений с Западом. За границей это тоже прекрасно понимают. «PepsiCo вышла на рынок в разгар холодной войны и помогла создать точки соприкосновения между США и СССР. Однако, учитывая ужасные события, мы объявляем о приостановке продажи нашей продукции», – заявил глава PepsiCo Рамон Лагуарта. Впрочем, PepsiCo вовсе не свернула свой бизнес. Да, сладкую газировку запрут на складах, но производство и продажа «молочки», снеков и детского питания к счастью продолжится полным ходом.

Как бы там ни было, но данная ситуация показала нездоровую диспропорцию. Некоторые компании считались в России гигантами, едва ли не столпами экономики. А в то же время российский рынок для них был вовсе незначителен (см. таблицу). С этим может быть связано множество проблем: отток капитала из России, низкий уровень инвестиций, дискриминация россиян по оплате труда… Ещё многие отмечали, что продукты под одним и тем же брендом в России и на Западе имеют разное качество. Нынешний кризис может сломать всю эту не очень выгодную для россиян систему. Вопрос только в том, чтобы взамен было построено что-то получше.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.03.2022 12:00
Наверх