Версия // Общество // В Великобритании торговые суда маскировали под линейные корабли

В Великобритании торговые суда маскировали под линейные корабли

6826

Необычные корабли. Овцы в волчьей шкуре

В Великобритании торговые суда маскировали под линейные корабли
В разделе

Маскировка в военном дела была необходима всегда. В сражениях на море она была нужна не менее, чем в боях на земле. Визуальная маскировка на море решала две задачи. Во-первых, с помощью камуфляжа так искажали силуэт судна, что с определенного расстояния трудно было определить параметры движения – курс и скорость.

Это было очень важно, так как противник не мог правильно навести орудия, или командир подводной лодки не мог правильно рассчитать «торпедный треугольник». Во-вторых, маскировали суда так, чтобы в них можно было опознать совершенно другие корабли. В этой статье мы расскажем о необычном решении Британского Адмиралтейства – замаскировать сухогрузные пароходы под самые мощные тогда боевые корабли – линейные корабли-дредноуты и линейные крейсера.

Визуальная маскировка

В отличие от камуфляжа, который применяется до сих пор, маскировка кораблей, то есть комплекс мероприятий, целью которых является придание одному кораблю образа другого, проводилась только в 10-х – 40-х годах ХХ века.

В частности, этот прием постоянно применяли немецкие рейдеры. Уходя в океан, на рейдерах было предусмотрено несколько «легенд». Заранее готовились разборные надстройки, трубы, фальшивые мачты. Рейдер выходил из немецкого порта как голландский сухогруз (подбирался конкретный прототип с похожим силуэтом), после месяца боевых действий корабль становился советским транспортом – тоже реально существовавшим. Потом рейдер превращался в норвежский теплоход и так далее. Целью такой маскировки было убедить капитанов встречных судов и командиров военных кораблей, что перед ними нейтральный «купец», а не грозный рейдер, способный выдержать бой с крейсером (смотри статью «Роковая ошибка») и совершить кругосветный переход с одной дозаправкой. О немецких рейдерах смотри статьи «Последний корсар империи. Часть 1», «Последний корсар империи. Часть 2» и «Свастика над Арктикой».

Английский вариант

В Первой мировой войне основными противниками были английский и немецкий флоты. Кайзеровский Флот Открытого моря был слабее английского Гранд Флита. Но был один нюанс. Дело в том, что Гранд Флит был резервом для операций во всех морях Мирового океана. В случае необходимости из его состава выделялись линейные корабли и линейные крейсера для операций в Средиземном море, или на Дальнем Востоке. А поскольку немцы очень внимательно следили за Гранд Флитом, то в случае его ослабления они вполне могли навязать решающее морское сражение на более выгодных для себя условиях. Для Английского Адмиралтейства вопрос о сохранения в тайне текущего состава Гранд Флита стал актуальным.

Появилась идея. Взять большие океанские грузовые пароходы, и с помощью досок, парусины и других подручных материалов замаскировать их под линейные корабли и линейные крейсера – самые мощные корабли во флотах того времени. Идею активно поддержал Уинстон Черчилль – тогда первый лорд Адмиралтейства.

По теме

Всего было выбрано 14 больших океанских сухогрузных пароходов. 10 из них – «Сити оф Оксфорд», «Мичиган», «Монтесума», «Рутения», «Тиролия», «Оруба», «Маунт Ройял», «Монткальм», «Кронпринцессин Сесиль» и «Пертшир» были замаскированы под линейные корабли «Сент-Винсент», «Коллингвуд», «»Айрон Дюк», «Кинг Джордж V», «Центурион», «Орион», «Марлборо», «Одейшес», «Эйджекс» и «Вэнгард» соответственно. Все пароходы английское Адмиралтейство купило, за исключением немецкого парохода «Кронпринцессин Сесиль», который был реквизирован. После маскировки будущих «линейных кораблей», пришла очередь «линейных крейсеров».

Пароходы «Сивик», «Манипур», «Патрисиан» и «Мерион» стали линейными крейсерами «Куин Мэри», «Индомитебл», «Инвинсибл» и «Тайгер» соответственно.

Маскировка проводилась следующим образом. На пароходах срезались мачты с грузовыми стрелами, из дерева и парусины сооружались надстройки и орудийные башни главного калибра, делались дополнительные фальшивые трубы. Стволы в башнях главного калибра были из больших цельных стволов деревьев. Весь «линейный корабль» красился шаровой краской. Конечно, вблизи было видно, что это муляж. Но, начиная с определенной дистанции, в условиях открытого моря, новоявленные линкоры вполне можно было принять за настоящие.

