Версия // Общество // В Южно-Китайском море создан оборонительный рубеж, защищающий материковый Китай

В Южно-Китайском море создан оборонительный рубеж, защищающий материковый Китай

6116

Когда начнется на Тайване? Морская стратегическая линия

В Южно-Китайском море создан оборонительный рубеж, защищающий материковый Китай
В разделе

США на всех площадках утверждают о своей всесторонней поддержке Тайваня. Будет ли она оказана? Скорее всего, ведь поражение на Западе и Востоке поставят крест на всех американских планах. А значит велик риск полноценного вооруженного конфликта в регионе.

Сюжет: Армия

Очевидно, что присоединение Тайваня к Китаю невозможно без проведения массовой десантной операции с моря и воздуха – остров отделят от материка Тайваньский пролив, имеющий ширину от 130 км до 380 км. Тайваньские вооруженные силы могут осуществлять только противодесантную оборону, а удары по территории материкового Китая, в случае конфликта, будут наносить американские авианосцы и атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. В этой статье мы расскажем о том, как КНР собирается парировать эту угрозу.

Оборонительная линия в Южно-Китайском море

В прошлой статье «Когда начнется на Тайване? Газ, нефть и стратегическая безопасность» мы рассказали, как и почему страны Юго-Восточной Азии захватили атоллы и острова в Южно-Китайском море. Подразделения НОАК, расположенные на этих островах решают следующие задачи.

Разведка

Обнаружение, идентификация и слежение за морскими и воздушными целями, является одной из основных задач для тех частей, которые дислоцированы на островах. Для этого используются различные технические средства, каждое из которых имеет свои достоинства и недостатки. Все эти средства объединены в единую сеть, что позволяет полностью контролировать возможность потенциального удара с морского направления.

Радиопеленгование. Эта технология уходит корнями в 20-е годы ХХ века. Суть её состоит в том, что взяв пеленги на один и тот же сигнал на нескольких островных базах, можно точно определить местоположение источника сигнала. Для определения места с небольшой точностью, достаточно двух пеленгаторных станций. Если их будет три, или четыре, точность определения места многократно увеличивается. Как показывают спутниковые снимки 2018 года, в дополнение к существующим станциям, добавилась ещё одна – на рифе Мисчиф архипелага Спратли. Точность определения координат цели методом пеленгования имеет свои пределы. Во-первых, это ограничения самого принципа получения такой информации, во-вторых, зависимость получения сигнала от погодных условий. И, наконец, в-третьих, в этом регионе, в том числе и в море, высокая плотность электронных излучений от сотовых телефонов, коммерческих передатчиков, гражданских самолетов и торговых судов. Всё это затрудняет пеленгование конкретного корабля или самолета.

Для повышения точности определения места используются возможности спутниковой разведки. КНР владеет группировками систем космической электронной разведки ELINT, коммуникационной разведки COMINT, а также спутников фоторазведки, визуализации и связи. При этом спутниковая разведка решает две задачи. Во-первых, она контролирует и идентифицирует все суда, находящиеся в акватории Южно-Китайского моря, а во-вторых, проводит длительное слежение за интересующими объектами. Для такой разведки используются спутники, находящиеся на геостационарной орбите – то есть они непрерывно «висят» над нужным регионом. Здесь нужно понимать, что спутник на высоте 36 000 км не может дать необходимую точность, а низкоорбитальные спутники проходят над интересующим районом слишком быстро. Китайская морская космическая разведка вывела на орбиту три первых спутника 12 марта 2017 года. Следующие тройки спутников были выведены на орбиту в апреле 2018, январе 2021 и 12 марта 2021 года. Всего морская космическая разведка должна иметь 18 спутников, контролирующих прилегающие к материковому Китаю моря. Такое количество позволит спутникам проходить над Южно-Китайским морем 19 раз в день в режиме вертикальной визуализации или 54 раза в день в режиме SIGINT. Как было объявлено, следующее поколение разведывательных спутников будут способны обнаружить подводную лодку на глубинах до 500 метров.

Наземные радары

Китайские РЛС на платформах
Китайские РЛС на платформах
В составе НОАК есть радиолокационные станции большой дальности различных типов. Есть даже загоризонтные РЛС. Их КНР купили у России в 2004 году. Такие загоризонтные РЛС являются первым рубежом обнаружения крупных морских целей. Под ними понимаются американские авианосные группы – атомный авианосец и 4-5 кораблей охранения класса крейсер и эсминец. Но надо сказать, что точность обнаружения у таких загоризонтных РЛС сильно зависит от состояния ионосферы и волнении моря.

Более надежны в этом плане обычные береговые РЛС большой дальности. Они «видят» морские цели на расстоянии 200 – 250 км от берега. Именно на них в НОАК делают основную ставку. Сеть таких РЛС в районе побережья Южно-Китайского моря и на атоллах и островах активно развивается с 2014 года. Первыми военными объектами, которые появились в архипелаге Спратли, были именно такие РСЛ большой дальности. В целом, сеть таких радиолокационных станций позволяют контролировать всю акваторию Южно-Китайского моря. Но от географии никуда не уйдешь, и между секторами обнаружения таких станций есть «пробелы». Их должны закрыть радиолокационные станции морского базирования.

