Версия // Общество // В январе 1991 года моряки Каспийской флотилии вывозили жен и детей из Баку в Махачкалу

В январе 1991 года моряки Каспийской флотилии вывозили жен и детей из Баку в Махачкалу

8823

Хроника Бакинского исхода


Фото: wikipedia/Gulustan
В разделе

Последние события в Нагорном Карабахе показали роль России в разрешении сложных вопросов на Кавказе. Нашу страну о помощи попросили и Армения, и Азербайджан. Но так было не всегда. В 1991 году волна национализма захлестнула Баку. В этой статье мы расскажем о сложной странице истории нашего флота – блокаде кораблей и судов Каспийской флотилии в своей Главной базе Баку.

Начало конца

1989 год. До развала СССР осталось два года. В ряде республик на националистической почве начинает обостряться обстановка. Одно из таких мест – Кавказ. Вокруг Нагорного Карабаха растет напряженность. Обе стороны проводят различные, часто силовые акции. Спусковым крючком послужило совместное заявление Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха о воссоединении. За несколько дней до этого в Азербайджане был принят закон о суверенитете. Война стала неизбежной. Об этом много написано в интернете, сняты документальные фильмы. Тема же этой статьи – Каспийская флотилия и события, развернувшиеся вокруг неё. Первой ласточкой стало планировавшееся покушение на сына командующего Каспийской флотилии. Первоначально он был курсантом Каспийского высшего военно-морского училища в Баку. Помогли чекисты. Они провели операцию, и покушение на сына командующего флотилией сорвалось. Для продолжения учебы его перевели в Ленинград. Но это было только начало.

Блокирование Бакинской бухты

В советскую эпоху Каспийское море было полигоном по добыче нефти со дна моря. Все технологические новинки проверялись на Каспии. В Азербайджане была и сейчас есть организация «Каспморнефтефлот». Именно она обеспечивала добычу нефти в Каспийском море. Под контролем «Каспморнефтефлота» находились сотни самых различных судов – крановые суда, спасатели, противопожарные суда, специальные водолазные суда, пассажирские теплоходы для доставки нефтяников на морские платформы и многие другие.

Вечером 19 января от 50 до 100 судов «Каспморнефтефлота» пришли в Бакинскую бухту и блокировали фарватер. Такой большой разброс в количестве судов вызван тем, что точной цифры нет. В газетах 1991 года и в документах Каспийской флотилии даются разные цифры. Капитаны судов (в том числе «40 лет ВЛКСМ», «Б.К. Баба Заде», «Водолей-4», «Нефтегаз-18», «Ширван», «Джумшуд Ибрагимов» и другие) собрались на борту пассажирского судна «Сабит Оруджев». После начала добычи нефти в море доставка нефтяников на платформы стало одной из задач «Каспморнефтефлота». За послевоенное время было построено несколько поколений пассажирских судов и катеров. Последними по времени судами стала пара пассажирских теплоходов, построенных в Финляндии в 1983 году – «Сабит Оруджев» и «Алексей Кортунов». Последнего, после обретения Азербайджаном независимости, переименовали в «Генерала Асадова». «Сабит Оруджев» стал плавучим штабом по блокировке кораблей и судов Каспийской флотилии в Бакинской бухте.

Как и в других проблемных республиках, перед развалом СССР точками напряжения стали гарнизоны вооруженных сил СССР. В каспийском регионе флотилия была одним из самых мощных соединений вооруженных сил, поэтому внимание националистов к ней было особенное. Надо учитывать и то обстоятельство, что в ночь с 19 на 20 января в Баку были введены войска.

Совет капитанов на борту «Сабита Оруджева» принял решение воспрепятствовать маневрам и выходу кораблей флотилии из Бакинской бухты. Кроме этого, было принято решение давать сигнал тревоги: днем каждые полчаса, ночью каждый час. Бакинцы в возрасте до сих пор помнят гудки десятков теплоходов в Бакинской бухте.

По теме

Днем 20 января в порту националисты захватили танкер «Иван Земнухов» и пригрозили взорвать его, если войска из Баку не будут выведены. Через некоторое время танкер был освобожден, но идея, как говорится, пошла в массы. Были высказаны угрозы взорвать танкеры с нефтью, находящиеся на рейде в Бакинской бухте. Пользуясь количеством, националисты пытались полностью заблокировать корабли флотилии, но у них это не получалось, что приводило к очередному витку напряженности. Так плавучий кран попытался прижать к пирсу тральщик, но после огня из автоматов, был вынужден отойти.

О накале страстей говорит тот факт, что Горбачеву была послана телеграмма, в которой в частности говорилось: «...Сегодня в знак протеста одно из судов в Бакинской бухте будет сожжено. Если с берега или с моря будет применена сила…. Все танкеры будут немедленно подожжены. Если военные суда придут в движение, мы остановим их своими трупами».

21 января ситуация не улучшилась. В городе десантники проводили зачистку крыш от снайперов. Движение судов из Красноводска в Баку было остановлено. Беженцев из Карабаха и из самого Баку никто не эвакуировал. Паром «Советская Грузия» вышел из Красноводска, но был возвращен обратно. В порту Красноводска скопились суда из Баку, в том числе 4 парома – в те годы паромы между Баку и Красноводском ходили регулярно, как поезда. Команды Бакинских судов требовали выхода в море. В самом Баку на рейде все гражданские суда подняли траурные флаги. Каким-то образом траурный флаг был поднят даже над иранским сухогрузом «Иран Башир», вероятно, потому, что его капитаном был этнический азербайджанец. Националисты периодически делали информационные вбросы об убитых Советской армией мирных жителях Баку.

У командующего флотилией был трудный разговор с националистами. Те пришли в расположение флотилии и заявили вице-адмиралу Ляшенко, что корабли флотилии вывозят трупы горожан в море. Тот предложил осмотреть корабли в бухте. Националисты заявили, что эти корабли уже в море. Тогда командующий сказал, что он остановит любой военный корабль в Каспийском море, и на ракетном катере привезет представителей его осмотреть. Но если трупов там не будет, он прикажет расстрелять всех «проверяющих» прямо в море. Националисты-провокаторы ушли, но в республиканских газетах долго присутствовала тема о том, что Каспийская флотилия загрязняет Каспийское море трупами.

Провокации на море

Было принято решение эвакуировать членов семей моряков на вспомогательных кораблях Каспийской флотилии из Баку в Махачкалу. Националисты знали об этом, так как из подготовки похода секретов не делали, кроме этого караван грузовиков с беженцами двигался в сторону военно-морской базы. Националисты забеспокоились, так как они решили, что отъезд членов семей развяжет руки военным. Они заявили, что не допустят прохода вспомогательных судов флотилии, вплоть до своего уничтожения. В ход опять была пущена угроза о поджоге танкеров на рейде и резервуаров с нефтью в порту. Когда два гидрографических судна флотилии с женщинами и детьми вышли из бухты, националисты пригрозили их таранить. Выходу гидрографических судов стали активно препятствовать «Нефтегаз-10», «Нефтегаз-18», «Актау», «Атлет», «Водолей-4», «Буксировщик-6», «Вихрь-12». «Нефтегаз-10» пошел на таран гидрографических судов с женщинами и детьми. Гидрографы были вынуждены вернуться в базу. Для сравнения: гидрографическое судно «ГС-115» проекта 870 имело водоизмещение 680 тонн, «ГС-194» проекта 871 – 713 тонн, а «Нефтегаз-10» проекта В-92 – 4 000 тонн.

Судно типа Нефтегаз проекта В-92 (фото: wikipedia/Alex omen)
Судно типа Нефтегаз проекта В-92 (фото: wikipedia/Alex omen)

Капитаны гидрографов поступили правильно. Через некоторое время уже три гидрографических судна «ГС-115», «ГС-194» и «ГС-202» с 600-ми беженцами на борту, под охраной двух пограничных сторожевые катеров (ПСКА) проекта 205П, снова отошли от пирса. 4 корабля «Каспморнефтефлота» пошли на таран. Сначала гидрографы попытались уклониться. Тарана не получилось, было столкновение по касательной. После этого, был открыт огонь из автоматов. «Нефтегазы» всё равно шли на таран. Только огонь из автоматических 30-мм пушек морских пограничников заставил националистов отступить. Своим артиллерийским огнем ПСКА разбил ходовую рубку и срубил мачту одному «Нефтегазу», и прошил очередью борт второго. Первый, потеряв управление, врезался в основание буровой, второй остановился и стал тушить пожар. После произошедшего националисты выдали в эфир: «Всем, всем, всем! Миролюбивой общественности планеты Земля! 22 января 1990 года военный комендант Баку приказал военным кораблям применить оружие против гражданских судов…»

По теме

Идеологическое противостояние продолжалось. Националисты через Постпредство Азербайджанской ССР в Москве заявляли, что тысячи трупов были вывезены из Баку на пароме «Советский Казахстан».

