Версия // Общество // За семь лет число ДТП по вине начинающих водителей выросло на 60 процентов

За семь лет число ДТП по вине начинающих водителей выросло на 60 процентов

3832

Права на ошибку

Фото: Коммерсантъ
В разделе

Уже с 1 февраля 2013 года получить водительские права станет заметно сложнее. Причиной тому стал резкий рост ДТП, которые происходят по вине водителей-новичков. Подарить права любимой девушке стало уже едва ли не нормой, тем более что Интернет буквально пестрит соответствующими предложениями. Как выяснила «Наша Версия», даже серьёзное ужесточение не поможет побороть коррупционную составляющую в этом весьма прибыльном бизнесе. Получить права без труда может каждый, даже если он имеет весьма отдалённое представление о том, что нужно делать за рулём. Ужесточение, которое ждёт нас, скажется исключительно на цене вопроса, но никак не на безопасности на дорогах.

Статистика ГИБДД неутешительна: сегодня на новичков приходится треть всех ДТП в столице. И из года в год эта цифра растёт. За последние семь лет число аварий, которые произошли по вине начинающих водителей, увеличилось на 60%. При этом 62% начинающих водителей попадают в аварию уже в первый год. Только в 2011 году зарегистрировано свыше 25 тыс. ДТП по вине «зелёных» водителей, в них погибли более 3 тыс. человек и получили ранения свыше 36 тысяч. Если сравнивать такой условный показатель, как тяжесть последствий, то по сравнению с 2010 годом она выросла почти на 10%. Только за девять месяцев 2012 года количество ДТП по вине новичков уже выросло на 12% по сравнению с аналогичным показателем года предыдущего.

Эксперты уверены: причины такого стремительного роста печальной статистики отнюдь не в том, что водить у нас в стране стали хуже, а в том, что купить права сегодня может позволить себе едва ли не каждый. Кто-то обращается к фирмам-посредникам, которые массово предлагают свои услуги на просторах Интернета, другие для виду поступают в автошколу и решают вопрос уже на месте. Корреспондент «Нашей Версии» на личном опыте узнал, как выглядит этот процесс.

Кандидат должен хоть немного уметь водить

«Ты что, наркотики принимаешь? – инспектор недовольно уставился на Машу, когда та заглушила двигатель. – Как ты водишь? Тормозная какая-то. Давай уже документы».

Диалог происходил в экзаменационной машине, сразу после того, как выключился видеорегистратор. Удовольствие получения водительских прав обошлось девушке в 12 тыс. рублей. За 6 тыс. ей засчитали тест по маневрированию (в простонародье «площадку»), и ещё столько же пришлось выложить за вождение в городе. Теорию Маша смогла сдать самостоятельно, сэкономив ещё 6 тысяч.

О том, что есть быстрый путь получить права, Маше рассказал её инструктор из подмосковной автошколы. Ему же она и передала деньги. И вот тут каждый сотрудник проявляет фантазию. Кто-то незаметно машет рукой, как это было у Маши, другой держит у колен шариковую ручку и поворачивает её вправо-влево.

Кстати, видеорегистраторы стали обязательными при экзамене на права лишь недавно. С тех пор требования к клиентам, приобретающим водительское удостоверение, несколько ужесточились. Теперь кандидат должен хотя бы немного уметь водить, так что не редки и случаи, когда, даже заплатив, люди отправлялись с экзамена восвояси.

Учат в школе?

Всем известно, что сдать на права с первого раза удаётся далеко не всем, но если брать официальную статистику, которую «Нашей Версии» предоставили в ГИБДД, то картина получается вполне радужная. В 2011-м на права категории B сдали 1 616 871 человек, из них 48% – с первого раза. Права категории D получили 71 426 человек, из них с первой попытки 58,8%. То есть получается, что с первой попытки заветный кусочек пластика получает каждый второй кандидат. Но тогда откуда берутся страшилки про суровых инспекторов, которые «валят» всех подряд?

