// // Эффект от снижения пошлин на автозапчасти сравним с монетизацией льгот

Эффект от снижения пошлин на автозапчасти сравним с монетизацией льгот

39

Отвёрточная Россия

Эффект от снижения пошлин на автозапчасти сравним с монетизацией льгот
В разделе

Вся прошлая неделя была посвящена обсуждению нового постановления правительства об отмене импортных пошлин на автокомпоненты для промышленной сборки автомобилей. Конечно, с одной стороны, беспошлинный ввоз подстёгивает развитие в России автосборочных предприятий, но, с другой — ставит российских производителей комплектующих в условия жесточайшей конкуренции с иностранными концернами. В любом случае автопром России ждёт глобальная перестройка — так считают многие эксперты, экономисты и практически все представители крупнейших отечественных производителей автокомпонентов. Попробуем разобраться, к чему она приведёт.

Не углубляясь в понятие «товарная номенклатура», можно сказать, что отмена пошлин затрагивает практически 95% автокомплектующих, включая двигатель, шасси, коробку передач. Скажем, если раньше пошлина на кузова составляла 12%, то теперь их ввозят в Россию по минимальной ставке — 3%. Собрать же готовый автомобиль из крупных узлов так же просто, как построить из конструктора. Такая сборка называется «отвёрточной» — она требует минимума временных и человеческих ресурсов.

Отмена пошлин может «облегчить» государственную казну на $5 млрд. в год

Неудивительно, что на сегодняшний день производство автозапчастей во всём мире, а до последнего времени и в России считается более привлекательным бизнесом даже по сравнению с самим производством машин. Развитие автокомпонентного производства как самостоятельной отрасли, ориентированной на удовлетворение нужд национального рынка и экспорт продукции за рубеж, обеспечило подъём экономики многих государств. Особенно это отразилось на промышленности стран Азиатского региона — Кореи и Китая: путь, по которому в своё время пошёл Китай, обеспечил ему в настоящее время позиции крупнейшего экспортёра и поставщика комплектующих для автомобилей ведущих западных брендов.

С учётом того, что в нашей стране представлены практически все мировые автомобильные концерны, у России также были предпосылки для тиражирования «китайской модели», что позволило бы со временем усилить направление экспорта продукции обрабатывающей промышленности. Но, увы, опыт России, как всегда, уникален — ни одна страна мира не согласилась на беспошлинный ввоз запчастей. Ведь ожидаемую прибыль от этого шага пока оценить сложно, а вот убытки расчётам поддаются: превалирование импорта над производством означает постепенный перевод налогооблагаемой базы за рубеж, что вместе со снижением таможенных тарифов может «облегчить» государственную казну на $5 млрд. в год. Ну а это сопоставимо с оборотом всего рынка автокомпонентов в России за 2004 год.

До сих пор импортные запчасти поступали преимущественно на розничный рынок. Привилегией доступа на конвейеры российские предприятия пользовались прежде всего благодаря выгодному соотношению цены и качества, которое поддерживалось именно за счёт тех самых пошлин. Но вот теперь, когда в страну хлынет поток дешёвых запчастей, все производители автокомплектующих (и наши и иностранные) будут поставлены в неравные условия конкурентной борьбы. И несмотря на то что одним из требований для иностранцев является поэтапная локализация производства автокомпонентов в России, нет никаких гарантий, что создание этих производств позволит компенсировать общие потери для экономики страны.

Говорить об улучшении инвестиционного климата тоже пока не приходится: в частности, сразу после известия о принятии постановления «о пошлинах» была приостановлена работа по созданию совместного предприятия на ГАЗе. А ведь до этого вопрос о создании СП по производству современных автокомпонентов активно обсуждался с полпредом президента в Поволжском федеральном округе Сергеем Кириенко. Однако теперь руководство автогиганта сомневается в его целесообразности: связано это с тем, что в новых условиях выгоднее будет ввозить автокомпоненты из-за рубежа, а не производить их здесь. При этом иностранные автомобильные концерны, которые планировали развернуть сборку в России — «Тойота», «Ниссан», «Фольксваген», — пока заняли выжидательную позицию.

По теме

Преобразования в автопроме затронут не менее полумиллиона россиян

Всего сегодня в стране насчитывается свыше 200 предприятий, производящих автокомпоненты, общее количество их сотрудников — около 6 млн. человек. По сегодняшним оценкам, в ближайшее время закрытие грозит каждому пятому предприятию, сокращён будет каждый десятый работник. Ну а выживут только те заводы, которые входят в крупные промышленные группы, объединяющие как сборочные, так и сбытовые предприятия, то есть имеющие замкнутый цикл от производства до поставки конечному потребителю. В общем, характерный для любой перестройки период адаптации прежде всего отразится на персонале предприятий.

Сегодня глава Минэкономразвития Герман Греф открыто заявляет, что только в Самарской области необходимо будет думать о трудоустройстве 200 тыс. человек, а в целом по стране «преобразования» затронут не менее полумиллиона россиян трудоспособного возраста. Реформа также ударит по детям и пенсионерам, которые в случае возникновения массовой безработицы потеряют кормильцев. С учётом того, что на балансе предприятий находится множество объектов социальной сферы: больницы, детсады, школы и жилищный фонд, мы оказываемся перед угрозой социального взрыва, сопоставимого по своим масштабам с последствиями пресловутой монетизации льгот.

При этом кадровые изменения затронут не только предприятия, производящие автокомпоненты, удар нанесён всему автопрому, и уже в ближайшее время грядут массовые сокращения на крупнейших сборочных предприятиях в Самарской и Ульяновской областях, а также в Удмуртской Республике. Например, ижевский автомобильный завод «ИжАвто», производитель популярных в народе «Ижей» и вазовской «классики», как и другие автопроизводители, в новых условиях может сохранить производство только за счёт серьёзной «оптимизации кадрового состава». Между тем сегодня ОАО «ИжАвто» является крупнейшим налогоплательщиком и работодателем Удмуртской Республики.

Кризис на этом предприятии серьёзно пошатнёт экономическую и социальную стабильность региона: президент республики Александр Волков, говоря о ситуации на предприятиях региона, чётко объяснил трудности с наращиванием объёмов производства несогласованной экономической политикой на федеральном уровне. Из-за этой несогласованности практически все отечественные предприятия автомобилестроения в ближайшее время будут вынуждены пойти на «хирургическое вмешательство» и сократить свой кадровый состав, чтобы элементарно выжить.

Свободные экономические зоны могут превратиться в крупные налоговые дыры

Позиция правительства по вопросу отмены пошлин не единственная палка в колёса российскому автопрому. Ещё одной реформаторской идеей стало создание «свободных экономических зон». Авторами этой инициативы опять выступили Минэкономразвития и его руководитель Герман Греф. При этом его оппоненты считают, что эти зоны мгновенно превратятся в очередную налоговую дыру. Пока губернаторы областей ратуют за инвестиции в развитие уже существующих предприятий, располагающих всей необходимой инфраструктурой, министр предлагает строить в «чистом поле» новые коробки и ждать инвесторов. «Для создания ОЭЗ можно использовать заброшенные цеха, а можно также отрезать территорию от действующих предприятий, того же ВАЗа и КамАЗа, для привлечения новых инвестиций» — таков рецепт счастья от министра Минэкономразвития.

Опасность только в том, что, пока «верхи» будут думать о повышении инвестиционной привлекательности отрасли и развитии кооперации с зарубежными производителями, мы получим ещё одно «потерянное поколение». Тех людей, которые когда-то работали в российском автопроме.

Опубликовано:
Отредактировано: 02.11.2016 22:06
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх