Версия // Общество // Вину за августовские теракты в российских самолётах пытаются свалить на одного человека

Вину за августовские теракты в российских самолётах пытаются свалить на одного человека

1345

Капитан отпущения

В разделе

Недавно завершилось следствие в отношении одного из подозреваемых по делу о терактах в самолётах Ту-134 и Ту-154, произошедших в августе прошлого года. После того как родственники погибших в подробностях ознакомились с материалами дела, у них возникло немало претензий к следствию. Мягко говоря, выводы следственной комиссии инициативную группу родственников совершенно не устроили, и они решили обратиться к президенту Путину с просьбой взять расследование под личный контроль. «Версии» стали известны некоторые подробности дела, из которых становится понятно, чем именно вызвано столь рьяное недовольство потерпевшей стороны.

Итак, Генпрокуратура нашла 3 виновников. Вернее, установлены личности 5, но с погибших смертниц — Аманты Нагаевой и Сациты Джебирхановой, — понятное дело, спросить нечего.

В результате главным фигурантом стал оперуполномоченный отделения по борьбе с терроризмом капитан линейного отдела внутренних дел (ЛОВД) Домодедова Михаил Артамонов.

По версии следствия, основная его вина состоит в том, что он отпустил чеченок после проверки документов, сегодня его дело уже ждёт отправки в суд. Двое других подозреваемых — билетный спекулянт Армен Арутюнян и сотрудник касс авиакомпании «Сибирь» Николай Коренков — всё ещё остаются под следствием.

Родственники погибших в самолёте, летевшем из Москвы в Волгоград, создали организацию «Ту-134. Взорванные судьбы». Так вот когда они ознакомились с присланным из столицы делом, то попросту пришли в ужас. «Следствие велось однобоко, — говорит Тамара Гурова, потерявшая в результате теракта сына. — Оно пыталось выяснить роль Артамонова во всём произошедшем, не считая нужным поинтересоваться, кто же ещё виноват в трагедии. Судя по всему, подробный анализ обстоятельств никому не нужен, всё решили повесить на одного человека».

Артамонова обвиняют по статье 286 часть 3 Уголовного кодекса РФ (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия). Он был одним из оперативников, встречавших злосчастный рейс из Махачкалы, на котором 24 августа в Москву прибыли смертницы. По версии следствия, женщины с чеченскими паспортами были отправлены к Артамонову для проверки в дежурной части аэропорта. Однако он своих обязанностей не выполнил и женщин отпустил. После этого террористки почему-то поспешно стали приобретать билеты на рейсы в Сочи и Волгоград.

Между тем относительно проверки террористок-смертниц существует и другая версия. Из показаний Артамонова следует, что рейсы с Северного Кавказа он встречал вместе с начальником дежурной части ЛОВД Сергеем Зименковым. По его словам, Зименков проверил паспорта женщин сам, а на вопрос Артамонова, доставлять ли их в дежурную часть, ответил: «Пусть идут». Конечно, не исключено, что подозреваемый просто пытается выгородить себя, ведь, согласно показаниям сослуживцев, паспорта террористок были именно у него и именно он увёл женщин в «дежурку», после чего их уже никто не видел.

Однако родственников погибших смущает версия следствия. По мнению г-жи Гуровой, показания 5 сослуживцев Артамонова написаны словно под копирку. Кроме того, очевидно, что расследованию могли бы помочь видеозаписи — сотрудники ЛОВД снимали встречу махачкалинского рейса. По этим данным можно было бы точно понять, уводил ли Артамонов чеченок в дежурную часть или сразу отпустил их. Однако ни одной записи почему-то к делу не прилагается, все ходатайства адвокатов с целью приобщить эти сведения упорно игнорируются.

Разумеется, никто из родственников погибших не ставил перед собой задачи оправдать Артамонова — его вина в произошедшем несомненна. Кстати, во время службы подозреваемый дисциплиной не отличался: мог и в автоматы на службе поиграть, а в его психологическом заключении и вовсе прямо говорится: «Общий уровень интеллектуального развития ниже среднего». Однако нельзя спихивать всю вину на одного человека: в своём письме Владимиру Путину родственники погибших настойчиво просят разъяснить роль службы авиационной безопасности компании «Ист-Лайн», которой принадлежит аэропорт Домодедово. И очень похоже, что их претензии небеспочвенны, ведь на борт пассажиров пропускал не Артамонов, а сотрудники службы безопасности.

По теме

Начальник центра общественных связей компании «Ист-Лайн» Юлия Мазанова прокомментировала письмо президенту весьма своеобразно: «Государственная комиссия после тщательного расследования установила, что действия всех сотрудников компании строго соответствовали служебным инструкциям». Однако и на этот счёт есть другое мнение. Вот цитата из заключения служебной проверки, подписанной начальником Главного управления внутренних дел на транспорте генерал-лейтенантом Захаренковым: «Досмотровая Служба авиационной безопасности (САБ) халатно отнеслась к своим служебным обязанностям, а со стороны руководителей САБ ЗАО «Ист Лайн Авиэйшн Секьюрити» отсутствовал контроль по предотвращению терактов на объектах обслуживания, что и послужило причиной к проникновению террористов на борт воздушных судов и совершению терактов».

Это заключение, кстати, в деле Артамонова имеется. Вот только внимания на него почему-то никто не обратил. Так всё-таки, быть может, сваливать вину на одного капитана преждевременно, быть может, есть по делу о терактах и куда более серьёзные фигуранты? Во всяком случае, родственники погибших весьма настоятельно требуют их разыскать.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2007 16:37
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх