// // Россия занимает второе место в мире по интернет-пиратству

Россия занимает второе место в мире по интернет-пиратству

1029

Страшные качки

2
В разделе

Когда-то в ходу были пиратские видеокассеты, потом диски. Теперь бич правообладателей – Всемирная сеть. Подавляющее большинство тех, у кого есть компьютер, хотя бы раз скачивали кино из Интернета или хотя бы смотрели фильмы в режиме онлайн. Как выяснила компания Movie Research совместно с исследовательским холдингом «Ромир», 92% интернет-пользователей не гнушаются пиратским контентом. По имеющимся подсчётам, объём интернет-рынка пиратского кино в России в год уже давно перевалил за 200 миллионов долларов. Можно ли с этим бороться, выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Лет 10 назад в России начался быстрый рост широкополосного доступа в Интернет. Именно тогда, считают специалисты, и появилось множество файлообменников и сайтов, где можно посмотреть кино в режиме онлайн. Один из аргументов в пользу просмотра фильмов дома – времени на походы в кино нет, а тут можно смотреть без рекламы и в любой момент нажать на паузу. Но главное всё же – экономия не времени, а денег.

В последнее время созданы и сайты, на которых всё законно: за просмотр и скачивание взимают плату. Однако российские интернет-пользователи предпочитают с денежкой не расставаться. Дело в том, что лишь малый процент из них считает сетевое пиратство настоящим правонарушением. Деньги ведь на самом деле всё равно платятся – за компьютер, за трафик, за электроэнергию, в конце концов. Так что тратиться ещё и за легальный контент – слишком накладно.

По данным компании Movie Research и исследовательского холдинга «Ромир», лишь 8% интернет-пользователей никогда не смотрели кино во Всемирной паутине или не скачивали его. Есть три основных способа интернет-кинопросмотра: почти три четверти респондентов (72%) смотрят фильмы в режиме онлайн, больше половины (54%) скачивают их на интернет-ресурсах, а ещё треть (33%) участников исследования – в локальных сетях, которые дают возможность своим пользователям бесплатно обмениваться контентом.

Пока интернет-пользователи радуются тому, что Всемирная паутина позволяет найти и посмотреть даже очень редкие фильмы, которые зачастую невозможно купить, профессионалы из мира кино негодуют и пытаются найти управу на видеопиратов. Считается, что блокбастер теряет из-за пиратов от 500 тыс. до 1,2 миллиона долларов. Как подсчитали специалисты, «Трансформеры» недобрали более миллиона долларов из-за того, что фильм нелегально выложили в Сеть. «В Рунете с каждым годом спрос на видеофайлы только растёт, – поясняет директор Internet Copyright Management (ICM) – компании, специализирующейся на защите прав киностудий, Максим Кулиш. – Причём треть пользователей скачивают или смотрят экранные копии фильмов (копии, сделанные камерой в кинозале. – Ред.), а остальные дожидаются DVD-качества».

Большинство продюсеров выступают за жёсткие меры. Одни предлагают закрывать сайты, на которых появляются незаконные фильмы, другие – даже привлекать к уголовной ответственности их владельцев. Правда, понять, кого именно надо наказывать, достаточно сложно. По действующим законам нарушителем является лишь тот, кто выгружает авторские материалы в Интернет. Администрация сайтов-обменников, а также те, кто скачивает себе такие материалы, по идее, не могут являться нарушителями. Первые могут обвиняться в содействии, а пользователи контента не несут ответственности, так как являются потребителями.

Впрочем, и в России прецеденты в области судебного преследования пиратов уже есть. В конце января в Мосгорсуде проходили слушания по делу о скачивании фильмов в Интернете. На скамье подсудимых оказались создатели портала для обмена файлами interfilm.ru. Их обвинили в нарушении авторских и смежных прав. Супружескую пару подозревают в незаконном распространении нескольких десятков фильмов, в числе которых «Смешарики», «Ирония судьбы. Продолжение» и многие другие. По подсчётам правоохранительных органов, сайт обвиняемых нанёс ущерб кинокомпаниям на сумму 38 млрд рублей. Правда, незарегистрированная Пиратская партия России считает, что данная сумма не соответствует действительности и её специально «накрутили», чтобы добиться возможности в будущем судить в России кого угодно и за что угодно.

По теме

Другие киношники выступают за менее жёсткие меры. «Одно из наших предложений – создание государственного реестра продуктов, связанных с интеллектуальной собственностью, – кино, телесериалов, – рассказал генеральный директор «Дирекции кино» Анатолий Максимов. – Правообладатель должен зарегистрироваться в этом реестре, провайдер – с ним сверяться и всё, что не содержит разрешительную метку правообладателя, из Интернета автоматически убирать. Здесь есть разные варианты. Например, правообладатель может заложить в метке, чтобы детским сайтам продукт доставался бесплатно. Реализация этого предложения ставит Интернет на законный фундамент – он будет пронизан связями, основанными на законе».

Впрочем, запретительные меры, наказания и штрафы для пользователей и владельцев сайтов вряд ли помогут. Найти общий язык с соцсетями и файлообменниками – это, пожалуй, самый реальный способ решения проблемы. «Всех ведь к ответственности не привлечёшь, – считают в компании, занимающейся распространением легального контента Zoomby.ru. – Посадить придётся полстраны. Проще предоставить возможность смотреть всё то же самое в хорошем качестве, легально и бесплатно. Когда появился Hulu в Америке, уровень пиратства снизился на 60% за первый год. Поэтому нам кажется, то, что мы делаем, тот сервис, который мы предоставляем, автоматически снизит количество пиратства». Правда, есть проблемы и у таких ресурсов, так как правообладатели не торопятся предоставлять им свои новинки, и это на руку пиратам, на чьих сайтах всегда есть самые свежие фильмы.

Пару лет назад продюсерская компания «Дирекция кино» и ГУП «Информзащита» совместно разослали сотовым операторам МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» официальное письмо, в котором просили их прекратить приём платежей через SMS за скачивание киноленты через Интернет. Ассоциация DVD-издателей тогда же обратилась к поисковым системам с требованием исключить из результатов поиска ссылки на сайты, на которых размещены контрафактные копии представляемых ею фильмов. Правда, пока ничего так и не произошло. Поэтому правообладателям приходится самим отслеживать пиратский контент или же обращаться за помощью в такие компании, как ICM.

«Большинство из сайтов, на которых мы обнаруживаем пиратское видео, реагируют на обращения правообладателей и удаляют указанные ими ссылки и файлы, – рассказал Максим Кулиш. – Отказываются сотрудничать не более 4% сайтов. И всё-таки выловить все нелегальные копии фильмов в Сети очень сложно, в ответ на одну удалённую ссылку появляются сотни новых. Кроме того, немногие правообладатели занимаются методичным мониторингом пиратских копий и их удалением, таких всего лишь десятки». И всё же прогресс есть. Такие сайты, как Mail.ru и Facebook, стали сотрудничать с теми, кто размещает фильмы и сериалы с разрешения правообладателя, для того чтобы пользователи могли смотреть легальное видео.

Не стоит считать, что проблемы пиратства во Всемирной паутине коснулись только России. Лидируют Нидерланды: более чем 50% нелегального контента приходится на серверы, расположенные именно в этой стране. Россия лишь вторая в списке, на её долю приходится хранение 20% пиратских файлов. Третье место принадлежит Германии – 9%. Украина и США в сумме имеют около 14% файлов с нелегальным контентом.

В других странах с нелегальным распространением видео в Интернете также борются с переменным успехом. Масштабнее всего – в США, где наказывают, как правило, пользователей. Так, в прошлом году около 23 тыс. американцев решили привлечь к суду за незаконное скачивание фильма Сильвестра Сталлоне «Неудержимые» через BitTorrent. Дело должно стать крупнейшим в истории США процессом, связанным с нелегальными загрузками через файлообменные сети. Судья разрешил компании U.S. Copyright Group, представляющей интересы кинопродюсеров, запрашивать у интернет-провайдеров сведения о пользователях, скачавших фильм. Информация включает в себя имя, адрес, номер телефона и адрес электронной почты. За подобное правонарушение, как показывает практика, обычно заплатить приходится 3 тысячи додлларов. Но есть и рекорды.В 2009 году Джемми Томас-Рэссет из Миннесоты оштрафовали за нелегальное скачивание музыки на 1,5 млн долларов.

По теме

Вообще же в судебные процессы за незаконное скачивание через BitTorrent вовлечены более 140 тыс. граждан США. Но не все они заканчиваются обвинительным заключением. Недавно суд в Иллинойсе отказал в похожем иске с тысячами ответчиков, заявив, что IP-адреса недостаточно для обвинения. Судья сослался на дело о детской порнографии: ФБР по ошибке обвинило нескольких граждан, через чьи IP-адреса в Сеть выходили другие люди.

Бывают и иные меры наказания. Пару лет назад крупнейшие провайдеры стали значительно снижать скорость доступа в Интернет американским пользователям, качающим и распространяющим нелегальный контент в Сети. «Обменом в Сети нелегальными видео и музыкой занимаются десятки миллионов американцев, – заявил основатель исследовательской компании BigChampagne Media Measurement Эрик Гарланд. – Новая система должна не столько бороться с сознательными пиратами, сколько отпугивать случайных пользователей торрентов и сайтов с нелегальным контентом». Если многие из таких случайных нарушителей станут приобретать контент легально, это будет огромный сдвиг в борьбе с пиратством. «Мы не собираемся штрафовать или наказывать пользователей, – сказал главный консультант Verizon Томас Дейли. – Это способ привлечь внимание людей».

Самым же громким делом против владельцев сайтов за последнее время стало признание шведским судом создателей самого популярного торрент-трекера в мире The Pirate Bay виновными в нарушении авторских прав. Четыре создателя сайта были приговорены к году тюремного заключения и штрафу в 3,58 млн долларов. А чуть позже шведская компания Global Gaming Factory объявила о желании приобрести Pirate Bay за 60 млн шведских крон (около 8 млн долларов), чтобы развивать торрент-трекер без нарушений законодательства и размещать на нём легальный контент.

Несмотря на жёсткие меры, интернет-пользователи не собираются прекращать качать видео и смотреть фильмы в онлайн. Это доказывают и февральские массовые протесты против принятого на международном уровне Коммерческого соглашения против фальсификаций (АСТА), которое может продвинуть принятие конкретных мер против пиратского копирования фильмов и музыки и, как говорят, облегчит государствам осуществление контроля за общением в Интернете. Попытки ввести новые антипиратские законы всколыхнули как американцев, так и европейцев. По мнению многих, закон призван ограничить свободу Интернета. Введение его в действие предполагает тюремный срок за скачивание фильмов и музыки в Интернете, а для расследования этих фактов силы безопасности должны будут контролировать переговоры и интернет-трафик. Международное соглашение разрабатывалось на протяжении нескольких лет, а в прошлом году его подписал ряд государств, в том числе США. В январе к нему присоединились 22 государства, входящих в Евросоюз, однако для ратификации соглашения требуется, чтобы за него проголосовал Европарламент. Ввиду активных гражданских протестов ряд стран воздерживается от подписания соглашения, в том числе Польша, правительственные сайты которой в январе атаковала хакерская группировка Anonymous, заявляющая о своём неприятии ACTA. Критики соглашения утверждают, что оно идёт гораздо дальше, чем похожие американские законопроекты, ввод в действие которых был также приостановлен под давлением общественности. Утверждается, что ACTA готовили в обстановке секретности, а его авторы пытались «протолкнуть» соглашение, минуя публичное обсуждение. Оппоненты ACTA особенно сильно протестуют против пункта, позволяющего странам вводить «правило трёх предупреждений» за нелегальное скачивание, после получения которых абонента могут лишить доступа к Интернету.

Защитники авторских прав считают, что распространение пиратского видео снижает посещаемость кинотеатров, но в последнее время специалисты выражают в этом сомнения. Сотрудниками Университета Миннесоты и работниками колледжа Уэллсли было проведено любопытное исследование. Ими была изучена вся статистика эпохи кассовых сборов до создания всяческих файлообменных сетей и различных торрент-трекеров, и они узнали, что интернет-видеопиратство не влияет на объём прибыли голливудских фильмов на территории США. И раньше, и сейчас жители Америки делают свой выбор в пользу кинотеатра, а пиратство интересно только тем людям, кто в любом случае не планировал идти в кинотеатр, так что их потенциальный вклад в кассовые сборы картины не стоит учитывать. Таким образом, кинопрокатчики и киностудии существенно преувеличивают убыток от интернет-пиратства. За пределами территории Северной Америки всё немного по-другому, но только если даты премьер в США и в мире сильно отличаются. Чем разница больше, тем больше вероятность того, что иностранным зрителем будет сделан выбор в пользу пиратской копии из Сети.

Опубликовано:
Отредактировано: 02.04.2012 16:57
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх