Версия // Власть // Вскоре урны на избирательных участках могут стать прозрачными, а голосовать разрешат по мобильному телефону

Вскоре урны на избирательных участках могут стать прозрачными, а голосовать разрешат по мобильному телефону

1766

Президентский выбор

Чистота процедуры голосования вызвала озабоченность президента Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Обсуждение итогов единого дня голосования 11 октября было столь бурным, что тема выборов до сих пор остаётся в центре внимания политической элиты страны. Стало ясно, что российская избирательная система нуждается в модернизации. Как минимум для того, чтобы избежать повторения подобных скандалов в будущем. Президент Дмитрий Медведев на встречах с руководством оппозиционных партий и главой Центризбиркома Владимиром Чуровым пообещал внести изменения в законодательство и лично представить свои предложения на этот счёт. Что следует исправить и как это повлияет на открытость выборов в стране, попробовал выяснить корреспондент «Нашей Версии».

После встречи с Владимиром Чуровым президент Дмитрий Медведев объявил о намерении включить в своё Послание Федеральному собранию, запланированное на 12 ноября, ряд предложений, касающихся избирательного законодательства и правоприменительной практики, которые необходимо будет учесть Центральной избирательной комиссии. Таким образом, руководство страны надеется извлечь уроки из минувших выборов.

По сути, это единственное, чего удалось добиться оппозиционерам своими шумными демаршами. Остальные их требования – такие как отставка Чурова и пересмотр итогов выборов в ряде регионов – видимо, так и останутся без удовлетворения. Что именно предложит президент, останется главной интригой политической жизни России вплоть до середины ноября. Одно ясно: радикальных изменений не будет. Президент пообещал оставаться в этом вопросе «разумным консерватором».

«Есть две позиции относительно новаций, которые были внесены (в избирательное законодательство. – Ред.) во времена президентства Путина, – говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин. – Первая – они правильные, вторая, которой придерживаются либеральные радикалы, что они неправильные. Второй вариант не пройдёт, потому что нынешний президент сам неоднократно негативно высказывался о практике, существовавшей в 90-е годы».

За последние пять лет Госдума приняла 29 законов, которыми были внесены изменения в основу избирательного законодательства – федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Среди наиболее серьёзных изменений – укрупнение политических партий и более жёсткие нормы по их регистрации, повышение проходного барьера, отмена избирательных блоков, введение пропорциональной системы на выборах в Госдуму, отмена губернаторских выборов, ограничения на выдвижение кандидатов и так далее. С приходом к власти Дмитрия Медведева со стороны высшего политического руководства начались некоторые подвижки в сторону либерализации выборного процесса. В частности, предоставление малым партиям одного-двух мандатов в Госдуме, доступ к СМИ, амнистия по долгам за рекламу в период предвыборных кампаний и ряд других новаций.

По мнению большинства экспертов, система в целом останется, но будут проведены незначительные корректировки избирательного процесса. Так, по информации из кремлёвских кулуаров, одним из новшеств Дмитрия Медведева станет подведение законодательной базы под электронное голосование через Интернет и посредством мобильных телефонов. Другим возможным нововведением станет перевод работы участковых избирательных комиссий на постоянную основу (сейчас они формируются непосредственно перед выборами). Но эти поправки появились бы в любом случае, так что говорить об успехах демарша оппозиционных партий не приходится.

По теме

Предложения экспертов и оппозиции зачастую намного радикальнее. Но некоторые из них имеют шансы быть услышанными. Например, требование о прозрачности урн на избирательных участках, чтобы избежать вброса бюллетеней. «Это относительно недорогая мера, поэтому она вполне может быть реализована», – отмечает Павел Салин.

Другая новация, которая может найти понимание, – принуждение партий к более активному ведению избирательной кампании. Тем более что это вполне вписывается в рамки предложений руководства страны. «В нынешней ситуации начали менять законодательство в части принуждения политических партий к активному ведению избирательной кампании, к проведению дебатов и так далее, – полагает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Но надо вносить в законодательство ещё более серьёзные механизмы, заставляющие активизировать избирательные кампании».

Эксперты отмечают игнорируемый оппозицией факт, что её провал на минувших выборах во многом вызван именно крайне пассивной предвыборной кампанией. В частности, для принуждения политиков к участию в теледебатах предлагается ввести наказание за отказ от участия в дискуссиях. Ведь зачастую «паровозы» региональных списков игнорируют приглашения на эфир. Помимо этого необходимо снять законодательный запрет на критику деятельности оппонентов в телеэфире. По мнению председателя Межрегионального объединения избирателей Андрея Бузина, подобный запрет несовместим со свободными выборами.

Такие предложения могут найти понимание в Кремле. Более радикальные шаги, предлагаемые политическими партиями, имеют незначительные шансы. Так, скорее всего обречена на провал инициатива ЛДПР и «Справедливой России» об отмене практики голосования вне избирательных участков, которая, по их мнению, способствует массовым фальсификациям. Эксперты оценивают эту идею как пиар-акцию, в успех которой реально мало кто верит. Аргументов против хватает: отмена выездного голосования приведёт к ущемлению в правах инвалидов и жителей удалённых населённых пунктов. А эта категория граждан отличается высокой политической активностью. По мнению президента фонда «Политика» Вячеслава Никонова, ничего, кроме снижения явки, реализация этой идеи не принесёт. Помимо этого предложение идёт вразрез с планами по расширению возможностей для участия в выборах граждан страны.

Однако отчасти досрочные выборы всё же могут быть ограничены. «Досрочные выборы не будут носить массового характера, как сейчас», – полагает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. В частности, возможно введение определённых квот на количество голосующих.

Руководство КПРФ, в свою очередь, настаивает на необходимости проведения выборов в региональные парламенты только по избирательным спискам без участия одномандатников. Соответствующий законопроект партия уже внесла на рассмотрение в Госдуму. Как отмечают эксперты, коммунистами в данном случае движет желание избавиться от соперников. «Конкуренцию для коммунистов сегодня, особенно в условиях запрета избирательных блоков и сокращения количества партий, на региональных выборах составляют только реально оппозиционные харизматики, которые ещё остались, – считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. – Они-то, как правило, и избираются вне партийных брендов и поддержки Москвы. Так что своим требованием коммунисты пытаются сократить конкуренцию».

В отличие от инициативы либерал-демократов и «эсеров» шансы на прохождение этого предложения имеются. Тем более что в ряде регионов уже осуществлён переход на пропорциональную систему выборов.

Остальные предложения вряд ли найдут даже небольшую поддержку. Так, лидер «эсеров» Сергей Миронов выступил с идеей публикации поимённого списка проголосовавших в Интернете, что, по его мнению, позволит каждому желающему проверить, не использован ли его голос. Но на эту меру власти вряд ли пойдут, так как её реализация только усилит давление на избирателей. Советская практика открытого голосования имеет серьёзные нарекания, и возврат к ней вряд ли возможен.

Идея вывести представителей местных властей из избиркомов тоже имеет серьёзные подводные камни. Сейчас чиновники, по сути, занимаются материально-техническим обеспечением деятельности комиссий, и если их вывести из состава, то членам избиркома придётся идти к администрации на поклон. В этом случае возможности давления даже увеличатся, так как взаимоотношения избиркомов и властей станут абсолютно непрозрачными.

Единственное, в чём соглашаются все, так это в необходимости изменения правоприменительной практики. «Когда производится вброс бюллетеней, очевидно, что это не предусмотрено законом, – говорит Павел Салин. – Но никто не несёт ответственности за это, потому что действует круговая порука. ».

Эксперты отмечают, что российское законодательство в значительной степени если и не идеальное, то, во всяком случае, нормальное. Закон в части обработки и подсчёта голосов соответствует демократическим нормам, и большинство фальсификаций происходит в момент голосования. Для избавления от этого дефекта выборного процесса требуется усиление контроля Центризбиркома над региональными комиссиями и введение персональной ответственности руководства ЦИК за итоги выборов. В этот раз они смогли отбиться от обвинений в свой адрес тем, что формально ЦИК за региональные выборы не отвечает.

Но, как отмечают эксперты, проведение любых изменений в выборном процессе наткнётся на серьёзное сопротивление со стороны «Единой России». «Нынешняя система «ЕР» выгодна, – говорит Алексей Мухин. – И они будут препятствовать проведению изменений на всех уровнях хотя бы до следующих выборов. Это процесс уже идёт: насколько мне известно, полностью блокировано реальное создание комиссии по мониторингу за нарушениями на выборах». По мнению политолога, предстоит серьёзный аппаратный бой. И, учитывая влияние «единороссов», одолеть их будет непросто.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.11.2009 14:22
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх