Версия // Власть // Владимир Путин захотел пересадить российских чиновников на отечественные авто: раньше уже пытались - не получилось

Владимир Путин захотел пересадить российских чиновников на отечественные авто: раньше уже пытались - не получилось

8390

Скромно, но не страшно

Владимир Путин захотел пересадить российских чиновников на отечественные авто: раньше уже пытались - не получилось
(фото: kremlin.ru)
В разделе

Заставить чиновников отказаться от иномарок в пользу продукции отечественного автопрома в России пытаются давно, но безрезультатно. Теперь западные санкции всячески располагают к таким переменам, то есть инициатива сейчас, как говорится, «в тренде». Более того, к процессу подключился сам президент.

Все российские чиновники должны ездить на автомобилях отечественного производства. Об этом заявил президент Владимир Путин во время своей встречи с главами предприятий обрабатывающей промышленности. На видеокадрах с мероприятия лица у присутствовавших в этот момент были не столь воодушевленные, как у главы государства.

«Министерства, ведомства, управление делами обратились с просьбой продолжить закупки, сделать упор, по сути, на автомобили иностранного производства, продолжить такую практику», - сказал Владимир Путин, указав на недопустимость таких действий. По его словам, в данном вопросе надо стремиться в развитию отечественных брендов.

«Госзакупок иностранных машин быть не должно», - уверенно заявил президент.

«Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного. Наоборот, даже хорошо», - сказал Путин, и эти слова, наверняка, шокировали не одного российского чиновника. Впрочем, история с пересадкой российских чиновников на отечественные машины, как говорится, стара, как мир.

Немцов и «Волга»

Первым попытку отучить чиновников от иномарок предпринял в 1997 году вице-премьер Борис Немцов. О таких планах он заявил сразу после назначения на этот пост - в середине марта. А уже последним числом месяца было датировано распоряжение, которое подписал президент Борис Ельцин, «О вопросах обеспечения автотранспортом федеральных органов власти». В документе речь шла о том, что с 1 апреля нельзя было тратить федеральные деньги на покупку и аренду автомобилей иностранного производства с целью обеспечения транспортом федеральных органов власти. Более того, правительству было поручено организовать аукцион для продажи автопарка иномарок, а также принять меры по развитию отечественного автопрома и улучшению качества выпускаемых автомобилей.

Правда фактически это распоряжение осталось невыполненным. На российские машины тогда пересели лишь некоторые чиновники, в числе которых оказался инициатор предложения Борис Немцов, который показательно стал пользоваться служебной «Волгой». Также можно отметить мэра Москвы Юрия Лужкова, владевшего представительским авто «Иван Калита» - модификацией «Москвича-2142». Он, кстати, пытаясь пропиарить продукцию московского завода, тоже высказывался на тему поддержки российского автопрома, предлагая чиновникам автомобиль «Князь Владимир» - тоже из семейства «Москвичей».

Ситуация тогда еще усложнялась тем, что российские машины по цене были ненамного дешевле импортных, зато по характеристикам не выдерживали никакой критики. Например, «Волга» стоила от 20 до 32 тысяч долларов и была далека от требований в плане комфорта и безопасности.

Кстати, на фоне стремления пересадить чиновников на отечественные автомобили Григорий Явлинский тогда выступил с весьма провокационным заявлением. Он выразил уверенность, что чиновники быстро откажутся от иномарок, если это сделает президент: «Никто не осмелится встречать Ельцина на «Мерседесе», если Ельцин приедет на «Запорожце». Но глава государства на столь радикальные изменения оказался не готов и продолжал передвигаться на Mercedes-Benz W140.

По теме

Кстати, аукцион по продаже зарубежных авто чиновников все-таки был организован. В июне того же года в Люберцах продали аж три иномарки Audi и Saab, которые принадлежали чиновникам. И числе этих авто была Audi Амана Тулеева, занимавшего в то время пост министра по сотрудничеству с государствами СНГ. Важная деталь: машина была повреждена в ДТП.

В общем-то на этом все. Реализация инициативы «заглохла». Как потом говорил сам Борис Немцов, идея провалилась, поскольку была, по сути, неким экспромтом.

В 2000-е годы на территории России появились производства машин иностранных марок. А чиновники законодательно были ограничены лишь ценой и мощностью машин, приобретаемых на бюджетные средства.

Идеи от губернаторов и Путина-премьера

Идея пересадить чиновников на российские авто возникала затем много раз, и даже на региональном уровне, когда губернаторы требовали от подчиненных отказаться от иномарок, пытаясь воодушевить их даже собственным примером. Но опять же - не получилось.