Все транспорты в Первую мировую войну входили в состав Вспомогательного Королевского флота – RFA. Замаскированные суда входили в отряд «линкоров вспомогательного флота» - RFA Battleships. Поскольку, по сути, они оставались гражданскими пароходами, командовать этим необычным соединением поручили гражданскому моряку, Херберту Хэддоку. (1861 – 1946). У него интересная биография. В молодости он служил в Королевском флоте в чине лейтенанта, но потом перешел в знаменитую компанию «Уайт Стар лайн», пассажирские пароходы которой ходили через Атлантику в Америку. «Уайт Стар лайн» отчаянно боролась за Голубую ленту Атлантики с компанией «Кунард лайн». В компании Хэддок сделал успешную карьеру и командовал трансатлантиками «Британик», «Германик», «Кедрик» и «Океаник». Он был первым капитаном печально известного «Титаника». По каким то причинам, перед первым рейсом «Титаника» руководство «Уайт Стар лайн» поменяла капитанов однотипных лайнеров – капитан Смит стал командовать «Титаником», а капитан Хэддок – «Олимпиком». Хэддок сразу получил чин коммодора Королевского флота. Когда «Уайт Стар лайн» потребовался капитан на третий однотипный пароход, «Британик», компания попыталась вернуть Хэддока с военной службы, но Адмиралтейство было категорически против, и до 1918 года он служил в Королевском флоте.

После переоборудования и маскировки, новоявленные «боевые единицы» Гранд Флита перешли в Скапа-Флоу, главную базу английского флота того времени. Первоначально, командующий Гранд Флитом адмирал Джеллико был рад появлению таких двойников. Он уже планировал различные операции по переводу своих кораблей на другие театры военных действий, которые должны были прикрывать фальшивые линкоры, но после знакомства с пополнением, его мнение изменилось кардинально. Дело в том, что дредноуты и супердредноуты того времени имели скорость хода 21-23 узла – 38-42 км/ч. Обычные же грузовые пароходы могли максимально идти со скоростью около 10 узлов – 18 км/ч. Во время боевых действий самые мощные корабли флота просто не ходили с такой черепашьей скоростью. Джеллико написал гневное письмо в Адмиралтейство на тему полной ненужности таких судов. Но дело было уже сделано, и 14 пароходов стали «Эскадрой специального назначения Гранд Флита». Ход «Эскадры» при движении всех пароходов был только 7 узлов (около 13 км/ч), и действовать совместно с Гранд Флитом она не могла. Поэтому её перевели в Лох-Ив, в надежде, что немцы обнаружат это «разделения» главных сил флота, и будут вынуждены тратить силы для наблюдения за двумя базами. Но тут англичан ждало разочарование – немцы просто не заметили «переход части Гранд Флита» в другую базу!

По теме

В 1915 году союзники начали планировать операцию в Босфоре. Расклад сил был таков. В Босфоре кроме устаревших турецких броненосцев находился новейший кайзеровский линейный крейсер «Гебен» - будущий флагман турецкого флота «Явуз Султан Селим». У союзников в Средиземном море находился один линейный крейсер – «Инфлексибл». Была опасность, что «Гебен» может выйти на поиск противника. Чтобы немцы не приняли такого решения, англичане направляли в Средиземное море два «муляжа» линейных крейсеров, которые должны были «засветится» в Восточном Средиземноморье. В конце февраля 1915 года от берегов Великобритании отошли «Марион» и «Манипур», замаскированные под линейные крейсера «Тайгер» и «Индомитебл». Чтобы заранее не засветиться со своим малым ходом, пароходы сделали приличный крюк по Атлантическому океану, прежде чем зайти в Гибралтар, причем проходили они его ночью. Обнаружили себя пароходы 5 марта 1915 года, когда бросили якорь в бухте острова Тенедос. После этого они пошли в сторону Мраморного моря. На этот раз всё сработало, турки и немцы их обнаружили, «Гебен» на охоту не вышел. Штурм проливов 18 марта 1915 года для союзников был настоящей катастрофой. Объединенный флот Антанты потерял несколько эскадренных броненосцев, и, самое главное, был поврежден единственный в Средиземном море линейный крейсер «Инфлексибл». «Марион» и «Манипур» – то есть «Тайгер» и «Индомитебл» – теперь почти постоянно находились ввиду турецких берегов.

Атака и её необычные последствия

30 мая 1915 года немецкая подводная лодка UB-8 под командованием капитан-лейтенанта Эрнста фон Фойгта патрулировала Эгейское море. Командир лодки увидел в перископ цель, о которой он не мог даже мечтать. Мимо субмарины на очень небольшой скорости шел новейший корабль английского флота – линейный крейсер «Тайгер». Фойгт, сделав все расчеты, произвел торпедный залп. Ради потопления линейного крейсера, командир лодки даже отказался от атаки на пять груженых транспортов, которые шли в пределах досягаемости. «Тайгер» стал тонуть. Но тонул он на ровном киле, не спеша. Это насторожила Фойгта. Так боевые корабли не тонут. Но что ввело командира субмарины в состояние ступора, это орудийные башни главного калибра линейного крейсера, сброшенные взрывом в море. Бронированные башни, весом несколько сотен тонн каждая, плавали по Эгейскому морю, не желая погружаться в воду. Доподлинно неизвестно, что при этом говорил в центральном посту капитан-лейтенант, но теперь командование немецким флотом на Средиземном море знало, что оно попалось на мистификацию англичан.

Конец истории

Тайна перестала быть тайной. Формально, «Эскадра специального назначения» продолжала существовать. Но потихоньку из её состава стали выводить пароходы, чтобы использовать их как грузовые суда. Соединение Хэддока было расформировано в октябре 1915 года. Два «линкора» «Орион» и «Коллингвуд» в декабре 1915 года перешли в Средиземное море, но не для того, чтобы вводить в заблуждение немцев, а чтобы быть затопленными как часть волнолома в гавани Мудроса. Эта идея Уинстона Черчилля обошлась английскому Адмиралтейству в миллион фунтов стерлингов – огромную сумму по тем временам.

Версия 2.0

Опыт использования торговых судов как имитаторов боевых кораблей показал свою полную несостоятельность. Но после начала Второй мировой войны, в английском Адмиралтействе опять вспомнили о ней. Неизвестно, насколько Уинстон Черчилль, тогда уже Премьер-министр, способствовал возрождению идеи. Можно лишь с уверенностью сказать, что основным аргументом сэра Уинстона было то, что морская разведывательная авиация значительно расширила свои возможности, и могла с легкостью обнаружить крупные военные корабли. Поэтому снова можно поиграть в игру-обманку. Черчилль предполагал, что ложные цели должны постоянно находиться в базах, поэтому их можно делать на основе несамоходных барж. Первый лорд Адмиралтейства Дадли Паунд в целом был согласен с концепцией Черчилля, но был категорически против несамоходных барж. Поэтому было решено повторить опыт Первой мировой войны и перестроить несколько торговых судов в линейные корабли и авианосцы.

Первоначальный план предусматривал перестройку шести судов для создания «дублеров» линкорам и линейным крейсерам «Нельсон», «Худ», «Ринаун», «Куин Элизабет», «Вэлиант» и «Роял Соверин». Впоследствии программу урезали до трех судов. На переделку пустили суда компании «Шоу Севилл лайн». Так же, как и в 1914 году из пароходов делали боевые корабли в масштабе 5/6. Трюмы судов наполняли пустыми бочками и древесиной. Были имитированы два линкора и авианосец «Гермес». Обозначались они как «флотские тендеры» и были сведены в Соединение W – Force W. Первый переход Соединения W из Белфаста в Росайт, а потом в Скапа-Флоу не принес ожидаемого эффекта – немцы опять не заметили линкоров – подделок. Соединение постоянно находилось в Скапа-Флоу, где пережило несколько налетов немецкой авиации. Приняли ли немцы подделки за настоящие корабли, или нет – неизвестно. В августе 1940 года был сильный шторм, псевдолинкоры и авианосец обладали большой парусностью. Их стало сносить на скалы. Мастерство экипажей предотвратило их гибель, но после шторма было решено перевести их обратно в Росайт на прикол.

К лету 1941 года всем стала очевидна несостоятельность этой идеи. Было решено восстановить пароходы как грузовые суда, тем более, что настоящий «Гермес» к тому времени был уже потоплен. Ирония судьбы – именно судно, имитировавшее «Гермес», затонуло при переходе на верфь для обратной переделки.

В отличие от судов-ловушек подводных лодок – Q-ship – идея имитации крупных надводных кораблей не нашла последователей ни в одной из стран мира.

В качестве иллюстраций использовались фотографии из журналов: «Арсенал Коллекция» №9 2017 год и «Арсенал Коллекция» № 11 2017 год.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.09.2021 16:00
Комментарии 0
Наверх