Версия // Общество // Девяностолетний парусник служит люксовым круизным судном

Девяностолетний парусник служит люксовым круизным судном

11937

Удивительная история «Морского облака»

В разделе

Есть суда, которые называют большими яхтами, или мега-яхтами, хотя, с точки зрения судостроения, это не совсем верно. Их очень мало. У автора нет точной статистики, но всего за ХХ век было построено не более 20 таких «больших яхт». Все они уникальны, и у каждой из них удивительная судьба. Сегодня мы расскажем об одном таком судне – “Sea Сloud”.

Предыстория

В 80-х годах XIX века пароходы практически полностью вытеснили парусники из океанского коммерческого судоходства. Но судовладельцы-парусники не сдались. Они нашли нишу, в которой эксплуатация парусников, как грузовых судов, была рентабельней, чем эксплуатация пароходов. Стали строиться большие парусные суда водоизмещением до 7 000 тонн. Они имели от четырех до семи(!) мачт, с парусным вооружением барка, или шхуны. Идея заключалась в том, что такие парусники – их стали называть «винджамеры» – выжиматели ветра – работали на сверхдальних линиях с грузами, не требующими быстрой доставки. Винджамеры обслуживали линии Европа – Австралия, перевозя австралийскую шерсть, и Европа – Южная Америка, перевозя селитру. Линий, конечно, было больше. Но эти две были основными. Во всем мире было построено около 200 таких больших парусников. Может показаться удивительным, но последние винджамеры сошли с коммерческих маршрутов только с началом Второй Мировой войны. Сейчас эти красивые корабли стоят как памятники во многих приморских городах Европы, а некоторые продолжают свою службу, правда, уже как учебные парусные суда. Знаменитые на весь мир четырехмачтовые парусные барки «Крузенштерн» и «Седов» – бывшие немецкие «Padua» и «Magdalene Vinnen II» соответственно – сегодня идут по очередному кругосветному маршруту с курсантами морских училищ. Недавно они посетили Антарктиду. А ведь одному из них 94, а другому 99 лет!

Начиная с середины XIX века, многие богатые люди строили себе яхты. Но это были в основном небольшие суда. Императорские и королевские яхты мы в этой статье не рассматриваем, это отдельная тема. С появлением винджамеров появилась возможность построить судно для собственных путешествий в корпусе большого парусного судна. Площадь помещений для немногочисленных пассажиров была максимальной, следовательно, на таком судне можно было обеспечить комфорт по высшему разряду. Вот такие парусники и стали называть большими яхтами. Герой нашего рассказа – трехмачтовый барк, хотя все его называют яхтой. В его истории было всё, что обычно встречается только в книгах: любовь, роскошь, война, труп президента, погони, королевские особы и русские моряки.

«Гусар»

Один из самых богатых бизнесменов того времени, «воротила с Уолл Стрита» миллионер Эдвард Френсис Хаттон (Edward Francis Hutton) решил построить себе яхту. Обычно американские миллионеры того времени строили себе относительно небольшие моторные яхты для прибрежных морских прогулок. Для таких моторных яхт максимальные переходы были до Канады или до островов Карибского бассейна. Хаттон хотел другого. В его планах были длительные океанские путешествия с максимально возможным комфортом. Цена при этом значения не имела. У миллионера была молодая жена Марджери Мериуэзер Пост. Миллионер поручил ей разработку пассажирских помещений яхты, чтобы сформулировать, что ей хочется, у молодой женщины ушло два года. Она арендовала большой склад в Бруклине, в котором построили пассажирские помещения будущего парусника. Марджери стала наполнять их роскошью. Она должна была продумать интерьер своей и восьми гостевых кают. В них было все самое лучшее - золотые смесители в ванных комнатах, каррарский мрамор, ценные породы древесины, античная мебель.

По теме

Яхта получилась на славу! Собственно говоря, это был четырехмачтовый барк, длиной 110 метров. Судно при спуске назвали «Hussar» - Гусар. Великая депрессия 1929 года строительства парусника не коснулась, денег у Хаттона было достаточно. «Гусар» был спущен на воду в Киле, в Германии, где было построено много винджамеров. Строительство велось на верфи Germania-Werft. За десять лет до спуска «Гусара» там построили «Magdalene Vinnen II» - будущий «Седов». Если сравнивать размеры нынешних «Крузенштерна» и «Седова», то они почти совпадают с размерами «Гусара». А ведь он был предназначен для перевозки всего 12-15 пассажиров! Первоначально Марджери настояла, чтобы корпус «Гусара» был черным. Кроме парусов на «Гусаре» был установлен вспомогательный двигатель.

Началась первая жизнь судна. Каждый год «Hussar» как минимум 9 месяцев проводил в океанских переходах. Пара проводила на нем практически всё свободное время. «Гусар» был на Галапагосских и Гавайских островах, в Карибском и Средиземном море. В 1932 году у американского лётчика Чарльза Линдберга похитили и убили полуторагодовалого ребенка. Это произвело очень большое впечатление на Марджери. Их дочь стала постоянно жить на «Гусаре» и путешествовать с родителями.

Идиллия продолжалась недолго, в августе 1935 года пара развелась. Бывший муж, понимая, что парусник для Марджери много значит, оставил «Гусара» ей.

«Морское облако»

Первое, что сделала Марджери - переименовала яхту при перерегистрации. «Hussar» превратился в «Sea Cloud» - Морское облако. Кроме этого, она перекрасила парусник – он стал белым. В заключение Марджери перепланировала все каюты.

В жизни Марджери появился новый мужчина – её старый друг Джозеф Дэйвис. Он стал её мужем в конце 1935 года. Дэйвис был дипломатом. В начале 1937 года он получил назначение на должность руководителя офиса американского посольства в СССР, то есть фактически послом США в СССР. «Sea Cloud» прибыла в Ленинград. Можно смело сказать, что по обстановке и комфорту в городе стало на один дворец больше. У НКВД появилась головная боль. Дело в том, что почти во всех посольствах и консульствах в стране у НКВД были свои информаторы из числа обслуживающего персонала. Это нормальная практика. «Морское облако» стало для контрразведки «терра инкогнито». На борту работали только члены экипажа. А вот советская номенклатура с радостью принимала приглашения на приемы на борту «Sea Cloud». Впрочем, на борту яхты в тот период побывали не только советские партийные и хозяйственные руководители, но и дипломаты из других стран, и даже королева Бельгии Элизабет.

Война

Sea Cloud во время Второй мировой войны
Sea Cloud во время Второй мировой войны

Воды Балтики становились опасными, и в июне 1938 года яхта переходит из Балтийского в Средиземное море. «Sea Cloud» прибыла в Стамбул. Дэйвис понимал, что США вступит в будущую войну, и Марджери попыталась продать яхту в Европе. Но за год до начала войны рынок больших люксовых парусников, как сказали бы сегодня, просел. «Sea Cloud» продать не удалось. Её перегнали в американский порт. В конце 1941 – начале 1942 года американский флот начал активно скупать яхты у частных владельцев для организации усиленного патрулирования побережья США. Тогда Джозеф и Марджери приняли решение передать яхту американскому флоту.

По теме

Президент США Франклин Делано Рузвельт – он был близким другом Дэйвиса – первоначально отказывался от передачи «Sea Cloud» военным. Он считал, что яхта была слишком красива для военной службы. Они пришли к компромиссу – правительство США взяло «Sea Cloud» в аренду за один доллар. Получилась так, что «Морское облако» была единственной люксовой яхтой, которую взяли в аренду. Остальные яхты мобилизовали, или купили у владельцев.

«Sea Cloud» попала в Береговую охрану США. Военные демонтировали все мачты и бушприт, вооружили и покрасили яхту в шаровый цвет. Экипаж нового сторожевика состоял из 12 офицеров и 172 матросов. Вооружение яхты составило две 76-мм пушки, восемь 40-мм «Бофорсов», 16 20-мм «Эрликонов» и реактивные бомбометы. На яхте появился бортовой номер IX-99. Зона патрулирования яхты был от Азорских островов до Гренландии. Кроме этого, яхта исполняла роль корабля-разведчика погоды – на ней была смонтирована метеостанция.

4 июля 1946 года яхту вернули её владельцам, а через год восстановили мачты и все интерьеры.

Диктатор

Новым районом плавания «Sea Cloud» стало Восточное побережье США и Карибский бассейн. У Джозефа Дэйвиса сложились дружеские отношения с диктатором Доминиканской Республики Рафаэлем Леонидасом Трухильо. Диктатор часто посещал яхту, и не скрывал, что она ему очень нравится. Марджери поняла, что больше не может содержать яхту с экипажем из 72 человек, и в начале 50-х годов приняла решение о её продаже.

Купив яхту в 1955 году, Рафаэль Леонидас Трухильо переименовал её в «Angelita» в честь своей дочери, и использовал в качестве плавучего дома. 30 мая 1961 года диктатора убили. Его семья пыталась бежать на яхте в Канны. На борту, кроме тела диктатора, была огромная для страны сумма денег. Уже подходя к Канарским островам, на яхте по радио приняли распоряжение нового правительства вернуться в Доминиканскую республику. Экипаж подчинился. Яхту снова переименовали в «Patria» и выставили на продажу.

Забвение и возрождение

Через пять лет её купила панамская компания, и перевела яхту в Неаполь на реставрацию. После восстановления, яхта перешла в США. Но там из-за бюрократических вопросов она «зависла». Дальше начался детектив. Некто Стефания Гэлахер вместе с мужем продвигала идею создания так называемых «океанских школ», где студенты обучались на судне, находящимся в океане. Они якобы заплатили владельцу яхты деньги, но тот не передал им судовые бумаги. Тем не менее, Стефания отправилась на яхте в учебный рейс. Кто кого в этом деле обманул, останется неизвестным. Стефанию Гэлахер обвинили в похищении судна, а яхту объявили в международный розыск. Арестовали «Angelita» - так тогда называлась яхта – в Панаме. Восемь лет яхта стояла в бухте Колон, разрушаясь без ухода от высокой влажности.

В бухте Колон
В бухте Колон

Там её нашел капитан Хартмут Пашбург, который принял решение восстановить роскошную яхту и продолжить её эксплуатацию. Группа бизнесменов из Гамбурга выкупила яхту, отреставрировала её и вернула её прежнее название «Sea Cloud» .

Была организована люксовая круизная компания, эксплуатирующая яхту. На борту «Sea Cloud» предусмотрены места только для 64 пассажиров! Дела пошли настолько хорошо, что была построена «Sea Cloud II» - современная большая яхта таких же размеров, но оборудованная по современным стандартам роскоши. Её старшая сестра сохранила обстановку 30-х годов ХХ века.

Два четырехмачтовых барка летом работают в Средиземном море – в районе Капри, Сардинии и Сицилии, а зимой в Карибском море. Последние десять лет капитанами на «Sea Cloud» работают русские моряки-парусники, прошедшие школу на барке «Крузенштерн».

Пассажиры «Sea Cloud» - люди не простые. Стоит подобное путешествие дорого от 2 до 18 тысяч фунтов стерлингов, поэтому обычных круизных пассажиров на яхте не бывает. В списке пассажиров яхты были королева Норвегии Мод, король Швеции Густав, бывший король Великобритании Эдуард VIII, герцог Виндзорский и его жена Уоллис Симптон, семья американских миллионеров Вандербильтов, жена президента США Мейми Эйзенхауэр.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.04.2020 16:20
Комментарии 0
Наверх