Версия // Конфликт // Экипаж разбившегося под Сочи Ту-154 отправили в полёт с нарушениями

Экипаж разбившегося под Сочи Ту-154 отправили в полёт с нарушениями

9470

Загнали в море

фото: ТАСС
В разделе

31 мая Министерство обороны РФ обнародовало результаты расследования обстоятельств крушения самолёта Ту-154, упавшего 25 декабря прошлого года близ Сочи. Как и предполагалось, возможной причиной трагедии названы ошибочные действия пилота при управлении воздушным судном. Однако выводы экспертов, в свою очередь, рождают новые вопросы, ответы на которые военному ведомству могут показаться довольно-таки неудобными.

Самолёт Ту-154, принадлежащий 800-й авиабазе особого назначения, потерпел крушение утром 25 декабря 2016 года, выполняя рейс аэродром Чкаловский – Сочи – авиабаза Латакия. На борту лайнера помимо 8 членов экипажа находились 92 пассажира, в том числе направлявшиеся в Сирию для выступления перед российскими военнослужащими артисты Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова. В 5.25 после дозаправки Ту-154 вылетел из аэропорта Сочи. Спустя две минуты самолёт пропал с экранов радаров, рухнув в Чёрное море в 6 километрах от взлётной полосы. Никто из пассажиров и членов экипажа не выжил.

Как водится в подобных случаях, моментально появился целый набор версий о причинах крушения самолёта. В частности, ходили разговоры о том, что к катастрофе мог привести перегруз лайнера в связи с тем, что в последний момент в Сирию решили отправить с оказией какой-то военный груз. Но это предположение подтверждения не получило.

Пищей для конспирологов стало то, что с самого начала следствие столкнулось с проблемами при расшифровке чёрных ящиков. Как оказалось, на Ту-154 были установлены древние аналоговые самописцы, для расшифровки данных с которых у Минобороны уже не нашлось ни техники, ни специалистов. Тем не менее, по мере того как эксперты с большим трудом извлекали из самописцев информацию, звучало всё больше заявлений о том, что причиной крушения стал именно человеческий фактор. И вот теперь это констатировано официально: «Причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки – ситуационной осведомлённости командира воздушного судна, – приведшее к его ошибочным действиям», – сообщили 31 мая в военном ведомстве.

За рамками заявления Мин­обороны остался лишь ответ на главный вопрос: почему же опытный пилот – а командир корабля Роман Волков являлся лётчиком первого класса – совершил роковую ошибку?

Командир устал

За несколько дней до оглашения официальных результатов расследования в Телеграмм-канале «Капитан Врунгель», который принадлежит анониму, представляющемуся инсайдером из военных структур, появились фотографии некоего документа. По словам «капитана», это справка, составленная по материалам расследования причин катастрофы. В разделе «Обстоятельства авиационного происшествия» приводится весьма любопытная информация о том, как якобы происходил взлёт армейского лайнера в аэропорту Сочи: «В процессе руления за автомобилем сопровождения командир воздушного судна испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлёта… Особая ситуация возникла в 5 час. 24 мин. 42,8 сек., когда КВС начал эмоционально запрашивать экипаж о курсе взлёта. Ведение неустановленного радиообмена с применением ненормативной лексики и нарастанием эмоционального напряжения в экипаже на этапе разбега привело к упущению КВС значимых параметров полёта… Отсутствие адекватной реакции КВС на доклады членов экипажа, звуковые и световые сигналы, а также упущение контроля за параметрами полёта привели к последующему снижению самолёта и его столкновению с водной поверхностью».

По теме

В представленной справке довольно подробно описывается, что происходило в пилотской кабине за две минуты полёта. Так, самописцы зафиксировали срабатывание сирены, предупреждавшей об опасном снижении высоты, однако лётчики не обратили на это внимание. Разве что штурман заметил неладное, бросив: «Епта, что за …?». Однако самолёт, заваливаясь на левое крыло, продолжил снижение.

Из всего этого возникает недоумение: что, пилот был пьян? Иначе как понять его действия, похожие на хаотические попытки понять, что происходит с самолётом? Объяснение в справке даётся следующее: странное поведение командира Ту-154 вызвано его банальным эмоционально-физиологическим утомлением. Говоря иначе, пилот был настолько уставшим, что не координировал себя.

Однако можно ли верить заявлениям анонима? Видимо, всё-таки да. Уже после оглашения итогов расследования председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора заслуженный пилот СССР Олег Смирнов рассказал Национальной службе новостей – комиссия установила целый ряд нарушений в организации лётной работы погибшего экипажа. В частности, с ним не проводились теоретические занятия, он не был в должной мере натренирован на тренажёре, лётчики не проходили предполётную подготовку, кроме того, была грубо нарушена система труда и отдыха лётчиков. Об этом же рассказал и заслуженный лётчик-испытатель России генерал Магомет Толбоев: «Всё шло по самотёку. Кто-то позвонил командиру, сказал: ты полетишь! Он сказал: я устал, всю ночь не спал, с Дальнего Востока, а ему: ну ты чего, не хочешь лететь?»

Полетят головы?

Таким образом, речь стоит вести не столько о степени квалификации лётчиков разбившегося Ту-154, сколько о действиях их командиров, отправивших в полёт неподготовленный и усталый экипаж. Недаром уже появилась информация о том, что командование 800-й авиабазы может быть теперь привлечено к уголовной ответственности. Об этом, в частности, заявил заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин. «Была проведена комплексная проверка и определён круг лиц, в том числе должностных, которые должны понести наказание в связи с произошедшей трагедией», – отметил он.

В свою очередь, аноним «Врунгель» смотрит шире. «Причина катастрофы не в том, что майор Волков и его экипаж были плохими специалистами, – пишет он, добавляя, что экипаж был укомплектован лётчиками из разных эскадрилий и потому не имеющих «слётанности» друг с другом. – Причина катастрофы в том, что их загоняли полётами до изнеможения. Военно-транспортная авиация оказалась не готова к масштабным вызовам, которые перед ней поставила задача по организации непрерывного воздушного моста в Сирию. Проблема в комплексе – нехватка подготовленных экипажей, наплевательское отношение командования к режиму труда и отдыха. Грядущие отставки в ВКС вряд ли помогут преодолеть эту проблему».

Главный вопрос

Не отрицая выводов комиссии, нельзя всё же не коснуться других версий. Сразу же после катастрофы начали звучать мнения – виновными наверняка окажутся лётчики. Ведь на мёртвых можно списать любую проблему.

И действительно – если бы Ту-154 упал в результате теракта, это стало бы мощным ударом по имиджу Минобороны. А ведь именно о возможном теракте подумали многие, основанием для чего стало немало фактов. Во-первых, обломки самолёта разбросало на огромной площади, что могло свидетельствовать о разрушении его корпуса в воздухе. Во-вторых, экипаж не подал сигнала бедствия, что наверняка произошло бы, случись на борту нештатная ситуация. Что, если кто-то из исламских экстремистов, которых в России хватает, выстрелил вслед взлетающему лайнеру из ПЗРК? Однако следствие категорически отвергло версию о теракте, объяснив масштабный разброс обломков сильным течением.

Впрочем, версию о теракте не подтверждают и серьёзные эксперты. Зато, по нашему мнению, внимание стоит обратить вот на что. Разбившийся Ту-154 был выпущен в 1983 году, при этом его общий налёт составляет всего 6689 часов. Маленький налёт объясняется тем, что самолёт долгое время стоял на хранении. Конечно, многое зависит от того, насколько правильно хранился этот самолёт, насколько правильно затем восстанавливали его техническое состояние и проводили регламентные работы. Как рассказал корреспонденту «Нашей Версии» источник в Генеральном штабе, в 2010 году комиссия из 150 офицеров вылетала с инспекцией на Дальний Восток, но по невыясненным причинам такой же Ту-154 не смог оторваться от полосы. После этого в Минобороны категорически запретили перевозить офицеров самолётами военно-транспортной авиации, приказав пользоваться обычными гражданскими рейсами. Однако позже этот запрет был отменён, и старые самолёты снова начали снимать с хранения и вводить в эксплуатацию.

И вот 30 мая под Саратовом потерпел аварию самолёт Ан-26. Экипаж 6-го авиационного факультета ВУНЦ ВВС «ВВА» в составе трёх инструкторов и трёх курсантов выполнял учебно-тренировочный полёт. При заходе на посадку самолёт снизился ниже глиссады и столкнулся с землёй. В результате члены экипажа получили тяжёлые ранения, один из курсантов скончался по дороге в больницу. По предварительной информации, причиной инцидента мог стать отказ работы одного из двигателей воздушного судна, выпущенного в 1979 году. Совпадение? В таком случае заявления, что уставшие лётчики оказались не способны вести самолёт, действительно могут помочь задрапировать другую, более серьёзную проблему.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.06.2017 13:45
Комментарии 1
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх