Версия // Общество // ВМФ СССР и КНР обладали самым большим количеством военных кораблей на подводных крыльях

ВМФ СССР и КНР обладали самым большим количеством военных кораблей на подводных крыльях

7950

Необычные корабли. Военные катера на подводных крыльях

ВМФ СССР и КНР обладали самым большим количеством военных кораблей на подводных крыльях
В разделе

Технический прогресс постоянно делает человечеству интересные подарки. В 60-х годах ХХ века на морском и речном транспорте появились, и стали широко применяться подводные крылья. Военные моряки не смогли пройти мимо новинки, и военные катера на подводных крыльях появились в ВМФ различных стран. В этой статье мы расскажем, какие корабли и катера на подводных крыльях входили в состав советского военно-морского флота.

Появление подводных крыльев в военном флоте

Впервые корабли на подводных крыльях появились в Кригсмарине – ВМФ фашисткой Германии. Они даже приняли участие во Второй мировой войне. До войны многие страны работали над скоростными катерами различного назначения, но все работы проводили с глиссирующими катерами, кораблями на воздушной подушке и аэроглиссерами. Немцы первыми реализовали идею подводного крыла. Были построены патрульные и торпедные катера, малые минные заградители и даже танкодесантный корабль типа VS-8. Он, правда, предназначался не для высадки десанта на берег, что невозможно при наличии подводных крыльев, а для скоростной транспортировки танков через Средиземное море в Африку для корпуса Роммеля. Один из таких танкодесантных кораблей на подводных крыльях достался после войны по репарации Советскому Союзу. Более подробно о немецких боевых катерах на подводных крыльях и о советских торпедных катерах на воздушной подушке типа Л-5 времен Великой Отечественной войны смотри статью «Опередившие время».

Подводные крылья в военно-морских флотах

Второе пришествие подводного крыла в военно-морской флот произошло в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века. В странах НАТО ограничивались дивизионом ракетных катеров на подводных крыльях. Так как в Америке никто не занимался этой тематикой, то начали с постройки опытового катера. В 1963 году был построен опытовый патрульный катер на подводных крыльях USS «High Point» РСН-1 «Хай Пойнт» водоизмещением 110 тонн с газовой турбиной «Дженерал электрик». В 1966 году был построен второй катер меньших размеров USS «Tucumcari» PGH-2 «Тукумсари». Газовая турбина «Протеус» разгоняла этот патрульный катер до 40 узлов. «Тукумсари» воевал во Вьетнаме. После этого, американское морское командование в лице адмирала Элмо Зумвольта объявило о планах строительства 100 ракетных катеров. Начали с постройки шести: PHM-1 – PHM-6 тип «Пегасус» с ракетами «Гарпун» и 76-мм артустановкой «Ото Мелара». Катера носили название «Геркулес», «Таурус», «Акила», «Ариес», «Джемини», «Пегасус». Головной «Пегасус» вошел в строй в 1977 году. Что интересно. Американский флот, получив дивизион ракетных катеров, использовал их в Карибском море для перехвата катеров контрабандистов. В июле 1993 года все катера были списаны. Как только Зумвальт ушел в отставку, программу ракетных катеров на подводных крыльях стали сокращать. Сначала предполагалось построить 30 катеров для США, 10 – для ФРГ и 4 – для Италии, но в итоге все ограничилось построенными только шести катерами.

По теме

Второй страной НАТО, которая строила ракетные катера на подводных крыльях, была Италия. В состав итальянского флота вошли 7 ракетных катеров типа «Sparviero» «Спарвьеро». Они были списаны в начале 2000-х годов. Из капиталистических стран только Япония построила в 1993-1995 году три патрульных катера на базе итальянского проекта. Кроме этого, в Канаде был построен опытовый противолодочный корабль на подводных крыльях HMCS «Bras dOr» FHE-400. Корабль успешно прошел все испытания, но в серию не пошел. Не нашлось на него и покупателей. В целом, можно сказать, что западные страны не проявили интереса к новому типу кораблей.

По другому обстояло дело в социалистических странах. Немного забегая вперед, скажем, что власти Китая, посмотрев на советские корабли и катера на подводных крыльях, начали массовое строительство «крылатых» сторожевых и торпедных катеров. Было построено несколько сотен артиллерийских и торпедных катеров на подводных крыльях типов «Хучуань» и «Шанхай».

Советский военный «крылатый» флот

В советском флоте «крылатыми» были торпедные катера, пограничные сторожевые катера и малые противолодочные корабли. Всего в СССР было 10 типов военных кораблей на подводных крыльях.

– Торпедные катера проекта 123-бис, шифр «Комсомолец». Было построено несколько сотен «Комсомольцев». В 1950 году на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород) под руководством Главного конструктора всех гражданских судов на подводных крыльях Ростислава Евгеньевича Алексеева были построены 8 торпедных катеров проектов А-10 и А-11 (с одним и с двумя подводными крыльями соответственно). По сути это были полноценные корабли на подводных крыльях, но достаточно простой конструкции. Это объяснялось тем, что Алексеев не мог изменить конструкцию катера, он просто «прикрепил» к нему крылья. Скорость «Крылатых Комсомольцев» возросла до 55 узлов – свыше 100 км/ч. В большую серию эти катера не пошли, были, по сути, опытовыми катерами.