Информационная сеть Голубой океан
Китайские РЛС на платформах
Информационная сеть Голубой океан Китайские РЛС на платформах

Радары морского базирования – «Информационная сеть Голубой океан»

Идея таких морских РЛС не нова. Еще в 2012 году в США на базе нефтедобывающей платформы CS-50 (кстати, построенной в России, на Выборгском судостроительном заводе), был установлен радар Х-диапазона морского базирования SBX-1 (Sea-Based X-band radar). Такая плавучая РЛС большой дальности может самостоятельно передвигаться по морю, занимая нужные позиции. Постоянно она базируется в Пёрл-Харборе.

Китайцы пошли тем же путем, и, начиная с 2016 года, стали строить РЛС по такой же схеме на полупогруженных платформах. Называется эта программа «Информационная сеть Голубой океан». Часть морских радаров дислоцирована в территориальных водах КНР, часть находятся в международных водах. По состоянию на 2020 год, пять таких РЛС на полупогруженных платформах дислоцированы вокруг китайского острова Хайнань, а одна – около Парасельских островов. Но это только начало. Строительство полноценной «Информационной сети Голубой океан» планируется запустить с 2025 года. Насколько последние мировые события скорректировали эти планы – неизвестно.

Одной из задач этой сети, которые власти КНР не скрывают, является наведение сил ВМФ НОАК. Если все, о чем было рассказано выше, тревожит только ВМФ США и их ближайших союзников, то управление с этих платформ боевыми действиями на море встревожило все страны, выходящие к Южно-Китайскому морю. Ведь сайт China Military Online еще в 2019 году охарактеризовал платформы как «новую систему для защиты островов и рифов в Южно-Китайском море». Изготовителем таких платформ и радаров на ней является государственной корпорацией «China Electronics Technology Group Corporation» – CETC.

В состав «Информационной сети Голубой океан» входит также и тропосферная связь. Протяженность устойчивой тропосферной связи может достигать 200 морских миль – около 370 км. Каналы тропосферной связи исключительно трудно обнаружить, заблокировать или перехватить по сравнению со спутниковой связью или другими видами радиосвязи.

Другие элементы системы «Информационная сеть Голубой океан»

С состав этой сети, кроме РЛС морского и берегового базирования, входят специальные буи, стационарные гидроакустические станции, установленные на дне моря и на беспилотных подводных аппаратах UUV и беспилотных надводных транспортных средствах USV. Некоторые эксперты предполагают, что всё развернутое в рамках «Информационной сети Голубой океан» – это только так называемая «демонстрационная система», которая нужна для проверки работоспособности концепции сети. Фактически, сегодня создана непрерывная цепочка из РЛС и других информационных систем между островом Ханьнань и китайскими базами на островах Парасель и Спратли. У одного из не занятых пока атоллов (на Бомбейском рифе) дежурит плавучая РЛС. Все проходы американских авианосцев и ракетных эсминцев находятся под полным китайским контролем.

Особо интересна платформа, установленная у Бомбейского рифа. СЕТС разработала, по крайней мере, два типа «Ocean E-Stations». Китайцы, по большому счету, не делают тайн из этих работ, рассказывая о них в своих социальных сетях с 2020 года. Так вот, платформа у Бомбейского рифа – беспилотная стационарная платформа, которая может быть установлена на дне на глубинах до 10 метров. Вся информация, полученная РЛС, автоматически, без участия человека передается в «Информационную сеть Голубой океан». Платформа у Бомбейского рифа – первая, о которой широко стало известно в СМИ. Но китайцы говорят о пяти таких платформах. Платформа у рифа имеет цилиндрическую форму 18 метров в диаметре и 34 метра в высоту. Половина плавучей платформы погружена в воду для обеспечения устойчивости.

На платформе установлены солнечные батареи и ветряные турбины. Кроме того, на ней смонтированы мощные аккумуляторы. В большом обтекателе находится спутниковая антенна, радар и другие антенны. Антенны, датчики и камеры также занимают периметр платформы. По оценкам CETC, срок службы систем составляет 20 лет при плановом техническом обслуживании.

Традиционные составляющие

Система мониторинга Южно-Китайского моря предусматривает использование как разведывательных беспилотников большого радиуса действия, так и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. До конца ХХ века самым массовым самолетом ДРЛО НОАК был KJ-500 (всего в составе ВВС Китая их около 15-ти), сделанный на базе еще советского транспортного самолета Ан-12. В последнее время на вооружение поступили более современные машины, внешне очень похожие на советские и российские А-50, сделанные на базе Ил-76. Они имеют обозначение KJ-2000. Сегодня Китай проектирует еще несколько типов самолетов этого класса для решения различных задач.

В мае 2020 года Китай перебазировал несколько KJ-500 на риф Файери-Кросс архипелага Спратли. Американские разведывательные спутники зафиксировали пять таких самолетов на полосе Линшоу.

Самолет ДРЛО KJ-2000
(фото: Wikimedia Commons/Danny Yu)
Самолет ДРЛО KJ-2000 (фото: Wikimedia Commons/Danny Yu)

KJ-500 (фото: commons.wikimedia.org/Alert5)
KJ-500 (фото: commons.wikimedia.org/Alert5)

Что дальше?

2025 год. К этому времени КНР должен завершить строительство и формирование и добиться рабочего функционирования «Информационной сети Голубой океан». Зона действия сети должна охватывать районы, находящиеся под китайской юрисдикцией, и обеспечивать потребности гражданских и военных властей.

2035 год. К этому сроку должна быть построена новая сеть «Пояс и дорога», для морской части Шелкового пути.

2050 год. Создать «Океаническую полярную информационную сеть» и возглавить развитие «… глобальной океанической информационной индустрии…»

Окончание следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.03.2022 10:42
Комментарии 0
Наверх