А в 2010 наступил черед Владимира Путина заняться этим вопросом. Тогда, будучи премьер-министром, он совершил автопробег за рулем автомобиля Lada Kalina по трассе Хабаровск-Чита.

Уже в 2012-м Путин дал поручение органам госвласти и муниципалитетам закупать автомобильную технику, произведенную или в РФ, или на территории Единого экономического пространства. Иными словами, иномарки были разрешены к покупке, но лишь те, что собраны в России, Белоруссии или Казахстане. Стоит отметить, что определенные результаты это принесло, правда экономические.

В том же году Владимир Кожин, занимавший должность управляющего делами президента, анонсировал создание в России автомобилей, способных заменить Mercedes-Benz и BMW, и стать средством передвижения для первых лиц государства.

7 мая 2018 года президент Владимир Путин приехал на свою инаугурацию на лимузине Aurus Senat. А уже со следующего года Aurus стали использовать при проведении парадов Победы, а также в кортеже российского премьера. Два года назад в Елабуге стартовал серийный выпуск лимузинов Aurus. Тогда же автомобили вошли в состав кортежей всех членов российского правительства.

Новый виток инициатив

В условиях санкционного давления вопрос о необходимости пересадить чиновников на отечественные авто получил новый импульс. На состоявшемся в июне 2022 года Петербургском международном экономическом форуме глава Минфина Антон Силуанов заявил, что власти не намерены искусственно стимулировать предприятия из-за санкций. Он подчеркнул, что государство не собирается приобретать авто лишь для того, чтобы оказать помощь компании. По словам Силуанова, бюджетные деньги за машины производитель получит в том случае, если будет решено пересадить на них чиновников.

На сообщения в СМИ, что Силуанов якобы предложил пересадить чиновников на «Лады», в Минфине потом отметили, что речь шла о некой гипотетической идее.

Через год глава Минфина осмотрел Lada Aura в ходе ПМЭФ-2023 и заявил, что это хороший автомобиль. А выступая в Госдуме в начале июля, Антон Силуанов сообщил о готовности Минфина приобрести для нужд ведомства российские автомобили.

После этого тему подхватил спикер Госдумы Вячеслав Володин, обратившись к депутатам с предложением отказаться от иномарок. По его словам, к закупкам машин отечественных марок должны перейти все бюджетные учреждения и органы власти.

Володин констатировал, что Владимир Путин пользуется Aurus, и на всякий случай напомнил - в России имеется выбор: не только «Лады», но и «Москвичи».

Предложение Володина многие депутаты назвали правильным, и увидели в нем стремление поддержать отечественный автопром. Вице-спикер Госдумы от «Новых людей» Владислав Даванков ранее вообще выдвигал идею пересадить московских чиновников на «Москвичи».

По мнению Геннадия Зюганова, предлагаемые меры могут быть эффективны. Правда он указал на необходимость стремиться к тому, чтобы российские автомобили соответствовали нормальной ценовой политике, были качественными и действительно отечественными.

Про Aurus он заявил следующее: «Да, отечественный автомобиль. А сколько он стоит? Так не лучше ли за стоимость такого отечественного автомобиля сделать более качественный бюджетный автомобиль, который будет соответствовать тем же самым стандартам?».

Словом, заявление Путина про чиновников и отечественные автомобили не стало неожиданностью - идея давно витает в воздухе, однако реализовать ее, кажется, будет непросто. И дело даже не в нежелании чиновников отказываться от привычного комфорта. Вопрос в другом - смогут ли отечественные производители обеспечить столь серьезный спрос?

Представители АвтоВАЗа и «Москвича» весьма оперативно заверили - их мощности потребности чиновников удовлетворить смогут. На этом фоне недавнее повышение цен московским производителем свои автомобили более чем на 10 процентов выглядит весьма кстати. Например, электрокар обойдется теперь почти в 4 миллиона рублей. К слову, примерно столько же два года стоил премиальный «Лексус» в госзакупках.

Впрочем, как утверждают источники, заявление российского автопрома о готовности обеспечить чиновников машинами несколько преувеличено. И мощностей пока явно недостаточно для большой закупки машин для российских чиновников. Отмечается, что тему стали прорабатывать некоторое время назад

«И специалисты, которые занимаются госзакупками, встречались с автопроизводителями, уточняли вопросы, касающиеся закупки большой партии», - отметил источник, добавив, что пока нужного количества машин все-таки нет.

Какое развитие на этот раз получит идея пересадить чиновников с иномарок на российские автомобили, станет ясно в ближайшее время. Однако заявления Владимира Путина явно придадут им ускорения, правда пока сложно предугадать направление движения.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.08.2023 00:39
Комментарии 0
Наверх