– Так же опытовым был один торпедный катер проекта 184 – развитие проекта 123. Он был построен в 1956 году на Феодосийском судостроительном заводе «Море» С разными вариантами крыльев катер развивал от 46 узлов до 62 узлов – около 115 км/ч. Дальность плавания, в зависимости от скорости была от 300 до 500 морских миль при максимальном волнении моря до 4-х баллов.

– Первой серией были 16 пограничных сторожевых катеров проекта 125А, построенные в 1963 – 1967 годах. Классификация НАТО «Пчела». Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В морчастях погранвойск СССР и в Береговой охране России эксплуатируются несколько классов кораблей и катеров. Один из таких классов – скоростные катера-перехватчики. Они предназначены для службы в закрытых морях. Боевое дежурство такого катера – стоянка в базе и после получения информации о нарушителе быстрый его перехват (в рамках своего участка границы, разумеется). Катер проекта 125А был первым советским скоростным катером – перехватчиком. История его создания была не простая. С 1954 года в ЦКБ-19 Ленинграде велись работы над первым серийным торпедным катером с подводным крылом. Проекту присвоили номер 125. В 1959 – 1960 года на Феодосийском заводе «Море» было построено два торпедных катера проекта 125 – ТК-75 и ТК-76. Катера имели на вооружение две спаренные 23-мм артустановки – модернизированные пушки, которые стояли на бомбардировщике Ту-95. Скорость хода была по тем временам огромна – 73 узла – 134 км/ч. Но военным морякам катер не подошел, так как при волнении моря в 3 балла его скорость снижалась до 40 узлов, и флот от него отказался. Но такой перехватчик был нужен морским пограничникам. Проект переделали под стандарты морчастей погранвойск. Он получил номер 125А. Скорость несколько снизили до 68 узлов, остальные характеристики оставались те же. Катера служили на Балтийском и Чёрным морях.

По теме

– В 70-е годы ХХ века военно-морские специалисты считали, что торпедные катера как ударная сила флота еще не исчерпали свой потенциал, и есть цели, по которым торпедные катера должны применяться. В стране продолжалось серийное строительство больших торпедных катеров проекта 206 шифр «Шторм». В 1971 – 1976 годах в Ленинграде по проекту ЦКБ «Алмаз» были построены 24 торпедных катера на подводных крыльях проекта 206М. Водоизмещение катера составляло 250 тонн, максимальная скорость хода 44 узла – около 81 км/ч. Катер был вооружен спаренной 57-мм и спаренной 25-мм артиллерийскими установками и 4-мя торпедными аппаратами. Характеристики катеров проекта 206М были выше, чем у проекта 206, поэтому «крылатые» корабли кроме торпедных атак привлекались к борьбе с подводными лодками и входили в состав соответствующих тактических групп.

– Проект 206М оказался удачным, и военные захотели получить его аналог с ракетами класса «корабль-корабль» В результате перевооружения появился ракетный катер проекта 206МР шифр «Вихрь». В 1976 – 1983 годах на Средне-Невском судостроительном заводе была построена серия из 11 ракетных катеров на подводных крыльях проекта 206МР. Водоизмещение катера составляло 257 тонн. Вооружение состояло из 76-мм универсальной артустановки и шестиствольного 30-мм зенитного автомата АК-630М. Ракетное вооружение состояло из двух пусковых установок для противокорабельных ракет П-15М «Термит». Скорость полного хода 43 узла – почти 80 км/ч.

– Пограничные катера-перехватчики проекта 125А имели один недостаток – небольшую мореходность. Уже при волнении моря в 4 балла у экипажа было одно желание – поскорей вернуться в базу. Для решения этой задачи был спроектирован значительно более крупный – и соответственно, более мореходный – пограничный сторожевой катер проекта 133 шифр «Антарес». С 1976 по 1993 год на Феодосийском заводе «Море» для морских пограничников были построены 12 катеров проекта 133. Это был уже идеальный по тому времени катер-перехватчик. Полное водоизмещение составляло 221 тонну, скорость хода 61 узел – около 113 км/ч. Катер был вооружен 76-мм универсальным орудием, шестиствольным 30-мм автоматом, 55-мм противодиверсионным минометом МРГ-1 «Огонек», двумя 400-мм торпедными аппаратами для стрельбы противолодочными торпедами, бомбосбрасывателем и глубинными бомбами. Такое мощное, явно избыточное вооружение объяснялось тем, что согласно требованиям ВМФ СССР все пограничные корабли в случае войны подчинялись ВМФ. Проект 133 в военное время должен был быть сторожевым катером. Один из катеров проекта 133, базировавшийся в Балаклаве, стал главным героем художественного фильма «Вариант «Альфа»».

– Со временем ракетные катера «подросли», и стали малыми ракетными кораблями – МРК. В качестве эксперимента, в состав Черноморского флота был включен МРК-5 проекта 1240 шифр «Ураган». Его построили в 1977 году в Ленинграде. Отличительной особенностью этого корабля было то, что его подводные крылья были сделаны из титана. Водоизмещение МРК составляло 426 тонн, скорость хода 60 узлов – около 111 км/ч. МРК-5 был первым кораблем на подводных крыльях, вооруженный зенитным ракетным комплексом. Его вооружение состояло из шестиствольного 30-мм автомата АК-630, зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» и двух спаренных пусковых установок ракет классе «корабль-корабль» П-120 «Малахит». За время своей службы МРК-5 выполнял, в основном, функции опытового корабля.

По теме

– Быстрое перемещение важно не только для ракетных и торпедных катеров и пограничных катеров-перехватчиков. Малым противолодочным кораблям МПК – то же важно быстро прийти в квадрат поиска подводных лодок. В 1977 году дошла очередь до МПК на подводных крыльях. Тогда был построен опытовый МПК на подводных крыльях проекта 1141. Он получил название «Александр Куханович», в память Главного конструктора корабля, который скончался во время проектирования. Водоизмещение МПК составляло 465 тонн, скорость хода 52 узла – около 96 км/ч. МПК был вооружен двумя шестиствольными зенитными автоматами АК-630М и двумя четырехтрубными противолодочными торпедными аппаратами калибром 400 мм. Первоначально МПК-5 входил в 68 бригаду Охраны водного района Севастополя. После перевооружения (торпедные аппараты были демонтированы, а на их место установили пусковые установки противолодочных ракето-торпед «Медведка») МПК-5 стал опытовым кораблем. По результатам испытаний было принято решение о серийном строительстве МПК проекта 1141, но Советского Союза не стало, и тема МПК на подводных крыльях ушла в архив.

– В 1978-1985 годах Владивостокский судостроительный завод построил 16 ракетных катеров на подводных крыльев проекта 206МЭ шифр «Шторм Э» – экспортный вариант проекта 206 М. Такие катера вошли в состав ВМФ Вьетнама, Кубы, Эфиопии, Камбоджи и Сейшельских островов.

– Последними советскими боевыми кораблями на подводных крыльях стали два МПК проекта 1145.1 шифр «Сокол» – МПК-215 и МПК-220 «Владимирец». Всего было запланированы к постройке 4 корабля, два «Луганск» и «Львiв» достались Украине. В НАТО им присвоили обозначения «корвет класса «Муха»». Они были построены в 1987 – 1990 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море», и находились в составе Черноморского флота до 2013 года, то есть практически всю свою службу прошли под Андреевским флагом. Водоизмещение МПК составляло 475 тонн, скорость хода 65 узлов – около 120 км/ч. Корабли были вооружены одной 76-мм универсальной артустановкой, одним шестиствольным 30-мм автоматом, 8-ю ПЗРК «Игла» и двумя счетверенными торпедными аппаратами для противолодочных торпед калибром 400 мм.

Но на этом история советских военных кораблей на подводных крыльях не заканчивается. Два корабля, перешедших под украинский флаг («Луганск» и «Львiв») были перестроены по проекту «Фалкон 500» с четырьмя четырехконтейнерными пусковыми установками ракет класса «корабль-корабль» «Уран» – всего 16 ракет на каждом корабле. То есть из противолодочных катеров они стали ударными. В 1993 – 1994 годах Украина попыталась продать их в Кувейт и Саудовскую Аравию. Их представители приехали в Балаклаву для осмотра. Для создания соответствующей атмосферы гости должны были выйти в море для наблюдения со стороны за «Луганском» и «Львiвом» на другом корабле на подводных крыльях ПСКР-105 проекта 133 шифр «Антарес». Он так же был передан в состав морской пограничной охраны Украины при разделе флота. Но «встать на крыло» из-за технических неполадок украинский «Антарес» не смог. Арабские гости заподозрили нехорошее и отказались от переговоров. В 2014 году «Луганск» и «Львiв» находились на территории завода «Море». Их судьба не известна.

Заключение

Являются ли подводные крылья перспективным решением для военно-морских флотов? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. На Западе от крыла отказались практически сразу, в СССР ограниченно эксплуатировались такие корабли и катера. Сейчас «крылатых» кораблей нет в ВМФ стран мира (кроме старых кораблей в Китае и Вьетнаме). Дело в том, что появились новые технологии, позволяющие достигать высокие скорости на воде, и при этом не имеющие тех недостатков, которые присущи «крылатым» судам – большой расход топлива и соответственно небольшой радиус действия и ограничения по мореходности. Речь идет о катамаранах с небольшой площадью ватерлинии. Но вполне может быть, что на новом витке технического прогресса подводные крылья вернуться в военный флот.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.06.2023 12:00
Комментарии 0
Наверх