Версия // Культура // Вспоминаем 45-летие знаменитого альбома «Live!» Боба Марли

Вспоминаем 45-летие знаменитого альбома «Live!» Боба Марли

7891

Путь освежения. Часть 1

Боб Марли (фото: commons.wikimedia.org/Eddie Mallin)
В разделе

Эпоха 1960-х годов, являясь самобытной сама по себе, породила целую плеяду примечательных, связанных с музыкой субкультур. Одной из них, продолжающей оставаться «на плаву» и в 21 веке, стала субкультура растафарианства. Что определило «живучесть» и притягательность философии раста и тесно связанной с ней музыкой регги? Об этом мы и поговорим в дальнейшем.

Как заметили многие читатели «Нашей Версии» в 2020 году мы отмечаем и пишем о юбилеях многих альбомов, определивших «лицо» и «звук» современной музыки. Напомню, что поводом к такому циклу статей послужила эпидемия коронавируса, когда во всем мире были запрещены (и, к огромному сожалению, не проводятся до сих пор) любые более-менее массовые «живые» концерты. Что, в свою очередь, привело к отсутствию анонсов концертных мероприятий в нашем издании, которые пользовались немалым вниманием со стороны наших читателей.

«Наша Версия» пишет обо всех более-менее интересных музыкальных стилях и направлениях. Конечно, у нас есть понимание, что охватить своим вниманием гигантское количество современных стилей и направлений, просто невозможно. Но мы стараемся)). На дворе июль. Жара полным ходом, так сказать… Поэтому, неслучайно в данной статье хотелось бы предложить вам вспомнить 45-летие великолепного альбома «Live!» (1975) Боба Марли, знаменитого своими тягучими, весьма подходящими по ритму летнему времени года песнями в стиле регги, из которых, на мой взгляд, особенно выделяется редкая по своей задушевности, хотя и весьма горькая по смысловой сути, «No Woman, No Cry».

Также не забудем, что Марли родился 6 февраля 1945 года в ямайском местечке Найн Майлс. Если бы он был жив, в 2020 году ему могло бы исполниться 75 лет! RIP.

Но прежде чем поговорить о стиле «регги» - «reggae» (к слову, создавшим славу Бобу Марли и острову Ямайка, в целом) отмечу, что регги стал практически единственной не англо-саксонской музыкальной формой, оказавшей воздействие на мировую послевоенную рок и поп-музыку…

А началось все в 1950-х годах, когда по данным Пола Роланда (книга «Рок и поп»): «молодежь острова приспособила фортепьянный стиль буги американских исполнителей рок-н-ролла и ритм-н-блюза, вроде исполняемого Фэтсом Домино» (где всегда была сильна госпел-традиция) к электрической гитаре.

«Но при этом они подчеркивали второй и четвертый удары, чтобы получить «удар из-за такта», характерный для регги». Первоначально стиль назывался не «регги», а «ска», суть которого была в достижении «подрезанного», быстрого и «прыгучего» ритма, который «рассекал» искомую ритм-н-блюзовую основу. На Ямайке народ всегда питал пристрастие к музыке и танцам. Формой устроения подобного рода досуга на свежем воздухе там были локальные, кустарные начинания, благо климат Карибского острова, как говорится, весьма «способствует» релаксации.

Но одно дело, чтобы (конечно, из самых благих побуждений и по собственной инициативе) дать послушать любимую музыку соседям, которым такой активизм может рано или поздно надоесть. И совсем другое - собрать вечеринку друзей в условленном месте, да еще пригласить их друзей и подруг и хорошенько оттянуться. Причем не только оттянуться, но еще и «поднять» на своем увлечении немного деньжат…

Тут на помощь энтузиастам пришли так называемые «саундсистемы» («soundsystems»), состоящие из подвергнутых самопальному тюнингу грузовичков, на который крепились сами проигрыватели пластинок, усилители и собственно колонки. Кое-кто смекнул, что на «движухе» можно и подзаработать, продавая билеты или нехитрый мерч. Но, как и чем привлечь зрителей? Ведь если ставить одни и те же записи, то все может быстро надоесть…

Выход был найден в изготовлении своих пластинок (семидюймовых сорокапяток) с собственными записями для их проигрывания на саундсистемах. Которые пионеры звука (они же по совместительству владельцы собственных фирм звукозаписи и популярные диджеи, «рулящие» на местных танцполах) почти сразу и наладили. Среди активистов появились свои лидеры. Например, Лесли Конг и Клемент Додд (Сэр Звук), которые быстро поняли, что зрители хотят не только покупать билеты, но и записи играющих артистов. Тут все и понеслось…

Само собой, столь яркие инициативы немедля получили распространение среди доморощенных музыкальных адептов. Между ними началась конкуренция, подчас доходившая до кровопролитных конфликтов с применением холодного и даже стрелкового оружия. Что также находило отражение в страстных текстах песен, выражающих кипение островных страстей…

Выжили те, кто смог, говоря современным бизнес языком, «найти золотую середину между растущим спросом и предложением». Собственно серьезный бизнес по сбыту долгоиграющих пластинок, капиталовложениям в их производство и в профессиональное оснащение студий начался лишь в 1970-х, когда экспорт и влияние на европейские музыкальные чарты стилей ска и регги стало невозможно не замечать. До этого Клемент Додд и его конкуренты могли позволить себе выпуск лишь синглов…

Как пишет Пол Роланд: «Лесли Кинг открыл миру первую международную звезду регги – Джимми Клиффа». Но Клемент Додд «втопил» за регги так, что переплюнул Кинга. Он почуял «ветры перемен» и организовал студию под названием «Studio One», став владельцем прав на произведения весьма многих, ставших со временем культовыми исполнителей, включавших в себя имена: Элтона Эллиса, Кена Бута, Джона Холта, Сесила Бустманте Кемпбелла (Принца Бастера) https://versia.ru/ushel-iz-zhizni-princ-baster, Марши Гриффитс, Burning Spear, Toots & The Maytals и тех самых The Wailers – команды суперзвезды Боба Марли!

Здесь в тему нашего исследования, я бы хотел «вклинить» небольшой экскурс в историю возникновения растафарианства, под которую подведена красивая и полная таинственных мифов теоретическая база, с которой тесно связана философия регги как музыки.

Дом Боба на Ямайке (фото: es.m.wikipedia.org/david_e_waldron)
Дом Боба на Ямайке (фото: es.m.wikipedia.org/david_e_waldron)

Растафарианство (раста) появилось в 1930-е годы на Ямайке за несколько десятков лет до расцвета регги. Оно сразу заявило о себе, как одно из вполне миролюбивых новых религиозных течений, появившихся в ХХ веке. В его основу были положены идеи, в основном почерпнутые из иудаизма и христианства. Главным действующим лицом в раста был и остается бывший император Эфиопии по имени Хайле Селассие («Сила Святой Троицы»). Он оставил свой неизгладимый след в истории в качестве монарха африканского государства, силой стечения обстоятельств и легенд превратившегося в «посланника Бога, проводника высших сил».

Хайле Селассие считается мессией, чье пришествие на Землю упоминалось в самой Библии! Его стали называть Джа или Джа Растафари. От Rastafari – «Ras» (эфиопский императорский титул) и «Tafari Makonen» («Тафари Маконен» - имя Хайле Селассие до коронации). Сама страна Эфиопия является с тех пор в глазах поклонников раста сакральной «землей обетованной». Тот факт, что в основном темнокожее население Ямайки было завезено на остров из Конго, а не из Эфиопии, почему-то не принимается во внимание.

Писатель Маркус Гарви (1887-1940) – стал одним из идейных основателей движения растафари. Его имя до сих пор является весьма уважаемым среди растафари. Показательно, что день рождения Гарви празднуется адептами раста наряду с православным Рождеством, днем рождения Боба Марли, днем рождения Хайле Селассие, годовщиной его первого визита на Ямайку и годовщиной его коронации.

Маркус Гарви (фото: commons.wikimedia.org/A&E Television Networks)
Маркус Гарви (фото: commons.wikimedia.org/A&E Television Networks)

Другим, не менее примечательным персонажем, явился основатель коммуны «Pinnacle» («Вершина») Леонард Хауэлл. В 1930-х годах он также был подвергнут репрессиям со стороны англичан за свои призывы к свободе от колонизаторов и увлечение растафарианством. Коммуну он основал по выходу из заключения. Она просуществовала почти двадцать лет (до 1950-х). После чего была разогнана колонизаторскими властями. Между прочим, Боб Марли также считается в среде растафари пророком. На Ямайке он погребен в небольшом мавзолее, который является объектом паломничества.

Философия растафарианства видит свою цель в исходе из неволи, то есть из Вавилона. Под «Вавилоном» подразумевается современное западное общество, которое растафари именуют не иначе, как на библейский ветхозаветный мотив «средоточием всех пороков». С соответствующим к нему отношением в виде неприятия современной западной цивилизации с ее меркантилизмом, отчуждением, социальным неравенством, безудержным потребительством, несправделивым построением своего нынешнего благополучия на рабовладении (что, кстати, нашло отражение в нынешних американских и европейских протестах 2020 года под названием «Black Lives Matters» и массовом сносе памятников различным историческим деятелям).

Среди адептов расты нет полного согласия по поводу расты: считать ее религией или образом жизни со своими идейными «примочками»? Любопытно, что в растафарианстве нет священнослужителей, нет церквей и культовых сооружений! Его главный символ – лев в короне. Есть также запоминающийся стиль одежды, броский внешний вид, где доминируют яркие цвета (красный, желтый, зеленый, черный), присущие эфиопскому императорскому флагу, часто используемые, например, в вязаных беретах, кофтах, шарфах, перчатках. А также специально заплетенные волосы «дреды» или «дредлоки» («dreadlocks»), украшения, ритуалы, связанные с курением и, конечно, подходящая по ритмике музыка регги (с доминированием баса), основание и расцвет которой пришелся на конец 1960-х и начало-середину 1970-х годов.

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.07.2020 13:10
Комментарии 0
Наверх