// // Михаил Зурабов в своём закрытом докладе заверяет, что с монетизацией проблем нет

Михаил Зурабов в своём закрытом докладе заверяет, что с монетизацией проблем нет

34

Льготы для совести

Михаил Зурабов в своём закрытом докладе заверяет, что с монетизацией проблем нет
В разделе

В распоряжение «Версии» попал проект доклада министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова

«О реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122 в части предоставления государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан». В его преамбуле есть замечательная фраза: «Закон принят в целях защиты прав и свобод граждан». Если это и в самом деле так, совершенно непонятна беспрецедентная волна митингов протеста, охватившая большую часть субъектов Российской Федерации. В любом случае в наших руках оказался документ, где высокопоставленный чиновник без митинговых страстей отчитывается за то, что уже сделано в области монетизации льгот и что ещё будет сделано. Мы предлагаем читателям самим сопоставить выдержки из этого документа с мнением наших экспертов, депутатов Госдумы, авторитетных экономистов Оксаны Дмитриевой и Сергея Глазьева.

Взаимопересечение льгот даст почву для злоупотреблений

Михаил ЗУРАБОВ: «Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, сформирован менее чем за четыре месяца на всей территории России. В регистр включена информация на 14 478 298 граждан. На 01.01.2005 года осуществлена повсеместная передача региональных сегментов регистра в территориальные фонды обязательного медицинского страхования и региональные отделения Фонда социального страхования РФ для предоставления гражданам набора социальных услуг».

Оксана ДМИТРИЕВА: «По моим оценкам, ветеранов-льготников в России не больше 12,5 млн. человек. Главная проблема при их подсчёте — взаимопересечения льготных категорий, когда один льготник числился, к примеру, инвалидом и Героем труда. Минздрав с этой проблемой не справился, да и не мог справиться. У меня есть ответ из Министерства здравоохранения и социального развития от 2 августа 2004 года, когда закон уже прошёл 3 чтения в Госдуме. На запрос о взаимопересечениях льготных категорий они ответили, что эта информация вообще не предусмотрена формами статистического наблюдения. Из ситуации вышли, просто суммируя различные льготные категории. На практике это приведёт к тому, что деньги за мёртвые души могут оставаться на государственных счетах, а это даст возможность для злоупотреблений».

Проблема не в сроках доставки компенсаций, а в их количестве

Михаил ЗУРАБОВ: «Обеспеченность средствами на финансирование ежемесячной денежной выплаты составляет 100% — 8,9 млрд. рублей... Выплата и доставка этих сумм за первую декаду января 2005 года произведена досрочно, в период с 24 по 31 декабря 2004 года на почти 60% от общего количества получателей. Остальным получателям доставка осуществляется согласно графику в январе 2005 года».

Сергей ГЛАЗЬЕВ: «Зурабов утверждает, что вовремя доставил деньги, но проблема не в сроках доставки, а в количестве этих денег. Власть пытается убедить нас, что вовремя присланные 240 рублей как раз и есть компенсация потерянных льгот. При этом людей единовременно лишают субсидий по коммунальным услугам, транспорту и лекарствам. Чтобы хоть как-то это возместить, требуется как минимум в 5 раз больше. Вдобавок положение усугубляет инфляция: только за первые 17 дней этого года она составила 1,9%. Пенсионный фонд вроде бы должен возместить эти потери, но теперь там пытаются этого не делать под предлогом, что и так выплачена компенсация».

По теме

Государственные санаторные путёвки, по сути, сброс неликвида

Михаил ЗУРАБОВ: «Проведён оперативный сбор и анализ данных о численности граждан, имеющих право на льготное санаторно-курортное лечение в субъектах РФ. Сформирована информационная база данных о 1171 санаторном учреждении с учётом профилей лечения, мощности, стоимости койкодня в них и др. Эта система организации работы позволит в 2005 году обеспечить санаторно-курортным лечением более 1 млн. льготных категорий граждан».

Оксана ДМИТРИЕВА: «Если обещают миллион путёвок, а льготников 14,5 миллиона, то ежегодно путёвку может получить лишь 1 человек из 14. Есть и существенное нарекание по их качеству, потому что предусмотренная норма расходов — 400 рублей в сутки. Это санатории с очень ограниченным сервисом, к тому же за эти деньги никакого реального санаторного лечения обеспечишь. В общем, налицо просто сброс неликвида».

В полном объёме лекарства получат лишь 5% льготников

Михаил ЗУРАБОВ: «В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год на дополнительное лекарственное обеспечение предусмотрены денежные средства в объеме 50,8 млрд. рублей. Эта сумма является серьёзным фактором успешной реализации запланированных мер государственной социальной поддержки. С 2005 года действует перечень лекарственных препаратов, включающий 39 наименований жизненно важных сверхдорогостоящих лекарственных препаратов. Также с 2005 года действует Единый федеральный перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей. Он включает в себя 1870 позиций, которые поставляются в субъекты РФ фармацевтическими организациями по их заявкам. Обеспечена поставка жизненно необходимых препаратов для лечения больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой, туберкулёзом, онкологических и других категорий».

Оксана ДМИТРИЕВА: «Федеральный перечень, который включает 1870 позиций, чрезвычайно неуклюж и неудобен для работы врачей. Очень много наименований лекарств было исключено из прежнего перечня, скажем для онкологических и урологических больных. При этом один и тот же препарат прописан несколько раз под разными коммерческими марками: например, валидола — 10 видов, бесалола — 2. Многие популярные препараты заменены на непривычные для врачей наименования — словом, явно лоббировались какие-то определённые фирмы-производители. Но самое страшное — это сама процедура лекарственного обеспечения. Допустим, в пределах некоего района есть диагностический кардиологический центр при поликлинике, где наблюдают больного. Врач-кардиолог прописал какое-то лекарство, но, чтобы выписать рецепт, нужно идти к своему участковому терапевту с направлением от специалиста. Ну а участковый доктор должен проверить в компьютере, состоит ли больной в регистре льготников. Потом тот с рецептом идёт в уполномоченную аптеку, где лекарства может не оказаться, а аналога ему не дадут. В итоге больной возвращается к своему участковому терапевту, который должен переписать рецепт, и т. д.

К тому же совершенно очевидно, что невозможно выдать льготнику лекарств на 2—3 тыс. рублей, когда в целом на него выделено 150. Значит, 19 из 20 льготников ничего не назначат, а одному выпишут на 3 тысячи. Но ведь лекарства нужны всем. А если врачи будут выписывать их в необходимом объёме, то лимит препаратов очень быстро завершится».

Инвалидам придётся помотаться по самым разным инстанциям

Михаил ЗУРАБОВ: «С 01.01.2005 года на территории России вступила в действие федеральная сеть медико-социальных экспертных учреждений. Она позволит осуществлять в полной мере социальную защиту инвалидов. Утверждены правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов — протезно-ортопедическими изделиями за счёт средств федерального бюджета».

Оксана ДМИТРИЕВА: «До сих пор этими вопросами занимались органы социальной защиты. Раньше инвалид приходил в собес, где был материально-бытовой отдел, который мог предоставить санаторно-курортную путёвку, материальную помощь, направление в дом пребывания и т.д. Там же обеспечивали инвалидов техническими средствами, и существовала патронажная служба. Теперь всё это в разных местах. В Пенсионном фонде — денежная компенсация льготника, санаторно-курортное обеспечение — в Фонде социального страхования, лекарство — в поликлинике, протезирование — в Бюро федеральной медико-социальной экспертизы. Всё разбросано, и инвалид должен ездить по разным инстанциям».

Финансирование льгот не увеличилось, как это заявляет правительство

Михаил ЗУРАБОВ: «В федеральном бюджете на 2005 год предусмотрена финансовая помощь субъектам РФ. Основной формой являются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в сумме 189,9 млрд. рублей. Они не носят целевого характера и могут быть направлены на реализацию мер по социальной защите граждан. Все субъекты выполнили требования закона: совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления — ухудшены. Расходы на обеспечение социальной поддержки в 2005 году увеличились по сравнению с 2004-м в 2,77 раза, из федерального бюджета — в 4,6 раза».

Оксана ДМИТРИЕВА: «То, что финансирование льгот увеличилось фактически в 5 раз, неправда. Просто раньше оно проводилось по иным расходным статьям. Скажем, 50-процентная скидка по ЖКХ (60—70 млрд. рублей) финансировалась субъектами РФ как дотация системе ЖКХ. То же можно сказать о финансировании льготного проезда в транспорте (100 млрд. рублей). Оно шло как дотация пассажирскому транспорту, которую осуществляли субъекты Федерации. В общем, министр просто передёргивает цифры».

Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2007 16:37
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх