// // Итоги выставки Серова: шумиха, это медийный вброс или сарафанное радио?

Итоги выставки Серова: шумиха, это медийный вброс или сарафанное радио?

2661

Оттенки серого

10
В разделе

Выставка известного русского живописца, графика, мастера портрета Валентина Серова прошла в Третьяковской Галерее на Крымском Валу, в ЦДХ. Ее окончание было отмечено небывалым ажиотажем, носящим скандальный оттенок.

Выставка начала свою работу еще в октябре 2015 года. Она была посвящена 150-летию художника, который прожил всего 46 лет. 25 российских музеев представили 250 шедевров (100 картин и 150 графических рисунков) Серова. Помимо картин и рисунков были также представлены карандашные наброски, книжные иллюстрации, карикатуры, афиши, письма и дневники живописца.

При открытии выставки и ее дальнейшей работе никакого особого спроса не наблюдалось. Все, кто хотел увидеть полотна Серова, могли без проблем купить билеты (в том числе электронные через интернет) и спокойно посетить ее. Многие поклонники русской живописи так и сделали, ибо работы Валентина Серова всегда были любимы людьми, независимо от пола и возраста.

Чем объяснить небывалую тягу к искусству, которая ни с того ни с сего обуяла тысячи россиян? По данным статистики, выставку за время ее работы посетили около полумиллиона человек, установив своеобразный рекорд!

Cеров в ЦДХ на Крымском валу - очередь
Cеров в ЦДХ на Крымском валу - очередь

Понятно, что на выставках в России и за рубежом бывает всякое. Мой знакомый искусствовед рассказывал, что на выставки в Париже люди также могут занимать очередь с ночи. Помню, как сам приезжал вместе с женой и друзьями на первом поезде метро для того, чтобы занять очередь на выставку работ Сальвадора Дали в Пушкинском музее. Но чтобы все произошло так, как оно произошло - с выламыванием дверей, битьем стекол и пятичасовыми стояниями на 12-15-ти градусном морозе?! Вокруг ЦДХ были впоследствии даже развернуты несколько полевых кухонь МЧС и поставлена палатка для обогрева желающих!

Отмечу, что, на мой взгляд, выставка картин Серова ничем особенным не выделяется, являясь по сути ординарной. Что ничуть не умаляет ее достоинств! По отзывам зрителей, картины и эскизы Валентина Серова привлекают незамутненной лиричностью изображаемых сюжетов, тихой прозрачностью своих полотен, портретной харизматикой изображаемых людей.

Его творчество известно тем, что за всю жизнь он не написал ни одного схожего портрета. Популярны работы «Девочка с персиками», «Портрет П.Третьякова», «Портрет Иды Рубинштейн», «Портрет Н.Лескова», портреты членов царской семьи, различные пейзажные зарисовки. Древние и традиционные сюжеты соседствуют на его полотнах с модерном.

Куратор выставки, Хранитель Третьяковской Галереи Ольга Атрищенко так характеризовала творчество Валентина Серова в одном из интервью:

«О такой живописи очень долго мечтало русское искусство. Два мэтра - Крамской и Репин рассуждали, как сделать так, чтобы русское искусство было чистым и свободным как работы французских импрессионистов, но не потеряло своего уникального содержания».

По мнению многих искусствоведов, Валентину Серову удалось достичь такого баланса.

Так каковы причины такого ажиотажа вокруг выставки? К примеру, на также весьма популярную книжную выставку «Non-Fiction», также проводимую в ЦДХ, о чем мы писали в цикле статей «Игра в классики», особых давок и ажиотажа не наблюдается, хотя наплыв людей весьма велик.

Я специально посетил выставку Серова уже после того, как ее продлили на неделю. Никаких сумасшедших очередей не было. В очереди я отстоял час. Так как на улице стояла оттепель, то нужды в дополнительном обогреве не было. Пообщавшись с людьми в очереди на выставку, наше издание предлагает свою версию произошедшего:

Во-первых, нельзя недооценивать силу современного пиара и прессы, которые при желании могут создать (или не создать) желаемый эффект вокруг любого события благодаря современным технологиям манипулирования сознанием масс!

Во-вторых, живопись Валентина Серова доступна и понятна многим людям далеким от искусства с его подчас навороченными и перегруженными смыслами современными тенденциями. Мастерски исполненные портреты отлично иллюстрируют тезис приобщения к особой среде талантливых, успешных, богатых, красивых людей. Налицо феномен поиска собственной самоидентификации через приобщение к прекрасному!

В-третьих, руководству Третьяковки и других музеев следует почаще проводить выставки известных русских и зарубежных живописцев, обращая внимание на удобства зрителей при их посещении. Замечено, что здание ЦДХ на Крымском Валу в целом функционально устарело. Не зря в «нулевых» обсуждался вопрос о сносе и строительстве на его месте нового здания, с современным арт-центром и галереями. В случае выставки Серова, проходившей в лютый мороз, можно было бы подумать об организации горячего чая для стоящих в очереди людей, об установке тепловых пушек для обогрева ждущих в очереди, о продлении срока работы выставки без ненужного ажиотажа и так далее. То есть, больше заботиться о живых людях!

В-четвертых, очевидно, что-то происходит не только с людьми, стоявшими в ощутимый холод в гигантской очереди вокруг ЦДХ, но и со всеми нами. Повышенный спрос на культуру в настоящее сложное в экономическом и других отношениях время, показывает, что не все в нашей жизни измеряется материальными ценностями. Не хлебом единым жив человек!

И такое наблюдение, на мой взгляд, дает пусть иллюзорную, но надежду на лучшее будущее!

Опубликовано:
Отредактировано: 31.01.2016 17:43
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх