// // Назначение Евгения Миронова худруком Театра наций — начало «зачистки» старой театральной гвардии?

Назначение Евгения Миронова худруком Театра наций — начало «зачистки» старой театральной гвардии?

14

Смена декораций

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Театр наций в Петровском переулке — мягко говоря, не самая раскрученная сцена Москвы: он даже не имеет собственной труппы, а является, по сути, одной из немногих свободных театральных площадок. Здесь проходит целый ряд отечественных фестивалей, гастролируют малые российские коллективы, играются антрепризы. Однако под конец 2006 года в столичном театральном сообществе грянула сенсация: новым художественным руководителем «национального предприятия» стал не кто иной, как Евгений Миронов! И вот уже на этой неделе едва ли не самый популярный российский артист приступает к исполнению своих полномочий. Мы решили разобраться в причинах этого неожиданного назначения, а также в том, что ожидает Театр наций после прихода столь серьёзного руководителя.

Надо сказать, скандал с назначением Миронова вышел нешуточный. Приказ, согласно которому известный актёр Евгений Миронов был утверждён художественным руководителем Театра наций, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой подписал ещё 18 декабря. Бывшему руководителю театра Михаилу Чигирю было предложено оставить свой пост. «Весь фокус в том, что формулировок моего увольнения, к сожалению, не нашлось — так что я был освобождён от должности без объяснения причин, — рассказал нам г-н Чигирь. — Я вроде ничем себя не опорочил, 20 лет выстраивал театр, новый для России по форме, получил даже орден за свою деятельность...» Так называемая новая форма — это freestage, то есть Театр наций — это открытая сценическая площадка для продюсерских проектов с менеджером-управляющим или директором-стратегом. Его-то сейчас и заменили.

Вообще-то, изначально основной деятельностью Театра наций (основанного в 1987 году как Театр дружбы народов) было освоение обширного союзного театрального пространства. Но на деле в последние полтора десятилетия он влачил жалкое существование: в Москву чаще всего привозил невнятные спектакли, которые не были интересны ни публике, ни критике. Лучшие спектакли российской провинции и ближнего зарубежья попадали в Москву при помощи других организаторов — «Золотой маски», Чеховского фестиваля. Ко всему прочему в течение 15 лет в театре непрерывно шёл ремонт, другими словами, он был известен в кругах только самых одержимых театралов.

«Театр наций слишком долго находился в состоянии вялой деятельности, — считает Михаил Швыдкой. — Да, там проводились фестивали и акции. Но, с моей точки зрения, слишком медленно шла реконструкция здания. Мне кажется, этот процесс можно было форсировать, а так в глаза бросалось нежелание руководства что-то делать в этом направлении...

И мне кажется, это естественный процесс — смена руководства в театрах. Многие заслуженные руководители просто морально устарели. Так что решение о смене руководства продиктовано тем, чтобы оживить, сделать более современной деятельность этого уникального учреждения культуры».

По словам Швыдкого, после того как театр будет реконструирован, в Москве появится новая полноценная театральная площадка для современных молодых режиссёров. Помимо художественного руководителя в театре появится и должность директора, который будет заниматься хозяйственной деятельностью. Его кандидатура будет согласована с Евгением Мироновым в ближайшее время.

В общем, на прекрасного актёра возложена задача превратить Театр наций в открытую гастрольную площадку западного образца. Вот только справится ли он с такой грандиозной задачей? Сам Евгений своё назначение пока не комментирует, но надежда есть. Ведь за последнее время Миронов успел сделать очень много не только как актёр, но и как организатор театрального процесса. Он стал советником Президента России по вопросам культуры и искусства, одним из создателей (вместе с Кириллом Серебренниковым и Теодором Курентзисом) фестиваля современного искусства «Территория». А в канун своего 40-летия Миронов объявил о создании Театральной компании Евгения Миронова, которая в конце года представила первую премьеру — «Фигаро. События одного дня». Уж не для неё ли теперь столь ловко подыскал помещение г-н Швыдкой?

По теме

Впрочем, обсуждается и другая, более оригинальная версия сенсационного назначения Миронова. Дело в том, что старейшему российскому театру — МХТ имени Чехова, расположенному в центре Москвы, — уже давно требуется второе здание. «Оно необходимо, чтобы реализовать все возможности нашего театра, — уверен его знаменитый худрук Олег Табаков. — Чтобы дать возможность для роста молодым — режиссёрам, актёрам, будущему театра». По словам Табакова, он уже не раз думал в этом смысле о здании Театра наций, в котором, кстати, с 1932 по 1987 год, собственно, и находился филиал МХАТа. Это пожелание Табаков озвучивал ещё до последних кадровых перестановок. А теперь категоричен: «Никогда и ничего из того, что принадлежит моим ученикам, я себе не заберу». А если они захотят это отдать сами?

Кстати, сейчас в театральном мире судачат, что на подходе волна отставок старой гвардии и назначение Евгения Миронова — её первый отзвук. Говорят, например, что уже подготовлено назначение Кирилла Серебренникова худруком МХАТ имени Горького, который ныне возглавляет Татьяна Доронина. А затем полетят ещё и другие заслуженные головы...

Опубликовано:
Отредактировано: 26.11.2016 01:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх