«Самая крупная ошибка в Новейшей истории России – это принятие европейских образовательных стандартов, из-за которых Россия потеряла двадцать лет в развитии», – считает бывший кандидат в Президенты РФ Александра Тищенко. Отправной точкой стало, по её мнению, принятие норм Болонской образовательной системы.
В текущей мировой конфигурации, где Россия и Запад встали в позиции идеологических и геополитических противников, особенно остро стоит вопрос о самоидентификации и сохранении национальной уникальности. Принятие Россией Болонской системы образования в 2003 году стало символом стремления к интеграции в европейское образовательное и культурное пространство, однако последние годы, и особенно сегодня, это решение вызывает огромное количество вопросов и критики.
29 февраля не стал точкой в обновлении системы образования
29 февраля действующий Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил огромное количество действенных мер по созданию крепкой социальной базы, эффективные меры для развития семьи и общества, но возникает один очень важный вопрос – почему Президент не отменил ЕГЭ для наших детей? Сколько ещё должны мучится наши дети, если мы – их родители, совершенно не хотим больше видеть себя сателлитом объединенной Европы и быть частью неприемлемой для нас системы ценностей. Почему мы говорим о том, что русскому человеку чужды их взгляды на образование с элементами извращенной толерантности, но упорно продолжаем учить своих детей быть середнячками, оценивая великие некогда знания бесполезными тестами?
Исторический контекст и стремление к европейским стандартам
Присоединение к Болонской декларации представляло собой стремление России подтвердить свою принадлежность к европейской цивилизации, подчеркнуть готовность к взаимодействию и обмену научными и культурными достижениями. Россия с большим энтузиазмом взялась на внедрение инициатив по реформированию системы высшего образования: внедрение многоуровневой системы, разработка новых образовательных стандартов и расширение дистанционного образования. Предполагалось, что все эти инициативы будут направлены на повышение международной конкурентоспособности российского общества.
Однако, ретроспективный анализ показывает, что этот процесс имел больше отрицательных последствий:
- Введение бакалавриата и магистратуры, а также последующее разделение научных степеней (кандидат наук и доктор наук) на степени PhD, стало основой для создания многоуровневой системы образования. С одной стороны, это позволило российским студентам и научным работникам легче интегрироваться в международное научное сообщество, однако стало одной из причин утраты уникальности российской, а до этого советской системы образования и науки.
- Реформы направлены на унификацию учебных планов и введение Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS) способствовали повышению мобильности студентов и признанию российских образовательных квалификаций за рубежом. На 2015 год, по данным Министерства образования и науки РФ, более 300 российских вузов приняли участие в академических программах обмена в рамках Болонского процесса. Однако, по наблюдениям многих специалистов, эти изменения привели к снижению глубины специализации и упрощению программ, тем самым снизив качество образования в отдельных областях науки.
- Введение и расширение дистанционных образовательных технологий были призваны повысить доступность высшего образования. Это особенно актуально для отдаленных и малонаселенных регионов России. Однако возникли вопросы относительно эффективности дистанционного обучения и его способности обеспечивать качество знаний на уровне традиционного образования.
Стейблкоинами называют криптовалюты, курс которых привязан к менее волотативному активу - доллар, евро, золото и т.п.
Несмотря на, казалось бы, очевидные преимущества интеграции в Болонскую систему (увеличение международного обмена студентами и учеными, улучшение мобильности и признания квалификаций), многие эксперты и педагоги выражают беспокойство по поводу потери национальной специфики российского образования. Кроме того, стандартизация образовательных программ неизбежно ведет к унификации и потере уникальных курсов и специализаций, традиционно сильных в России.
Прошедшие годы показали, что необходим баланс между адаптацией к международным стандартам и сохранением уникальности национальной системы образования. Возможно, пора пересмотреть некоторые аспекты этой интеграции, чтобы лучше соответствовать национальным интересам и целям развития России, а лучше полностью выйти из неё и вернуться к советской системе – «ученик-учитель».
Проблематика и потерянные возможности
Принимая европейские образовательные стандарты, Россия столкнулась с серьезными вызовами. Мало того, что в процессе интеграции в Болонскую систему произошла утрата уникальности российской образовательной модели, но были упущены возможности для развития собственных, инновационных подходов к образованию. В результате Россия потеряла почти два десятилетия в своем развитии, следуя не всегда адекватным для своего образовательного контекста идейным ориентирам.
Фактические последствия болонского процесса
1. Реформы, направленные на соответствие западным образовательным стандартам, вызвали обеспокоенность относительно снижения уровня фундаментального образования в России. По мнению некоторых экспертов, внедрение прикладных программ бакалавриата зачастую происходило за счет жертвы глубиной и качеством базовых научных дисциплин.
2. В рамках Болонского процесса были усилены требования к качеству образования, что привело к необходимости аккредитации и сертификации образовательных программ. С одной стороны, формально это способствовало повышению стандартов образования, с другой стороны, произошло сильнейшее увеличение бюрократической нагрузки на учебные заведения.
3. Болонский процесс стал причиной массового оттока умов в зарубежные страны, за счет расширения международного академического сотрудничества российских вузов. По данным Минобрнауки, количество двойных дипломов и совместных образовательных программ с европейскими университетами значительно увеличилось. Эта инициатива обострила проблему нехватки высокоспециализированных кадров на отечественном рынке. Россия можно сказать подарила коллективному Западу лучших своих спецов, обученных еще по советской системе образования, так как подписанные соглашения начинали действовать сразу же в момент их подписания.
ЕГЭ как символ бюрократического подхода
Введение ЕГЭ (единого государственного экзамена) как единого критерия поступления в ВУЗы было одним из ключевых нововведений, связанных с приведением российской системы образования в соответствие с европейскими стандартами. ЕГЭ задумывался как инструмент, призванный обеспечить равные возможности для всех абитуриентов независимо от места проживания и социального статуса, а также повысить объективность оценки знаний. Однако, как показывает практика, ЕГЭ стал источником многих проблем, включая ухудшение качества образования и психологическое давление на учащихся.
Фактические последствия введения ЕГЭ:
1. Ухудшение качества образования. Школы стали фокусироваться на подготовке учеников к успешной сдаче ЕГЭ, зачастую в ущерб всестороннему и глубокому изучению предметов. По данным опросов учителей и экспертов в области образования, значительная часть учебного времени теперь посвящается разбору типовых заданий и тестов, что снижает интерес учеников к предмету и не способствует развитию критического мышления.
Комментируя недавнее решение по старту переговоров о вступлении Украины в ЕС, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан задал Брюсселю принципиально важный вопрос.
2. Психологическое давление на учащихся. ЕГЭ стал для многих школьников источником повышенного стресса и тревожности. Согласно исследованиям, проведенным независимыми социологическими агентствами, более 70% учеников старших классов испытывают повышенную тревожность в преддверии экзаменов. Давление, связанное с необходимостью получить высокие баллы для поступления в желаемый вуз, влияет на психологическое состояние подростков, увеличивая риск развития стрессовых состояний и депрессий. Отсюда вытекает следствие возросшего количества суицидов среди подростков. Исследования, проведенные российскими психологами и социологами, показали связь между увеличением числа суицидов среди школьников и давлением, связанным с подготовкой и сдачей ЕГЭ. Отмечается, что страх неудачи и переживания по поводу будущего становятся для некоторых подростков непреодолимыми.
3. Неравенство в доступе к качественной подготовке. Несмотря на изначальные ожидания, ЕГЭ не смог полностью устранить социальное неравенство. Студенты из обеспеченных семей имеют возможность посещать дорогостоящие курсы подготовки к ЕГЭ, тогда как ученики из менее обеспеченных семей ограничены в доступе к подобным ресурсам. Это создает дополнительные барьеры для последних и только увеличивает разрыв в образовательных возможностях.
4. Проблемы с объективностью оценки. Хотя ЕГЭ был введен как инструмент для обеспечения объективности оценки знаний, на практике случаи утечек заданий и обвинения в коррупции не раз подрывали доверие к этой системе. Эпизоды с продажей правильных ответов через интернет и скандалы, связанные с массовыми списываниями, ставят под вопрос эффективность ЕГЭ как средства объективной оценки знаний.
Введение ЕГЭ в России вызвало множество дискуссий о его эффективности и влиянии на качество образования. Несмотря на некоторые положительные аспекты (например, упрощение поступления в вузы), возник целый комплекс новых проблем, связанных с ухудшением качества образования, психологическим давлением на учащихся и сохраняющимся социальным неравенством. Это говорит о том, что система нуждается в срочной корректировке.
Обращение к проблеме и необходимость переосмысления
Сегодня, на фоне идеологического и геополитического противостояний, конструктивной критики западных ценностей, встает вопрос о необходимости переосмысления и срочной корректировке образовательной политики. От года к году количество обращений на имя Президента РФ и кандидатов в президенты только растет. В 2023 году я тоже участвовала в выборах на пост Президента, и моя программа имела ключевые пункты по реформе образования, основанные на моём опыте работы председателем родительского комитета в Московском профсоюзе.
29 февраля этого года я следом за «посланием» провела свою пресс-конференцию в Москве, на которой публично выступила с критикой интеграции России в Болонскую систему образования и введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). На мой взгляд это две ключевые реформы в сфере образования, которые должны иметь в своих избирательных программах и транслировать их в эфире все кандидаты в Президенты 2024 года.
Анализ основных документов и практический опыт свидетельствуют о том, что принятие европейских образовательных стандартов привело к ряду непредвиденных последствий для российской системы образования. Необходимо безотлагательно провести всесторонний анализ и оценку внедренных изменений, а также разработать стратегию, которая позволит сохранить национальную идентичность и провести полноценную образовательную реформу.