По теме

Похоже, этим же вопросом заинтересовались в Генпрокуратуре. Там пришли к выводу, что главная ошибка учебных заведений – неправильная организация обучения. Требования к автошколам прописаны в лицензии, но соблюдать их мало кто любит, а многие и вовсе работают без разрешительных документов. Да и зачем лицензия, если люди готовы отдать деньги, не тратя времени на занятия. По нормативам кандидат в водители должен прослушать 106 часов теории и откатать 50 часов практики. То есть в идеале ученик должен посетить 35 занятий по три часа каждое. Согласитесь, подобным количеством времени обладает далеко не каждый, да и редко какая автошкола предлагает подобный сервис.

Ужесточение требований ждёт нас уже с 1 февраля 2013 года. Сам экзамен будет проходить быстрее: три с половиной часа вместо нынешних пяти. Вопросов в тесте станет больше, а права на ошибку у кандидатов не будет. Будущий водитель за каждую ошибку при ответе на теоретическую часть экзамена должен будет ответить на пять дополнительных вопросов. В настоящее время разрешается делать в общей сложности две ошибки при 20 вопросах. На «площадке» придётся сдавать четыре обязательных элемента (сейчас инспектор самостоятельно назначает три упражнения из пяти возможных). Это правило действует для категорий В, С, D. В МВД также заметили коррупционную связь между автошколами и инспекторами. Об этом говорится в проекте приказа «Об утверждении Административного регламента предоставления МВД РФ государственной услуги по приёму квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений», который вывешен на сайте ведомства. В итоге с февраля текущего года автошколы не будут принимать участия в экзаменах.

С 1 февраля 2013 года купить права станет дороже

В онлайн-пространстве всё намного проще. Там прямо предлагаются услуги из серии «права без забот». Инструктор В.П. по телефону объяснил корреспонденту «Нашей Версии», что вся процедура получения прав «под ключ» займёт не больше двух с половиной недель. При этом он признал, что нужно всё-таки уметь немного ездить, а теорию учить не обязательно, главное – присутствовать. На площадке придётся сесть за руль, но всё остальное подскажет инспектор, а вот в городе в первый раз меня «завалят» (для отвода глаз). За свои услуги В.П. запросил 40 тыс. рублей, предупредив, что с февраля процедура станет сложнее, а значит, и дороже. «Вы не волнуйтесь, проблем не возникнет, не первый раз помогаю людям», – заверил меня предприимчивый инструктор.

Есть и сайты, предлагающие права без всякой волокиты и даже с гарантией. «Чтобы вы были уверены в подлинности купленного у нас водительского удостоверения, за несколько часов до того, как курьер его вам вручит, мы готовы предоставить вам номер водительского удостоверения, чтобы вы проверили его подлинность и убедились в высоком качестве наших услуг», – говорится на таких ресурсах.

В ГИБДД предлагают бороться и с другой причиной аварийности на дорогах – маршрутками. Как уже писала «Наша Версия», в конце октября замначальника отдела Госавтоинспекции МВД России Дмитрий Желтенков предложил запретить в России иностранные права. Введение данного запрета, надеются чиновники, поможет сократить количество аварий с участием маршруток и автобусов, за рулём которых работают в основном гастарбайтеры.

Недавно эту инициативу поддержали депутаты Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов и Игорь Лебедев, подготовив поправки к закону «О безопасности дорожного движения». Сейчас приезжие могут «подтвердить» свои права в России, от них требуют только выполнить теоретическое задание. Парламентарии отметили, что за последние годы в несколько раз возросло число аварий с участием маршруток, которые управляются неквалифицированными водителями. Также увеличилось количество погибших и раненых в подобных авариях.

Эксперты, в свою очередь, считают, что такие ужесточения едва ли повысят профессиональные качества водителей, зато неизбежно приведут к увеличению чёрного рынка торговли правами.

Кстати, мало кто знает, что такая уже привычная процедура, как покупка прав, попадает под действие Уголовного кодекса. И хотя дача взятки должностному лицу наказуема, это мало кого пугает – слишком уж хорошо в России отлажена подобная схема. Да и суммы взяток, по сути, настолько малы, что штраф выплачивается уже потом – человеческими жизнями.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.01.2013 14:49
Комментарии 0
Наверх