Переговоры

К переговорам с националистами подключился начальник Особого отдела флотилии капитан 1 ранга Герман Алексеевич Угрюмов. Это были очень сложные переговоры. Но они завершились успехом. Больше тема семей моряков флотилии националистами не поднималась. Но обстановка в Баку накалялась. Теперь националисты требовали, чтобы все армейские подразделения ушли из города, в противном случае они угрожали устроить в нем резню. В городе начались перестрелки. Морские пограничники перехватили торговое судно «Баку», которое собиралась уйти в Иран, чем вызвали возмущение националистов, но опыт общения с морской пограничной охраной при прорыве гидрографических судов заставил их сбавить тон, хотя поджег всего флота в Бакинской бухте, обсуждался на полном серьёзе. К 23 января положение в Баку стабилизировалось, в городе навели порядок.

Разблокирование бухты

Как мы уже рассказывали, на теплоходе «Сабит Оруджев» был штаб по блокаде Бакинской бухты. На теплоходе находились 140 вооруженных боевиков. С 0 часов 24 января в акватории Бакинской бухты было объявлено чрезвычайное положение. Правда, начало оно действовать через сутки – над Бакинской бухтой бушевал циклон, принесший сильный дождь со снегом. 25 января, суда, осуществлявшие блокаду бухты стали из нее уходить. У причалов остались «Нефтегаз-30», «Сабит Оруджев» и плавбаза. На рейде бухты – «Водолей-4» и еще одно судно.

«Сабит Оруджев» и стоящий рядом паром штурмовали десантники из Костромского полка ВДВ. После захвата штабного корабля суда, стоящие в бухте, стали маневрировать, и пытаться обстреливать десантников на причале из автоматического оружия. Десантники ответили огнем из пушек БМП по «Водолею-4». Он отошел на рейд и запросил помощь из-за пожара на борту. Спасательное судно Каспийской флотилии подошло к «Водолею-4», погасило пожар и арестовало экипаж. Все стрелковое оружие националисты утопили в бухте. Кроме «Водолея» БМП вела артиллерийский огонь и по «Нефтегазу-30», который стал обстреливать десантников.

Командующий Каспийской флотилией запретил любые передвижение судов по бухте, но некоторые суда, активно участвовавшие в блокаде, попытались тихо уйти из неё. Судно «Атлет-24» задерживали на рейде со стрельбой. Так же со стрельбой задержали «Нефтегаз-18», «Актау», «Челекен-1», «Атлет-21».

Разблокировка бухты завершилась. Вход в Бакинскую бухту стал охраняться ракетными и артиллерийскими катерами Каспийской флотилии.

Заключение

После произошедших событий началась эвакуация русскоязычного населения из Азербайджана. Вспомогательные суда флотилии продолжали заниматься вывозом людей.

Все суда, выходящие из Бакинской бухты, досматривались морскими пограничниками. Неожиданно возникла еще одна проблема. Восстановили паромное сообщение между Баку и Красноводском. 25 января в Красноводск пришел первый паром из Баку – «Советская Нахичевань». Он был пустой, за исключением 17 вагонов, которые не приняли в порту Баку и вернули обратно. На следующий день пришел паром «Советская Грузия». Он то же был пустой. Только на третьем пароме – «Советская Калмыкия» было 80 беженцев из Баку. Вывоз беженцев из города шел тяжело. Частично в этом виноваты были военные власти, которые запретили продавать билеты на паромы до особого распоряжения.

СССР распался. Каспийская флотилия, как и Черноморский флот, была поделена между Россией, Азербайджаном, Туркменией и Казахстаном. Базами для российской Каспийской флотилии стали Астрахань и Каспийск.

1991 год на Каспии остался в прошлом. Хочется надеяться, что мир в регионе воцарился надолго.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.03.2021 12:00
Комментарии 0
Наверх