// // Экспонаты 39 московских музеев вывезут за МКАД

Экспонаты 39 московских музеев вывезут за МКАД

387

Фондохоронилище

Случись ремонт, скажем, в усадьбе Останкино, и его фонды будет негде хранить
Фото: ИТАР-ТАСС
Случись ремонт, скажем, в усадьбе Останкино, и его фонды будет негде хранить Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

К 2016 году в Москве появится единое фондохранилище для столичных музеев. Во всяком случае, так утверждают чиновники. Вообще же на капремонт и строительство музейных хранилищ и экспозиционно-выставочных помещений в России предполагается потратить до 2020 года почти 81 млрд рублей. Казалось бы, музейщики должны только радоваться. Но на самом деле новый проект вызывает у них большое беспокойство. Подробности выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Предложения о создании фондохранилищ для музеев звучат уже несколько лет. Разработан даже проект программы обеспечения сохранности музейного фонда РФ и развития музеев. Реформирование должно пройти в два этапа, предварительно оно обойдётся в 169,5 млрд рублей, и почти половина этой суммы пойдёт на капремонт и строительство музейных хранилищ и экспозиционно-выставочных помещений.

Недавно стало известно, что единое фондохранилище для музеев, которые находятся в собственности Москвы, будет построено к 2016 году. Остаётся пока неясным вопрос с находящимися в федеральной собственности музеями, такими как ГМИИ им. Пушкина, музеи Кремля и т.д.

По оценкам специалистов, сегодня в музейных фондах России находится около 50 млн единиц хранения, выставляется из них в лучшем случае 5–10%. К сожалению, необъятные фондохранилища наших музеев приносят не только гордость, но головную боль. Ранее министр культуры Александр Авдеев говорил о том, что запасники, оборудованные по мировым стандартам, есть лишь в 5–6 музеях страны. В остальных – общая нехватка помещений для хранения коллекций, так как нынешние помещения уже не могут обеспечить необходимые для сохранности экспонатов условия. В фондохранилищах, по мнению чиновников, шедевры будут надёжно защищены от грабителей и разрушения.

«В музее-заповеднике «Царицыно» экспонаты до сих пор хранятся в арендованном бомбоубежище, — заявил начальник отдела музейно-выставочной работы Департамента культуры Москвы Антон Горянов. — В музее «Останкино» надо начинать реставрацию дворца, а для этого необходимо вывозить все ценности — живопись, мебель, иконы. В Москве даже экстренного фондохранилища нет. С такой же ситуацией столкнулись Политехнический музей, Пушкинский музей. То есть проблема насущна».

Удовлетворить потребности всех культучреждений сможет здание площадью примерно 40 тыс. квадратных метров, считает Горянов. Однако в реальности оно будет минимум на 10 тыс. квадратных метров больше, чтобы был «запас» для пополнения коллекций. При этом фондохранилище обещают разделить на зоны по количеству музеев (39 в ведении Москвы), причём каждый будет иметь индивидуальный доступ на свою площадь. В следующем году специалисты приступят к разработке проекта и составлению сметы. А строительство начнётся в 2014 году.

Пока чиновники планируют, сами музейщики к нововведениям относятся с подозрением. «Первый и главный вопрос: как это будет охраняться? — интересуется замдиректора музея-заповедника «Коломенское» Марина Сатурова. — Это отдельные блоки, и в каждом хранитель несёт юридическую ответственность за то, что берёт на хранение. У нас, допустим, 20 коллекций. Человек, который хранит керамику, отвечает за изразцы; человек, который хранит иконы, отвечает за иконы. Как это возможно в централизованном объекте? Надеюсь, это будет продуманным».

Ещё одна проблема в том, что новые объекты планируется возводить на окраине города. Недавно чиновники заявили, что фондохранилище ГМИИ им. Пушкина построят в научном граде Сколково, потом появились слухи, что его возведут в «Новой Москве». Это совсем не понравилось директору музея Ирине Антоновой. «Почему-то всё время приводится в пример Эрмитаж, который открыл своё фондохранилище на окраине Санкт-Петербурга, – поделилась она. – Вполне допустимо, что часть архива вывозится из музея, когда это касается крупногабаритных предметов: карет, мебели, скульптур. Но у нас такого нет. У нас в музее примерно 600 тыс. памятников, из них около 250 тыс. – это нумизматика, монеты, очевидно, для их хранения много места не надо.

По теме

Что касается стоимости коллекции, к примеру, золотая монета 7 рублей 50 копеек у нумизматов продается по цене $500-900, в зависимости от состояния и канта. Разумеется, со временем ее стоимость будет только расти, что делает инвестиции в раритеты еще более выгодным. Бесплатно оценить (а при желании и продать или купить) золотые и серебряные монеты увлекающиеся нумизматикой всегда могут на сайте Coins.kiev.ua.

Это предмет постоянной научно-исследовательской работы художественных музеев. У нас примерно 360 тыс. листов графики – гравюр и рисунков в буквальном смысле всех времён и народов. Когда мы делаем выставки, мы их меняем, снимаем одни и показываем другие. Им тоже немного места надо. Ни один музей не отдаёт такого рода материал в отдалённые хранилища. Вместо этого Ирина Антонова предлагает создавать вне центра Москвы филиалы. «У нас уже есть такой музей, он располагается в здании РГГУ, мы делаем там выставки, – пояснила она. – Если нам дадут соответствующее по своим параметрам для сохранности здание, в Сколкове или другом районе, мы готовы создать ещё один такой музей».

Опубликовано:
Отредактировано: 20.03.2016 15:57
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх