Версия // Культура // В Эрмитаже открыли для публики единственную в России картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней»

В Эрмитаже открыли для публики единственную в России картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней»

6520

Единственный наш

В разделе

«Юноша с лютней» – единственная работа великого итальянского мастера эпохи Возрождения в российских художественных собраниях. Караваджо писал ее год, с 1595 по 1596-й, по заказу мецената, кардинала Франческо дель Монте. Кардинал покровительствовал талантливому художнику, предоставляя ему кров на своей вилле Мадама. Для молодого Караваджо, только перебравшегося из Северной Италии в Рим, такая поддержка была неоценима.

Как и многим другим известным картинам, «Юноше с лютней» не суждено было остаться в одних руках. Но в целом его судьба довольно благополучна: вначале картину приобрел друг кардинала дель Монте, банкир, коллекционер, антиквар Винченцо Джустиниани. В трудные дни его семья вынуждена была распродать коллекцию живописи, и «Юношу» продали на аукционе в Париже. Как выяснилось, ее заранее «присмотрел» русский император Александр I и поручил директору Лувра приобрести работу Караваджо для эрмитажного собрания. Так 209 лет назад, в 1808 году, картина оказалась в Санкт-Петербурге. И по сей день остается единственной работой великого итальянского художника-реалиста в России.

Целых три года у российских ценителей живописи не было возможности увидеть «Юношу» – картина находилась на реставрации. Ее не только очистили от повреждений и трещин, но и, в некотором смысле, вернули к первозданному виду, сняв лишние слои лака и все позднейшие подрисовки (кроме струн на лютне, уточняют в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа). Юный лютнист лишился веснушек – как оказалось, это были просто следы времени, ярче и чище стали мраморная столешница и цветы в вазе.

9 декабря, приурочив событие к дню рождения музея, картину вновь выставили для обозрения. До 25 марта 2018 года она экспонируется в Апполоновом зале Зимнего дворца.

Изображенный на картине юный лютнист выглядит так простодушно и нежно, что его долгое время принимали за девушку. И картина была известна под названием «Лютнистка». Юношу искусствоведы в ней рассмотрели позже – и опознали. Это Марио Миннити, позировавший и для других работ Караваджо: «Музыканты», «Мальчик, укушенный ящерицей», «Юноша с корзиной фруктов».

Нотная запись, которую разучивает лютнист, – это мадригал Якоба Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Но кому адресовано это признание из XVI века – нам неизвестно.

Справка

У «Юноши с лютней» есть два «брата» – две другие версии картины хранятся в Нью-Йорке (в Метрополитен-музее) и в частном собрании Бадминтон-хаус в Глостершире. Американская версия признана авторской, а вот британская – копия с эрмитажного полотна. Кстати, в американском варианте лютнист исполняет мадригалы итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.12.2017 14:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх