До того, как в Киеве начался майдан, коллекция автомобилей президента Виктора Януковича считалась лучшей в Восточной Европе – так, во всяком случае, утверждали те немногие знатоки, которым посчастливилось побывать в резиденции главы государства Межигорье. С их слов, редких машин там было не менее сотни. Но как только Янукович бежал из страны и президентскую дачу открыли для посетителей, оказалось, что в гараже насчитывается всего 74 раритета.
По одной из версий, коллекцию частично растащили высокопоставленные «майданщики». По другой – часть редкостей успел переправить за рубеж сам Янукович.
Известно, что сам президент любил ездить не на легковушках, а на построенных по спецзаказу комфортабельных микроавтобусах GMC Savana Explorer Limited SE или Depp Auto Tuning Chevrolet Express Platinum стоимостью от 150 до 200 тыс. долларов. Правда, позже Виктор Янукович стал собирать коллекцию автомобилей, но интересовался он исключительно советским автопромом, причём его интерес был, скажем так, несколько странноватым. К примеру, из трёх «Чаек» ГАЗ-13, обнаруженных в Межигорье, две были изрядно «околхожены» – вместо штатных колёсных дисков стояли хромированные «катки», какие любят устанавливать на свои джипы наркодилеры из Гарлема. Нашлась также в Межигорье целая россыпь «горбатых» и «ушастых» «Запорожцев», а также несколько изрядно «ушатанных» 21-х «Волг». Где же остальное?
«Феррари» для «бубочки»
Не так давно некий аноним выставил на аукцион несколько редких образцов Ferrari 250 LM 1964 года выпуска. Этот суперкар входит в пятёрку самых дорогих автомобилей мира – всего их было построено 32 штуки, отчего стоимость машины на торгах колеблется от 9,5 до 11,5 млн долларов. По слухам, одна из представленных на аукционе машин принадлежала семье Виктора Януковича.
Быть может, 250-й «Ле Ман» принадлежал старшему сыну президента – Александру? Едва ли: до последнего времени тот ездил по Донецку и Киеву на «Шевроле Корвет» – машине, конечно, мощной и быстрой, но, по меркам ценителей, весьма ординарной.
Как говорят, красный «Феррари» мог принадлежать Виктору Януковичу-младшему, второму сыну экс-президента, трагически погибшему несколько месяцев назад на Байкале. Как сообщалось, он утонул, сидя за рулём джипа, который провалился под лёд. Хотя стоит отметить, что Янукович-младший раритетными суперкарами особенно никогда не интересовался: в последние годы жизни он полюбил большие американские джипы, а ранее ему импонировали японские «заряженные» седаны «Субару Импреза» и «Мазда 323», которые он сам и тюнинговал. В гараже младшего сына президента были огромные 6-тонные пикапы Ford F150 Raptor SVT и International MXT стоимостью под сотню тыс. долларов каждый, а также «псевдоармейский» внедорожник Knight XV. Значит, новость про «Феррари» – утка?
Как сказать. Незадолго до своей трагической гибели младший сын Януковича возглавил украинский клуб любителей автомобилей «Феррари» – сделать это его уговорили высокопоставленные знакомые, считавшие, что таким образом клубу можно добавить престижности. Одним из таких знакомых был 20-летний сын «завхоза» Януковича – Владимир Кравец. Володя был юношей настолько зажиточным, что запросто мог себе позволить вдрызг раздолбать едва приобретённый за 2 млн долларов суперкар LaFerrari, врезавшись на одной из улиц Монако в неприметный «Гольф». «Бубочки, мы не пострадали, оформляемся и мчимся к вам!» – такую SMS отправил Володя своим друзьям с места автокатастрофы. По слухам, красный «Ле Ман» подарил младшему Януковичу именно Владимир Кравец, специально приобретя его на аукционе.
Экс-президент Перу Альберто Фухимори направил в Конгресс запрос на предоставление ему пенсии как бывшему главе государства. Он остался должен стране 15 миллионов долларов.
3 млн долларов за «Хорьх»
К сожалению, нам неизвестны номера двигателя и шасси машины, которая могла принадлежать президентской семье. Из выставленных на аукцион отметаем прочь красно-белый «Ле Ман» с номером 5909 и жёлтый с номером 5843 – подаренный «Феррари» был полностью выкрашен в красный цвет. Остаются две машины – с номерами шасси и мотора 6045 и 5899. Первый был продан на аукционе за 11 550 тыс., второй – за 9 625 тыс. долларов. Покупатели обеих машин – анонимы. В общем, если и был у младшего Януковича красный «Ле Ман», то только один из этих двух.
Можно было бы попытаться установить принадлежность коллекции по другим выставленным на торги автомобилям – по двум «Бугатти-Вейрон» 2006 и 2012 годов, по «Феррари Энцо» 2005 года или по «Феррари 250 GT LWB California Spider» 1959 года. Да только не такие уж они и редкие (при том, что все авто стоят дорого, а общая стоимость коллекции оценивается предварительно в 60 млн долларов). Но есть в коллекции одна машина, которая определённо поможет нам установить истину, – это McLaren F1 LM 1998 года. И тут нужно сделать одну очень важную оговорку.
Когда экстремисты из запрещённого в России «Правого сектора**»* ворвались в резиденцию Межигорье и вскрыли автомузей сбежавшего президента, они обнаружили, что нескольких машин там явно не хватает: таблички стоят, а самих авто на месте нет. В частности, осталась табличка, указывавшая, что на этом месте должен стоять Horch 855 Special Roadster (их построили всего 7 штук), а самого родстера нет и в помине. Ходили слухи, что семья президента в последний момент успела вывезти все музейные редкости за границу. Однако украинский эксперт по редким автомобилям Владимир Винник пояснил: «Хорьх» до резиденции попросту не успел доехать. «Автомобиль планировали купить у немца-коллекционера, – поведал эксперт. – Но не успели.
В данный момент машина находится в музее Audi в городе Ингольштадт, и владелец продлил договор с музеем ещё на год». Тем не менее, машина продана, за неё владельцу уплачено 3 млн евро. И есть информация, согласно которой у бывшего владельца «Хорьха» Януковичи приобрели ещё несколько машин, в том числе и искомый «МакЛарен». В общем, с изрядной долей вероятности можно утверждать, что выставленные на торги автомобили действительно принадлежат семье беглого украинского президента – просто находились они не в Межигорье или Гостомеле (там хранил свои автосокровища младший сын Януковича), а за границей. И вот теперь всё это добро продаётся – деньги бывшему украинскому президенту нынче нужнее, чем бесполезные музейные редкости.
Мнение
Юрий Герасимчук, автомобильный реставратор:
– Слухи о высокой ценности автомузея Януковича, который и музеем-то можно назвать с натяжкой, на мой взгляд, сильно преувеличены. Это приличная коллекция советского автопрома с известными редкостями – такими, как правительственные кабриолет ЗИЛ-410441 или лимузин ЗИЛ-41047. Но общая стоимость этой коллекции не превышает и миллиона долларов. К тому же настоящие редкости стоят вперемежку с недорогим ширпотребом. «Чайки», «Бентли-С-1», DKW с заказным кузовом 1948 года представляют определённую ценность. А вот «Импала» 1963 года, рядом с которой любят фотографироваться посетители, стоит, по коллекционерским меркам, сущие копейки. Как и «Победы» с начинкой от японских и немецких современных машин.
- *
- 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистскими пять украинских националистических организаций: деятельность «Правого сектора», УНА-УНСО, УПА, «Тризуба им. Степана Бандеры» и «Братства» попали в России под запрет.
- **
- Украинская организация «Правый сектор». Признана экстремистской решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014.