Способов борьбы с взятками среди гаишников сегодня появляется всё больше и больше. Дальше всех в этом направлении ушли в ГИБДД Татарстана. Теперь инспектор, который не только отказался от предложенной водителем мзды, но и доказал факт дачи взятки в суде, получает премию... такого же размера, как и сама взятка. Но если кто-то пытается замять нарушение несколькими сотнями рублей, то другие предлагают тысячи долларов. Вот и возникает вопрос: откуда же брать деньги, чтобы поощрить всех честных гаишников? «Версия» решила подробнее разобраться в этом любопытном эксперименте.
Одними из первых первопроходцев, получивших премию за отказ от взятки, стала смена из шести сотрудников ГИБДД, дежурившая на трассе Казань — Москва. Прошлым летом инспекторы остановили колонну из 14 автомобилей «ВАЗ», за рулём которых были жители Таджикистана. При проверке документов оказалось, что все автомобили числятся в угоне. Перегонщики предложили милиционерам за молчание $4 тысячи. Но принципиальные гаишники в присутствии нескольких свидетелей от взятки отказались и составили протокол. В суде факт дачи взятки был доказан, и герои разделили между собой вышеуказанную сумму.
Гораздо выше была оценена стойкость лейтенанта Ферида Абитова. На трассе Казань – Ульяновск он остановил автомобиль «Мерседес», в багажнике которого обнаружились 15 килограммов героина. Чтобы откупиться, водитель предложил инспектору иномарку, но леййтенант пригласил понятых и составил протокол. На суде вина наркоперевозчика была полностью доказана. В итоге преступник получил пять лет лишения свободы, а лейтенант Абитов – медаль и однокомнатную квартиру. Его напарнику, участие которого в задержании было лишь косвенным, дали внеочередное звание майора.
«Раньше в таких случаях сотрудник мог рассчитывать лишь на довольно скромную премию от 100 до 500 рублей, — рассказал нам начальник контрольно-профилактического отдела Управления ГИБДД МВД Татарстана Ильфар Равилов. — Сегодня уже насчитывается около 10 случаев, когда отказ от взятки компенсировался равным материальным вознаграждением: наши инспекторы задерживали угнанные машины, крупную партию цветного металла, наркодельцов и многое другое. Причём не было ни одного случая, когда сотруднику не удавалось доказать факт дачи взятки в суде».
Вообще же, с поборами на дорогах в Татарстане активно борются довольно давно. Начальник Управления ГИБДД республики распорядился выдать своим сотрудникам диктофоны и специальные нагрудные знаки, предупреждающие водителя о том, что разговор между ним и инспектором записывается. И вот недавно принципиальных милиционеров стали поощрять материально. Однако откуда берутся средства на эти компенсации, Ильфар Равилов нам так и не смог сказать. «Таких подробностей я не знаю. Может быть, из бюджета МВД деньги выделяются». А вот в пресс-службе МВД Татарстана ответ был абсолютно противоположный: «Эти суммы выплачиваются из внебюджетных источников», — заявила нам начальник отдела информации и общественных связей Ирина Нижельская.
В Управлении ГИБДД России к этому опыту относятся довольно осторожно. «Нам ничего не известно о финансировании этого эксперимента, так что в настоящий момент делать какие-то выводы о его перспективности довольно сложно, а тем более о внедрении его в других регионах», — сказали корреспонденту «Версии» в пресс-службе ГИБДД РФ. А в заключение отметим, что новый метод борьбы с взятками рассчитан исключительно на серьёзные уголовные преступления. Согласитесь, трудно представить инспектора, который будет доказывать в суде вину водителя, проехавшего на красный свет.
Кстати, один из татарских милиционеров совершил следующий поступок: получив премию за отказ от взятки, он перевёл её в Бирюлинский детдом.
МНЕНИЕ
Виктор ПОХМЕЛКИН, депутат Государственной думы РФ:
— Однозначно относиться к опыту ГИБДД МВД Татарстана нельзя. С одной стороны, я готов поддержать любую меру, направленную на ограничение взяток, и понятно, что материальное стимулирование должно быть важнее всего. Но появляется ряд вопросов: откуда брать деньги и не будут ли гаишники злоупотреблять этими поощрениями? Существуют другие способы и методы борьбы с взятками. Во-первых, можно сократить полномочия ГИБДД, оставив за инспекторами лишь функции дорожной полиции. Во-вторых, это общественный контроль. И, в-третьих, поднять инспекторам официальную зарплату. Конечно, даже эти меры не смогут полностью ликвидировать поборы на дорогах, ведь среда, где работают гаишники, слишком взяткоопасная.